Морфологические инновации, связанные с категорией рода
статья по логопедии
Детям сложно усвоить категорию рода по 2-м причинам:
1) не во всех случаях наблюдается смысловая мотивированноть отнесения существительных к одному из 3-х родов, основанная на различии естественных полов (мальчик – девочка);
2) выбор формы рода неодушевлённых и значительной части одушевлённых существительных семантически не мотивирован, определяется традицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskie_innovatsii_svyazannye_s_kategoriey_roda.docx | 12.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Морфологические инновации, связанные с категорией рода.
Детям сложно усвоить категорию рода по 2-м причинам:
1) не во всех случаях наблюдается смысловая мотивированноть отнесения существительных к одному из 3-х родов, основанная на различии естественных полов (мальчик – девочка);
2) выбор формы рода неодушевлённых и значительной части одушевлённых существительных семантически не мотивирован, определяется традицией.
В языке детей до определённого периода действует двухродовая система (средний род отсутствует). Это объясняется:
1) средний род не обусловлен семантически, так как не связан с полом;
2) средний род по системе окончаний косвенных падежей неотличим от мужского рода, а форма именительного падежа при безударности окончания совпадает с аналогичной формой женского.
Для ряда существительных можно констатировать конфликт между морфологическим родом (в системе падежных окончаний) и синтаксическим (в согласовании местоимённой субституции). Речь идёт о словах типа «дядя/ дедушка/ юноша» (окончание -а). Дети устраняют конфликт в пользу морфологического рода (где моя папа?). В 3-4 года этот же конфликт устраняется в пользу синтаксического рода (папа, ты мужчин?).
В сфере категории рода обнаруживаются 2 характерных явления:
1) дети не употребляют существительные мужского рода применительно к женщинам (воспитатель – воспитательница);
2) при необходимости обозначить лицо женского рода ребёнок образует корреляты (видовые пары) с помощью суффиксов (дирижёр - дирижёрка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного часа по формированию лексико - грамматических категорий языка и связанной речи в логопедической подготовительной группе.
Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях....
Презентации "Парадная форма для разного рода войск", "Полевая форма для разного рода войск"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22434352","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 350px; width: 800px;"}}]]...
В чем причина ошибок в речи ребенка, связанных с категорией числа?
В современном языке категория числа двучленна. В основе категории числа лежит механизм количественной актуализации. Если речь идёт о единичных предметах (конкретные существительные), то они предполага...
Познавательно-исследовательский проект "История одного рода. Рода Рандымовых"
Современные дети мало знают о своей семье, родном городе, о своей стране. Сложившаяся непростая ситуация в нашей стране привела к тому, что многие родители, решая экономические проблемы, самоустранили...
Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"
Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...
Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ
Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связанной речи. Тема: Предлог «НА». Посуда.
Цель: формирование умения понимать и правильно употреблять предлог «на»...