Логопедический кружок "В гостях у сказки"
материал по логопедии
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои
возможности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»
Согласовано_________ Утверждаю_____________
Педагогический совет №1 Заведующий МБДОУ
От ____________________ «Детский сад № 30»
Затула В.А. Расинская Л.Д.
ПЛАН-ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководитель кружка:
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Кульбакова И.Н.
Михайловск, 2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность темы:
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои
возможности».Сказка - ложь, а в ней намек, добрым молодцам - урок! Данное
высказывание знакомо каждому человеку с детства. Сказкотерапия для детей
– это способ, при котором вы без истерик, ругани и нотаций поможете
ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие
качества. Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно
ребенку. Она не только воспитывает, но и улучшает отношения между взрослым и малышом, что помогает избежать многих конфликтных ситуаций
в будущем.
Сказка- благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысли ребенка, будит его воображения. Задача первого этапа работы над этой темой- ввести детей в мир сказки. Ребенок очень рано знакомится со сказками. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им произведениях, дать знания о происхождении этого жанра.
На одном из занятий целесообразно рассказывать детям, как рождались сказки, как они передавались из уст в уста, от старшего к младшему, объяснить, что всеми любимые сказки про колобка, Снегурушку, медведя на липовой ноге рассказывали еще давным–давно, в далекие времена, что людей, которые знали много сказок хорошо их рассказывали (сказывали, называли сказителями. Можно показать портрет указателя (сказательницы, обратить внимание детей на его лицо)
Роль сказки в воспитании детей.
Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие роль сказки в воспитании детей истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников и младших школьников.
Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный характер.
Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Отмечено, что дети, которым выбирали для чтения сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников.
Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка.
В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Кроме того они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы.
Полезные уроки сказки:
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира? Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- художественным образованием и воспитанием детей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.)
Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Срок реализации кружка «В гостях у сказки» - 1 год
Возраст детей 6 -7 лет.
График занятий:
Кружковая работа будет проводиться один раз в неделю по четвергам во второй половине дня (начало занятий 15-30) с группой детей-10 человек.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который
дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.
Основная цель:
Духовно-нравственного воспитание личности ребенка средствами театральной деятельности.
Общие цели:
1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
2. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Обучающие задачи:
1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных качеств: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие задачи:
1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. Развивать речь детей с помощью пересказывания сказок.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
5. Содействовать развитию мотивированной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Формы организации театрализованной деятельности
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игра;
- Инсценировка и драматизация;
- Объяснение;
- Показ;
- Личный пример;
Беседы;
- Обсуждения;
- Просмотр видеофильмов;
- Разучивание произведений устного народного творчества.
Форма работы:
- групповая
Средства:
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);
- Литературные произведения, иллюстрации;
- Разные виды театров – настольный театр, пальчиковый театр, театр масок.
Ожидаемый результат:
1. активизация речи детей, пополнение словаря, развитие предпосылок диалоговой речи.
2. Развитие психических процессов (мышление, память, внимание, воображение, фантазии)
3. Совершенствование личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки)
месяц | неделя | тема | содержание |
сентябрь | III | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту |
сентябрь | IV | Украинская народная сказка «Колосок» | Чтение сказки, анализ содержания |
октябрь | I | Белорусская народная сказка «Пых» | Чтение сказки, анализ содержания |
октябрь | II | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Чтение сказки, анализ содержания |
октябрь | III | В. Сутеев «Палочка – выручалочка» | Чтение сказки, анализ содержания. |
октябрь | IV | А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Просмотр сказки, анализ содержания |
ноябрь | I | В. Катаев «Цветик-семицветик» | Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки. |
ноябрь | II | Викторина по сказкам | Вызвать соревновательный интерес к игре, вспомнить героев сказок. |
ноябрь | III | Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | Чтение, краткий пересказ |
ноябрь | IV | Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | Просмотр сказки, анализ содержания |
декабрь | I | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Инсценировка сказки |
декабрь | II | Русская народная сказка «Морозко» | Просмотр сказки, анализ содержания» |
декабрь | III | В. Сутеев «Елка» | Чтение сказки. Вызвать праздничное настроение |
январь | III | Г.Х. Андерсен «Снежная королева» | Просмотр сказки, анализ содержания |
январь | IV | С. Маршак «Двенадцать месяцев» | Слушание сказки, анализ содержания |
февраль | I | А.Н. Толстой «Золотой ключик» | Слушание сказки, анализ содержания |
февраль | II | Нанайская сказка «Айога» | Продолжать знакомить детей со сказками разных народов. Анализ содержания |
февраль | III | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | Инсценировка сказки (отрывок) |
февраль | IV | Ш. Перро «Спящая красавица» | Слушание сказки, анализ содержания |
март | I | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр сказки, анализ содержания |
март | II | Придумывание сказки | Развитие воображения, фантазии, творческого мышления |
март | III | Ш. Перро «Кот в сапогах» | Просмотр сказки, анализ содержания |
март | IV | Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» | Слушание сказки, анализ содержания |
апрель | I | Н.Носов «Огурцы» | Чтение сказки, анализ содержания |
апрель | II | Н. Носов «Затейники» | Чтение сказки, анализ содержания |
апрель | III | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Просмотр сказки, анализ содержания |
апрель | IV | Русская народная сказка «Каша из топора» | Чтение сказки, анализ содержания |
май | I | Б. Гримм «Бременские музыканты» | Просмотр сказки, анализ содержания |
май | II | Ш. Перро «Золушка» | Чтение сказки, анализ содержания |
май | III | Русская народная сказка «Царевна - лягушка» | Чтение сказки, анализ содержания |
май | IV | Викторина по сказкам | Закрепить знания детей по пройденному курсу |
Литература:
1. О.Ф. Васькова, А.А Политыкина «Сказкотерапия как средство развития
речи детей дошкольного возраста». СПб Детство- пресс, 2011
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
3. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
4. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников: Программа и репертуар.-М., 2001-160 С.
6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети» Пособие для воспитателей , педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.-М., 2004-208 С.
7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
8. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
9. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
10. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»
Цели: диагностические:классификация предметов, обобщение предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-196095-1522171523.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»
Цели: диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;обра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-592802-1423813525.jpg)
Конспект логопедического занятия "В гости к сказке".
развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, мелкую моторику;закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях;воспитывать речевое дыхание, интонационную выразительность...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/04/picture-661986-1441383193.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. "В гостях у сказки"
Воспитатель Глазунова Е.П. ГДОУ 42 Колпинского района Спб«В гостях у сказки»Занятие может быть проведено как итоговое, позволяющее установить уровень знаний детей по развитию речи и ознакомлению с уст...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-344298-1384615651.jpg)
Логопедический досуг "В гостях у сказки".
В данном досуге предлагается детям закрепить знания о сказках. В игровой, непринуждённой обстановке дети вспоминают сказочных героев, сами сказки, воспитывается интерес к слушанию сказок. С...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/26/picture-1157080-1566814904.jpg)
Развлечение в подготовительной логопедической группе «В гостях у сказки» (Презентация проекта "Здравствуй, сказка")
Цели: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи. Задачи. 1. Формировать умени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/13/picture-957956-1628872820.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»
Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...