Индивидуальное занятие с ребенком с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии
Конспект занятия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей младшего школьного возраста с ФФНР (артикуляторно-фонетическая дислалия) (приложение 7)
Тема: «Активизация функций речевого аппарата. Постановка звука [Р]»
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к произнесению раскатистого звука [Р].
Задачи:
Обучающие:
- подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [Р];
- закрепить зрительный образ буквы [Р].
Развивающие:
- развивать фонематический слух, фонематические представления;
- совершенствовать навыки фонематического анализа;
- работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать умение чётко выполнять инструкцию.
Оборудование: зеркало; карточка с текстом; пластилин; карточка с черно-белыми изображениями.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность ученика | Примечание | Время |
1.Организационный момент. Задача. | Здравствуй! Для начала сделаем артикуляционную гимнастику. Поставь зеркало на подставку. | Ребенок ставит зеркало на подставку. | Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол. | 1 минута |
Задача. Развитие и укрепление артикуляционного аппарата. | Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ: «Трубочка» Вытянем губки вперед, как будто хотим сказать звук У. Держи, а я посчитаю до 6. «Рупор» Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянем губы широкой трубочкой. Упражнения для языка: «Блинчик» Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губу. «Лошадка» Поедем за грибами на лошадке. Лошадка цокает копытцами по мостовой. Поцокаем язычком. «Грибок» Соберём грибки и повесим на сучок. Присосем язычок к небу. Сорвем грибок - оторвём язык от нёба. «Чашечка» Приготовь чашечку, я налью тебе чаю. Тебе нужно округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки». «Дятел» А в лесу нас встречал дятел. Откроем рот, поднимем язык за верхние зубы и постучим по бугоркам за верхними зубками, произнося звук [Т]. | Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. Ребенок выполняет все упражнения, смотря в зеркало. | Логопед с ребенком выполняет артикуляционную гимнастику. Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. | 10 минут |
3.Основная часть. Задача Развитие и укрепление артикуляционного аппарата. | Постановка раскатистого звука [Р]. Подготовительный этап. Логопед: теперь сделаем «Блинчик» и побарабаним широким язычком за верхними зубами. Вот так – д-д-д. Видишь, бумага колеблется при каждом ударе твоего язычка. Так можно проверить правильность выполнения упражнения. | Ребенок выполняет упражнение. | Логопед демонстрирует верное выполнение упражнения. Ребенок выполняет. Логопед подносит ко рту ребенка полоску бумаги. Упражнение повторяется несколько раз, пока данная артикуляция не будет выполняться достаточно быстро и свободно. | 5 минут |
Задача. Развитие фонематического слуха. | Дидактическая игра «Поймай звук». Логопед: сейчас мы с тобой поиграем. Я буду говорить много разных звуков, а ты топни, если услышишь звук [Р] и хлопни, если услышишь другой согласный звук: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Аналогично - в слогах: Ру, ло, ка, ра, ро, ры, лы, са, ры. | Ребенок выполняет задание. | 3-4 минуты | |
Задача. Развитие мышления, развитие внимания. | Дидактическая игра «Подчеркни слова» Подчеркни слова, в которых есть буква Р. Дети пошли в лес. Стали собирать там грибы. Они их очень любят. Дети набрали полную корзинку. Принесли ее домой. И сварили вкусный грибной суп. | Ребенок выполняет задание. | Логопед предлагает ребенку карточку с текстом. | 3-4 минуты |
Задача. Развитие фонематического слуха, развитие внимания. | Определение места звука [Р] в словах. Логопед: я буду тебе читать слова, а ты запиши их в 3 столбика. В 1 столбике мы запишем слова, в которых звук [Р] в начале, во 2 – по середине, а в 3 – в конце: тетрадь, барабан, ракета, бор, телевизор, мираж, рука, работа, милиционер. | Ребенок выполняет задание. | 2-3 минуты | |
Задача. Развитие внимания, развитие мелкой моторики. | Работа с пластилином. Логопед: перечисли, что здесь нарисовано. (Рот, крот, кот, крыша, крыса, книга, вагон, рис). Обведи пластилином по контуру только те изображения, в названиях которых есть звук [Р]. | Ребенок обводит пластилином по контуру изображения, в названиях которых есть звук [Р]. | Логопед предлагает ребенку картинку с черно-белыми изображениями. | 3-4 минуты |
4.Итог занятия. Задача. Оценить работу на занятии. | Логопед: чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось? | Логопед оценивает деятельность ребенка. | 1-2 минуты |
Самоанализ занятия (приложение 8):
Занятие проводилось с ребенком старшей логопедической группы.
Определение цели и задач занятия, планирование его содержания, методов и приемов логопедического воздействия осуществлялось с учетом возрастных и речевых особенностей ребенка.
На занятие была поставлена цель: подготовить артикуляторный аппарат для произношения раскатистого звука Р. На занятии были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [Р];
- закрепить зрительный образ буквы [Р].
Развивающие:
- развивать фонематический слух, фонематические представления;
- совершенствовать навыки фонематического анализа;
- работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать умение четко выполнять инструкцию.
Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приемы соответствовали его возрасту и подобраны с учетом его индивидуальных особенностей (внимания, утомляемость и т.д.). Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика.
На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия. На занятии старалась создать благоприятный эмоциональный фон, положительную мотивацию к выполнению задания дополняла поощрением. Ребенок проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста
Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком раннего возраста,имеющего проблемы речевого развития.Цель данного занятия- развитие коммуникативных и речевых навыков....
Конспект индивидуального занятия с ребенком с РДА 5 лет
Пример индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим РДА....
Индивидуальное занятие с ребенком
Индивидуальное занятие...
Конспект индивидуального занятия с ребенком с диагнозом ФФНР
Тема: «Постановка звука [Р]. Тигренок учится рычать». Коррекционно – образовательные цели:Вызывание и постановка отсутствующего звука различными способами (механическим, смешанным).Коррекционно –...
Конспект занятия по ориентировке в пространстве детей со сложной патологией зрительного анализатора. Индивидуальное занятие. Слабовидящий ребенок 7 лет. Тема: "Ферма"
Обучение ориентировке в пространстве , использование детьми схем....
Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной к школе группы по развитию познавательных процессов с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича и информационных технологий «Письмо от лесных зверей»
Занатяие направлено на развитие памяти, произвольности внимания, формирование навыков создавать целое из частей, способствует развитию творческой активности детей, воспитанию доброжелательного о...
Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).
Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....