Формирование речевого дыхания у дошкольников с ОНР, как важная часть коррекционного процесса
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
система работы учителя - логопеда с дошкольниками с тнр по развитию диафрагмального дыхания на основе технологий Воробьевой Т и Нищевой Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие диафрагмального дыхания | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевого дыхания у дошкольников с ОНР, как важная часть коррекционного процесса
Говоря о речевом дыхании, имеется в виду диафрагмальное речевое дыхание. Речевое (фонационное) дыхание существенно отличается от физиологического. Физиологическое (жизненное, газообменное) дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед следующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук» удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок: «Эй!». Умение делать такой плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция – важнейшее условие правильной речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи это условие часто нарушается.
В традиционной логопедической литературе немного примеров, где дыхание не просто упоминается, как важная составная часть речевого акта, но разбираются особенности дыхания у дошкольников с нарушением речи, недостатки дыхания, а также способы их устранения. Без правильно сформированного речевого дыхания, а именно – диафрагмального, невозможна и плавная, внятная речь.
Общие недостатки дыхания у дошкольников хорошо сформулированы известнейшим специалистом в области логопедии М.И. Хватцевым в книге «Логопедия, работа с дошкольниками». Диафрагмальное дыхание формируется опосредованно через формирование ротового и речевого выдоха. В работах санкт-петербургского логопеда Н.В. Нищевой мы находим специальный комплекс упражнений для выработки диафрагмального дыхания, вписанный в учебный план логопедической группы для детей с ОНР на протяжении нескольких месяцев. Однако на практике сроки его усвоения зависят от структуры речевого дефекта и интеллектуального уровня каждого конкретного ребенка. Поскольку большое количество детей в группах с ОНР имеют стертую форму дизартрии , очень интересные разработки Т.С.Кузьминой и Н.И. Худяковой, предлагающих упражнения для воспитания речевого дыхания в своей работе «Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой формой псевдобульбарной дизартрии». Интересные приемы работы по развитию речевого дыхания такого известного логопеда-практика, как Т.А.Воробьева. Кроме книги «Дыхание и речь» можно посмотреть ее вебинар на площадке онлайн института «Дефектология Проф».
Как нарушается дыхание при некоторых видах речевой патологии? У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения дыхание становится поверхностным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Речь, порой, неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. У детей с ринолалией даже после уранопластики речь имеет привычный назальный оттенок из-за отсутствия небно-глоточного смыкания. Дыхание чаще поверхностное, ключичное, ребенок не регулирует ротовой и носовой выдох.
При легкой форме псевдобульбарной дизартрии у большинства детей также отмечается нарушение речевого дыхания. Для них характерны: чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха, форсированное начало фазы выдоха, сокращение длительности речевого выдоха, неравномерность выдоха на протяжении фразы, спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха, расстройства координации между дыханием и артикуляцией.
Система работы по формированию диафрагмального речевого дыхания включает в себя: 1) формирование диафрагмального дыхания, ротового, речевого выдоха, носового дыхания, дифференцированного дыхания «рот-нос», развитие дыхательной мускулатуры; 2) участие в этом процессе (и тесную взаимосвязь) не только логопеда и воспитателей, но и музыкального работника, инструктора по физкультуре, инструктора ЛФК, если он есть, психолога, а также родителей; 3) учет и выполнение всех принципов работы над дыханием.
Опыт работы показывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегративных связей. Работа ведется над разными видами дыхания параллельно в зависимости от структуры речевого дефекта, возраста, интеллектуальных возможностей ребенка.
Начинается эта работа с обследования дыхания. Определяются: 1) тип физиологического дыхания, 2) недостатки речевого дыхания по М.Е. Хватцеву, 3) продолжительность речевого выдоха, 4) характеристика голоса.
По итогам индивидуального обследования составляется индивидуальная программа формирования речевого дыхания у каждого ребенка.
В ходе работы по формированию диафрагмального речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо соблюдать следующие правила и принципы, чтобы работа была эффективной:
- Системность работы – учитываем и работаем над всеми видами дыхания: диафрагмальным, ротовым выдохом, речевым выдохом и т.д. Привлекаем к работе и взаимодействуем с другими специалистами детского сада и родителями детей.
- Систематичность работы – условие выработки прочных навыков и умений.
- Методически правильное выполнение упражнений.
- Дозированность работы над дыханием с каждым ребенком. Диозированность зависит от возраста ребенка, структуры его речевого дефекта, а также от сложности того или иного упражнения.
- Завершенность каждого этапа работы и каждого упражнения, т.е. полное его усвоение.
- Индивидуальный подход, так как в одной возрастной группе, как правило, находятся дети с разным интеллектуальным уровнем, с разными компенсаторными возможностями организма, а также с разной степенью нарушения дыхания. Следовательно, программа работы над дыханием для каждого ребенка должна составляться индивидуально.
- Соблюдение санитарных норм: помещение во врем дыхательных упражнений должно быть хорошо проветренное; упражнения проводятся перед едой или через час после еды; если дыхательные тренажеры ребенок должен брать в рот, значит, они должны быть индивидуальными и обрабатываться.
Список литературы.
- Воробьева Т.А., Воробьева П.А., «Дыхание и речь», М.: 2015.
- Нищева Н.В. « Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», СПб; «Детство-Пресс», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...
Формирование речевого дыхания у дошкольников
Функциональная дыхательная система имеет не только жизнеобеспечивающее значение для организма, но и играет важную роль в образовании голоса и устной речи в целом.Развитие речевого дыхания у ребенка на...
Формирование речевого дыхания у дошкольников среднего возраста.
Правильное формирование дыхания....
Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...
Здоровьесберегающие технологии в формировании речевого дыхания у дошкольников
Этапы работы над дыханием, техника выполнения упражнений, использование точечного массажа....
Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....