Буква для мишки Алика. Звук [а], буква А.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

План-конспект образовательной деятельности с детьми подгототвительной к школе группе компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_dlya_mishki_alika._zvuk_a_bukva_a.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (ОНР)

Автор: Сычёва Анастасия Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида», г. Северодвинск

Тема: Буква для мишки Алика. Звук [а], буква А.

Цель ОД: способствовать формированию фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи, усвоению ими элементов грамоты.

Коррекционные задачи:

1) чётко произносить звук [а], определять его артикуляционную и акустическую характеристики, символ, закреплять понятие «гласный звук»;

2) упражнять в дифференциации неречевых и речевых звуков, закреплять понятия «речевые звуки», «неречевые звуки»;

3) формировать фонематический анализ: выделение звука [а] из ряда гласных звуков, в слоговых рядах, на фоне слова, определение места звука [а] в словах, обозначение его на схеме;

4) познакомить с графемой А;

5) упражнять в образовании глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени в единственном числе;

 6) активизировать словарь по теме «Золотая осень», объяснить переносное значение слов (осень золотая, золотой ковёр, золотые листья);

7) развивать слуховое внимание, речевое дыхание, высоту голоса, интонационную выразительность, общую и мелкую моторику.

Ход.

              1. Организационный момент. Развитие слухового внимания. Закрепление представлений о речевых и неречевых звуках.

          А) Дети стоят полукругом, лицом к логопеду.

Приветствие: - Доброе утро! – пропеть с прохлопыванием слогов и сменой высоты голоса.

Появление и приветствие мишки Алика: - Здравствуй, Алик! - с прохлопыванием слогов и сменой высоты голоса.

Дети стоят полукругом, лицом к учителю-логопеду. Логопед от лица Алика (экранизировав нижнюю часть лица): - Тихо скажу, кто может подойти к своему стулу. (Называет имена детей шёпотом.)

Оборудование: игрушка медвежонок Алик.

           Б) Игра «Что это?» с включением речевых и неречевых звуков, звукоподражаний (мяу, тук-тук и др.)

Оборудование: ширма, металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка, деревянная палочка, колокольчик, погремушка.  Детям на слух предлагается определить, что звучит.

Закрепление понятий о речевых и неречевых звуках. (Речевые звуки произносит только человек своим голосом, речью, а неречевые звуки издают разные предметы, природа, животные.)

            2. Артикуляционная и акустическая характеристика [а].

         Мишка Алик загадывает загадку:

Круглый, полосатый,

С огорода взятый,

Сахарный и алый стал –

Кушайте, пожалуйста!

                     (Арбуз.)

- Чьи внимательные ушки услышали, какой первый звук в слове арбуз? ([а].) Это речевой звук.

- Артикуляционная характеристика [а] (положение губ, зубов, языка).

- Можем ли мы петь песенку на звук [а]? (Да, песенка поётся.)

Акустическая характеристика звука [а] (звук гласный).

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

Оборудование: муляж или картинка: арбуз, карта Страны Красивой Речи, зеркала, схема характеристики звуков, рисунок-артикуляция: клоун поёт [а], символ:  большой красный круг (демонстрационный), человечек-звуковичок в красном комбинезоне.

           3. Развитие речевого дыхания, высоты голоса, интонационной выразительности.

           Игра «Что случилось?»

Взрослый показывает картинку, предлагает детям воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски звука [а].

Оборудование: картинки:  плачет, кричит девочка; мальчик показывает горло врачу; поёт певица; укачивают малыша; девочка укололась иголкой.

4. Выделение [а] из звукового потока, в слогах, на фоне слов.

           А) Алик: - Поиграем в «Прятки». Я буду называть разные звуки. А вы, когда услышите звук [а], поднимите вверх красный кружок.

Оборудование: раздаточные символы звука [а].

           Б) В слогах. Реакция детей на звук [а] – выполнить элемент фонетической ритмики: руки разводить от рта ладонями вверх - в стороны.

           В) Игра «Звуковая мозаика».

Алик называет слова:

1) азбука, 2) рак, 3) сани,

4) мозаика, 5) дом, 6) мама,

7) усы, 8) жук, 9) винтик.

Если дети в слове услышат звук [а], то на поле с соответствующей цифрой кладут красный квадрат, если звук [а] в слове отсутствует – белый квадрат.

По окончании игры дети сравнивают получившиеся узоры с демонстрируемым образцом.

Оборудование: раздаточные квадраты-поля 3х3 с цифрами от 1 до 9, квадратные фишки красного и белого цвета.

5. Определение места [а] в словах:

альбом, автобус, туча, зима, мак, луна, танк, аист.

При затруднениях у детей задание выполняется совместно с учителем-логопедом.

Оборудование: демонстрационные и раздаточные схемы, предметные картинки к словам.

6. Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Аист».

Аист, аист длинноногий,         

Покажи домой дорогу.                 

Аист отвечает:                        

- Топай правою ногой,                

Топай левою ногой,                

Снова - правою ногой,                                

Снова – левою ногой,                

После – правою ногой,                

После – левою ногой.                

Вот тогда придёшь домой.         

Дети повторяют движения за «аистом».

           7. Образование глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени в единственном числе.

По заданию взрослого дети выполняют различные действия. Каждое демонстрируемое действие проговаривают: «Мальчик хлопнул – девочка хлопнула» (подпрыгнул – подпрыгнула, руки поднял – руки подняла, потопал – потопала, присел – присела, головой кивнул – головой кивнула, моргнул – моргнула и т.д.).

        Взрослый подводит итог: если говорим про то, что сделала девочка, какой звук появляется в конце слова-действия? (Звук [а].)

Упражнение выполняется сначала с демонстрацией действия (с выполнением движений детьми), затем – без демонстрации, с мячом. Глаголы:

катил-катила    клеил-клеила       летел-летела      плыл-плыла    

ехал-ехала         шил-шила            варил-варила    читал-читала 

ел-ела                 учил-учила          гулял-гуляла     любил-любила

пел-пела             взял-взяла           писал-писала     шутил-шутила

и  т.п.

Оборудование: мяч.

8. Знакомство с графемой А. Понятия «звук» и «буква».

Обращение внимания детей к карте Страны Красивой Речи.

- У нас на двери квартиры написан номер, а на домике, где живёт звук [а], написана буква. Это буква А. Из скольких палочек она состоит? Как они расположены? На что похожа буква А? Давайте вместе пропишем букву А (с проговариванием элементов). Выложите букву А из палочек. Найдите в кассах букв, где живёт буква А.

Отличие звука и буквы. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Оборудование: карта Страны Красивой Речи, демонстрационная буква А, палочки красного цвета, пособие «Весёлая азбука» (предметные картинки, напоминающие букву А), кассы букв.

9. Активизация словаря по теме «Золотая осень».

           А) Пальчиковая гимнастика «Осень к нам спешит».

Если листья пожелтели,        /Сжимать-разжимать кисти рук.

                                        /

Дождь холодный моросит,        /Совершать лёгкие колебательные движения

                                        / пальцами.

Птицы к югу полетели,                /Ладони повернуть к себе, большие пальцы

                                        / выпрямить и переплести – «птичка»,

/ остальными пальцами совершать

/ колебательные движения.

Значит, осень к нам спешит.        /Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперёд

                                        /ладонями вверх.

           Б)   Офтальмологическая пауза «Осень».

Осень по опушке краски разводила,        / Круговые движения глазами:

По листве тихонько кистью поводила.        / в одну, затем в другую стороны.

Пожелтел орешник и зарделись клёны,        /Посмотреть влево - вправо.

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.        / Посмотреть вверх - вниз.

Утешает осень: не жалейте лета,                / Зажмурить  глаза.

Посмотрите – осень в золото одета!        / Поморгать 10 раз.

Повторить 2 раза.

Оборудование: палочка со звёздочкой на конце (для показа направления движений глаз).

           В)  Мишка Алик: - Ребята, объясните, пожалуйста, что значит «Осень в золото одета»?

Объяснение переносного значения слов (осень золотая, золотой ковёр, золотые листья).

Оборудование: картина «Осень».

Г) Алик проводит с детьми упражнение «Так бывает или нет?»

Осенью начинает таять снег, солнце греет всё ярче и теплее.

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

Осенью на деревьях появляются почки и распускаются листики.

Осенью все перелётные птицы возвращаются домой.

Осенью люди собирают урожай на полях, в садах и огородах.

Осенью дети весело катаются с ледяных горок.

Осенью животные готовятся к зиме: меняют окраску шерсти, делают запасы, утепляют норки.

Итог.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Почему [а] называется гласным звуком? Вспомните слова со звуком [а].

Звук [а] - это речевой звук. Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем. Мы произносим и слышим звук [а], а видим и пишем букву А. Какие игры и упражнения с Аликом вам запомнились? Что вы хотите сказать мишке Алику (предложить, попросить, поблагодарить, попрощаться)?

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...