РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с нарушением речи на 2020-2022 уч.год
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Найдёнова Галина Георгиевна

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с нарушением речи на 2020-2022 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopeda_naydenovoy.docx217.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ ЦРР №16:

____________Золотухина О.Н.

«_20____» _08_____2022г.

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

учителя-логопеда комбинированной группы

для детей с нарушением речи

                                                                    Разработала: Найденова Г.Г.,

                            учитель-логопед

высшей квалификационной категории.

                                                                               

I.  Пояснительная записка

      Данная программа  предназначена для коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей 5-7 лет в условиях комбинированной группы для детей с нарушением речи, имеющих общее недоразвитие речи (далее ОНР) (II- ІІІ уровень речевого развития) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).

        Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к условиям, содержанию и результатам образовательной деятельности, на основе Образовательной программы ДОУ, Адаптированной образовательной программы ДОУ; Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, А.В.Лагутиной  Москва: «Просвещение», 2016.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость:

 от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала и  предусматривает разные виды совместной  и самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами ДОО.

   Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима дошкольных образовательных организаций“»;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Распоряжение Минпросвещения России № Р-75 от 6 августа 2020г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  • План мероприятий («дорожная карта») к Стратегии развития системы образования г. Бердска на 2020-2025 годы;
  • Устав МАДОУ ЦРР №16.

Актуальность программы

      Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

     Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф. Спирова и др.), анализ результатов логопедического обследования воспитанников нашего детского сада и мой практический опыт логопедической работы в течение многих лет, обучение детей по специализированным программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

Стремительная динамика современной жизни требует  поиска и разработки новых  эффективных технологий. Для детей с патологией речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части целого, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. С помощью традиционных форм работы в полной мере сложно решить проблему коррекции речи,  существует необходимость их совершенствования и поиск более эффективных научно – обоснованных путей коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Многие из этих вопросов решаются при использовании технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук.  Данный методический комплекс направлен на овладение детьми способами познания, развития их

диалектического мышления, а значит и  речи, как формы проявления этого мышления.  На мой взгляд, в ТРИЗ заложен огромный потенциал для развития дошкольников с нарушениями речи.

Методы, приемы, модели ТРИЗ технологии построены таким образом, что ребенку все время приходится работать с информацией: анализировать, систематизировать, обобщать. Все это побуждает детей к использованию разных видов речи: постановка вопросов, объяснение, доказательство, аргументация, речевое планирование. Почти все  методы ТРИЗ построены на необходимости использовать символы, модели, позволяют работать по алгоритму.

Большой интерес к совместной деятельности у детей проявляется и при использовании на занятиях методов и приемов технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Идея технологии заложена в основу игр. Особенность ее в том, что в этих играх выстраивается почти весь процесс обучения ребенка, у нее широкий возрастной диапазон,  они являются универсальными, способствуют раскрытию каждой из образовательных областей по ФГОС ДО и их интеграции. В процессе игр устанавливается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым. У детей значительно повышается  мотивация к коррекционно-развивающим занятиям, речевая активность и результативность от такой деятельности.

     На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения целей и задач образовательной программы детского сада.

     Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения

Цель: Создание условий для преодоления речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы с использованием инновационных технологий.

Задачи:

  • Развивать понимание речи.
  • Повышать у детей мотивацию к коррекционно-развивающим занятиям.
  • Формировать звуковую сторону речи (вырабатывать артикуляционные навыки, обучать четкости дикции, совершенствовать слоговую структуру слова).
  • Формировать у детей фонематические процессы (развивать способность узнавать и различать фонемы, слышать звук в составе слова, выполнять операции звукового анализа и синтеза слов).
  • Уточнять, расширять и обогащать лексический запас.
  • Формировать грамматический строй речи
  • Развивать связную речь старших дошкольников.
  • Развивать коммуникативность, успешность в общении.
  • При разработке данной программы учтены следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей  защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с особыми потребностями в группы комбинированной направленности.

Одним из основных принципов Программы является принцип природосоо-бразности, который учитывает общность развития нормально развивающих-ся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенети-ческом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, программа имеет в своей основе также

принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает  использование всего многообразия методов, приемов, средств в обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями. .

Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком позволяет  перенести  новый позитивный опыт, полученный детьми на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику и становится возможен лишь при тесном сотрудничестве с родителями. Мой опыт работы показывает, что в работе с семьями воспитанников очень интересна деятельность в детско-родительских группах.

Перечисленные принципы позволили мне разработать данную рабочую коррекционно-развивающую программу и прогнозировать степень ее успешности.

     При определении цели, задач, содержания программы учтены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени, но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Характеристика детей со II уровнем развития речи:

  • Речь состоит из двух- трех , а иногда четырехсловной фразы;
  • В самостоятельной речи ребенка иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты; сложные предлоги отсутствуют;
  • Дети допускают грубые ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица;
  • Испытывают существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, антонимов и синонимов;
  • Допускают многозначное использование слов, разнообразные семантические замены;
  • Ограниченность словарного запаса проявляется  в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных, признаки предмета, форму, цвет, материал;
  • Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений. Составление рассказов чаще всего представляет перечисление объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей;
  • Звуковая сторона речи  в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении и звуко-слоговой структуре слов.

 Характеристика детей с III уровнем развития речи:

  • В речи детей отмечается наличие развернутой фразы с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
  • Структура предложения может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов;
  • Дети испытывают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов;
  • Допускают ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах;
  • Недостаточно сформирована словообразовательная деятельность. Наблюдаются стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики;
  • Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, вида-родовые смешения и т.д;
  • Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте;
  • В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости;
  • Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух;
  • Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук  и т. п.

Для детей с общим недоразвитием речи  наряду с указанными речевыми особенностями  характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память; нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Характеристика речи детей с ФФНР:

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  • Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка;
  • Отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками;
  • Несформированность произношения звуков крайне вариативна и  может быть выражена в речи ребенка: заменой звуков более простыми по артикуляции; трудностями различения звуков; наличием диффузной артикуляции, заменяющей целую группу    звуков; нестабильностью  использования звуков в различных формах речи; искаженным произношением одного или нескольких звуков;
  • При наличии большого количества дефектных звуков, как правило,  нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных;
  • Дети нечетко различают на слух фонемы в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих- звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких и т.д.);
  • Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко;  
  • Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи (отдельные ошибки в падежных окончаниях, в

употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных с существительными и т.д.)

Планируемые результаты реализации программы:

В итоге логопедической работы дети II уровня речевого развития должны:

  • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным

назначением;

  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным , наиболее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонения глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей – некоторые простые предлоги;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки [п],[б],[м],[т],[д],[н],[к],[х],[г],[с],[сь],[з],[зь], гласные звуки [а],[о],[у],[ы],[и][э];
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно брать», Маша, пой», «Маша, дай куклу» и пр.).

     В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

В итоге логопедической работы дети III уровня речевого развития  в старшей группе должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы  имен существительных и пр.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Четко проговаривать падежные, родо- видовые окончания слов; простые и почти все сложные предлоги – употреблять адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

Речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

 -  владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • фонетическое восприятие;
  • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • графо - моторные навыки;
  • элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов).

В итоге логопедической работы дети с ФФНР должны:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение», на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава в пределах изученной программы.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  3 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Диагностика уровня речевого развития проводится по методике Г.А.Волковой, тестовой методике Т.А.Фотековой. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, протоколах обследования, в речевых профилях, в ежегодном отчете.

Сроки проведения  мониторинговых исследований: 1– я половина сентября, 2-я половина января, мая.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

  • динамики развития детей; 
  • эффективности индивидуального маршрута  коррекции;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения.

II Содержание коррекционно-развивающей деятельности

     Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей ведется по следующим направлениям:  

  • Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МАДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи;
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми;
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению;
  • Формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды;
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

 Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание фронтальной и подгрупповой  деятельности  отражено в календарно-тематическом планировании, в котором широко представлены методы и приемы ТРИЗ технологии. Так, игровое пособие Круги Луллия на сегодняшний день  можно многопланово использовать при решении большинства задач развития и коррекции речи у дошкольников с ОНР:

  • Закрепление произношения поставленных звуков в речи;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Уточнение и активизация словарного запаса;
  • Формирование лексико-грамматических категорий;
  • Закрепление навыка составления предложений;
  • Развитие связной речи.

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Так как процесс освоения связной речи у детей с ОНР вызывает наибольшие трудности, в качестве  вспомогательных средствах на занятиях мной используются: речевой образец, наглядность и моделирование плана высказывания,  для этого я  применяю  приемы технологии ТРИЗ,   предлагающей алгоритмы составления логических рассказов по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, при обучении детей творческому рассказыванию, такие как: «Системный оператор», «Дорожка вопросов», «Волшебники - помощники», «Логический паровозик», «Да-нет-ка», «В гостях у бабушки Загадушки»,.. Часть предлагаемых методик я адаптировала с учетом возможностей детей.

Хорошая наглядность представлена и в игровых комплексах  Воскобовича «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик», в развивающей предметно-пространственной среде «Фиолетовый лес. Эти методические пособия значительно способствуют повышению речевой активности детей и используются мной для нормализации звуковой стороны речи, формирования фонематических процессов. лексико-грамматической категории  и связной речи. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний. 

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5-7лет с ОНР реализовываются на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

 Групповые и подгрупповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи,  формированию произношения и подготовке к  обучению грамоте.

 Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

В речевой карте каждого ребенка  отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического  обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.

 Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

  Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями (во время логопедического часа и в режимных моментах), специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей,  логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради взаимодействия логопеда и воспитателя и по индивидуальной тетради ребенка, которая  в конце недели передаётся родителям для домашних заданий. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Перспективный план

логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи

и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР II-й уровень речевого развития

в 2020-2021 уч. г.

Лексические темы

Грамматические темы

Развитие самостоятельной фразовой речи

Подготовка к обучению грамоте

Развитие произносительной стороны речи

 I период      

     

Сентябрь

Наш город

Детский сад

Грибы

Ягоды

  Развитие общего внимания и понимания речи.

  Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

  Формировать понимание обобщающего значения слов.

   Учить детей договаривать предложения по образцу педагога и без образца, с опорой на наглядность.

 

   Дать детям представление о понятиях  «звук», «слово»

  Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

 Учить детей определять источник звука.

 

Октябрь

Осень

 

Фрукты

Овощи

Деревья

 

.

  Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

  Существительные единственного и множественного числа.

 

  Понятие предложение. Составление простых предложений по модели: обращение + глагол повелительного наклонения.

 

  Формировать диалогическую форму речи. ( ответы на вопросы по образцу педагога)

  Учить детей задавать вопросы по образцу педагога.

Учить составлять простые предложения по модели: «Кто? Что делает? Что?»

 

Дать детям представление о понятии «предложение», учить различать слово и предложение

   Учить детей различать слова длинные и короткие

 Познакомить с гласными звуками и буквами: А, О

 Развивать артикуляционный аппарат

  Развивать слуховое внимание, речевой слух,  силу выдоха.

  Работать над развитием силы голоса

Ноябрь

     Хлеб

Перелетные птицы.

Дикие звери средней полосы России

Домашние

 Животные средней полосы России

Одежда,                            обувь.

Качественные прилагательные (большой, маленький, вкусный, сладкий …)

Предмет одушевленный, неодушевленный.

Согласование притяжательных местоимений мужского и женского рода (мой, моя)

   Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям

Закрепить умения заканчивать предложение начатое логопедом.

 

Обучать  самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла?)

 

   Учить детей определять первый звук в слове

 Познакомить детей с понятием «Гласный звук»

 Познакомить с глас

ными  звуками и буквами  И, Ы, У,Э

  Учить произносить слова одно-, двух- трехсложной слоговой структуры (кот, муха, лопата)

 

декабрь

 

   Зима

  Мебель

  Посуда

  Новый год

  Единственное и множественное число прилагательных

Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения.

Формирование навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они)

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушивать вопрос, адекватно ответить на него, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты?)

Учить детей запоминать короткие двустишья и потешки.

Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

 Познакомить детей с понятиями «согласный звук», «Твердые и мягкие согласные»

   Познакомить детей со звуками [М],[Мь],[Н],[Нь], и буквами М,Н

 Учить детей определять последний звук в слове

  Учить детей выделять звук из ряда звуков, слогов, слов.

 

  Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата.

 

  Уточнить  правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

  Вызывать отсутствующие звуки

раннего и среднего онтогенеза  

II период

январь

Зимние забавы

 Зимующие птицы

Профессии: воспитатель, врач, повар.

Согласование глагола и существительного в числе.

Винительный падеж существительных единственного числа.

Согласование существительных с числительными (один, два)

Формировать умение отвечать на вопрос словом, словосочетанием.

  Закреплять навыки составления простых предложений по моделям: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?»

 

   Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

  Учить детей определять место звука в слове

   Познакомить детей со звуками [П],[Пь],[Т],[Ть] и буквами Т,П 

   Упражнять детей в членении на слоги одно, двух, трехсложных слов.

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

 Работать над плавностью и интонированностью речи

  Учить произность духсложные  слова со вторым закрытым слогом (заяц, филин)

Февраль

Инструменты

Наша Армия

Почта

Транспорт.

Родительный падеж существительных  единственного числа  

Предлоги В, НА

Понятие признак.

Признаки предметов, выраженные прилагательными.

Относительные прилагательные

Падежные конструкции. Творительный падеж единственного числа существительных.

Заучивать короткие двустишья и потешки.

Совершенствование умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

 

 

Познакомить детей со звуками [К],Кь[],[Х],[Хь] и буквами К,Х

   Учить детей различать звуки [К]-[Х], [КЬ]-[Хь]

   Учить детей составлять графическую схему предложения без предлога  и делать его анализ

 Подготавливать артикуляционный аппарат к произношению свистящих и шипящих звуков

  Вызывать и ставить звуки (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц, Ш,Ж,Щ,Ч)

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов.

Март

Семья

Мамин праздник.

Знакомство с творчеством Носова

Театр

Весна в природе

Дательный  падеж единственного  числа существительных.

Приставочные глаголы (поел, поспал, подал, ушел, унес и т.д.)

Предложный падеж существительных в единственном числе

Подбор определений к предмету

Учить детей расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Вова взял машинку и мяч.)

Учить составлять   предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в последовательный рассказ

Анализ и синтез обратных слогов АК, АТ, АП

   Анализ и синтез междометий ОХ, АХ, УХ

   Знакомство со звуками [Ф],[Фь] и буквой Ф

   Звук [Й] и буква Й  

Учить воспроизводить слоги со стечением согласных

 

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов (па-па-па) с разным ударением, силой голоса, интонацией.

Апрель

Человек

Космос

Рыбы

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин

Согласование существительных с числительным «много»

Предлог ПОД

Учить составлять  предложения по сюжетным картинкам.

Продолжать учить составлять короткие рассказы их двух-трех-четырех прос-  тых предложений (по картинному и вопросному плану)

   Звук [Й] и буква Й  

    Продолжать упражнять в подборе слов на заданный звук.

   Продолжать упражнять детей в различении гласных и согласных звуков

 Учить детей произносить двусложные  слова со стечением согласных в середине (бочка, сумка)

  Автоматизировать поставленные звуки на уровне предложений, потешек, чистоговорок.

Май

Праздники весны

Насекомые

Цветы. Лето

Согласование существительных с прилагательными

Предлоги В, НА, ПОД.

Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать.

  Звуковой анализ и синтез слов типа: кот, кит.

.

Развивать  чувство ритма и координацию слова с движением.

Перспективный план

фронтальных занятий по формированию произносительной стороны речи,  лексико-грамматических категорий, развитию связной речи

и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР, III  уровень речевого развития и детей с ФФНР в 2020-2021 уч. г.

месяц

Лексические темы

Грамматические темы

Развитие связной речи

Подготовка к обучению грамоте

Развитие произносительной  стороны речи

I период      

     

Сентябрь

Наш город

Детский сад

Грибы

Ягоды

Развитие общего внимания и понимания речи.

Формирование понятия о предмете.

Формирование понятия о  действии.

1. Учить детей договаривать предложения по образцу педагога и без образца, с опорой на наглядность и без.

1. Дать детям представление о понятиях  «звук», «слово»

1. Работать над воспитанием правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Развивать слуховое внимание

 

Октябрь

Осень

 

Фрукты

Овощи

Деревья

 

.

Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Винительный падеж единственного  числа существительных

Понятие предложение.

Падежные конструкции. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога

1. Совершенствовать диалогическую форму речи. (полные ответы на вопросы по образцу педагога и без образца) 2. Учить детей задавать вопросы по образцу педагога.

3. Составлять предложения по демонстрируемому действию.

4. Составлять предложения по картинкам.

 

1. Дать детям представление о понятии «предложение», учить различать слово и предложение

2. Учить детей различать слова длинные и короткие

3. Познакомить с гласными звуками и буквами: А, О

1. Развивать артикуляционный аппарат

2. Тренировать силу выдоха

3. Постановка звуков: [С],[СЬ],[З],[ЗЬ],

[ЛЬ]

Ноябрь

     Хлеб

Перелетные птицы.

Дикие звери средней полосы России

Домашние

 Животные средней полосы России

Одежда,                         головные   уборы.Обувь.

Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа существительных

Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе

Родительный падеж существительных в единственном числе  с предлогом «у»

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени

Притяжательные местоимения мой, моя, мое.

1. Составление предложений по демонстрируемым действиям

2. Пересказ текста из 3-4 предложений, составленного по демонстрируемому действию

3. Составление предложений по сюжетным картинкам

1. Учить детей определять первый звук в слове

2. Познакомить детей с понятием «Гласный звук»

3. Познакомить с глас

ными  звуками и буквами Э, И, Ы, У

1. Автоматизация поставленных звуков на уровне слогов, слов, словосочетаний

2. Учить детей слышать звук в ряду других звуков

3. Учить детей выделять первый звук в слове

2 период

декабрь

 

   Зима

  Мебель

  Посуда

  Новый год

Предлоги  НА, С, ПОД

Согласование числительных один, одна,  два, две.

Относительные прилагательные.

1. Пересказ короткого текста с опорой на действия с картинками на фланелеграфе

2. Формирование умения отвечать на поставленный вопрос развернутой фразой

  3. Пересказ текста-описания с опорой на схему-план

1. Познакомить детей с понятиями «согласный звук», «Твердые и мягкие согласные»

2. Познакомить детей со звуками [М],[Мь],[Н],[Нь], и буквами М,Н

3. Учить детей определять последний звук в слове

4.  Учить детей выделять звук из ряда звуков, слогов, слов.

1.Продолжать автоматизацию поставленных звуков в предложениях, потешках, чистоговорках.

2.Продолжать тренировать артикуляционный аппарат

3. Учить детей слышать звук в составе слова

4. Постановка звуков [Л], [Ш], [Ж]

январь

Зимние забавы

 Зимующие птицы

.

Профессии: воспитатель, врач, повар, швея

Согласование глагола и существительного в числе.

Приставочные глаголы.

Предлоги В, ИЗ

Дательный  падеж единственного  числа существительных.

1. Формирование умения отвечать на вопрос словом, словосочетанием, развернутой фразой

2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок

3. Закрепление умения отвечать на поставленные вопросы развернутой фразой

1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

2. Учить детей определять место звука в слове

3.Познакомить детей со звуками [П],[Пь],[Т],[Ть] и буквами Т,П 

4.Упражнять детей в членении на слоги одно, двух, трехсложных слов.

1.Работать над развитием чувства ритма и координации слова с движением

2. Автоматизация звуков [С],[СЬ],[З],[ЗЬ],[ЛЬ] в стихотворных текстах, звуков [Л],[Ш], [Ж] в слогах, словах

Февраль

Инструменты

Наша Армия

Почта

Транспорт.

Профессии на транспорте.

Род имен существительных.

Падежные конструкции. Творительныйпадеж единственного числа существительных.

Понятие признак.

Признаки предметов, выраженные прилагательными.

Относительные прилагательные

1. Пересказ сказки с опорой на серию сюжетных картинок

2. Составление сложных, сложносочиненных предложений по демонстрируемым действиям и картинкам

3. Пересказ рассказа по сюжетной картинке

1. Познакомить детей со звуками [К],Кь[],[Х],[Хь] и буквами К,Х

2. Учить детей слышать гласный звук в середине односложных слов дОм, мАк

3. Учить детей различать звуки [К]-[Х], [КЬ]-[Хь]

4. Учить детей составлять графическую схему предложения без предлога  и делать его анализ

1. Продолжать работу по развитию слухового внимания и памяти у детей

2. Продолжать работу по автоматизации поставленных звуков

3.Дифференциация звуков [Т]-[Д], [С]-[З],[ЛЬ]-[Й]

Март

Семья

Мамин праздник.

Знакомство с творчеством Носова

Театр

Весна в природе

Предложный падеж существительных в единственном числе

Притяжательные прилагательные

Предлоги К, ОТ

Подбор определений к предмету

1. Составление  предложений по демонстрируемым действиям и объединение их в последовательный рассказ

2. Составление сложных предложений с опорой на картинки

3. Коллективный пересказ русской народной сказки

1. Анализ и синтез обратных слогов АК, АТ, АП

2. Анализ и синтез междометий ОХ, АХ, УХ

3. Знакомство со звуками [Ф],[Фь] и буквой Ф

4. Звук [Й] и буква Й  

1. Продолжать развивать у детей артикуляционный аппарат

2. Продолжать автоматизацию звуков [С],[СЬ],[З],[ЗЬ], [ЛЬ] в текстах, звуков [Ш],[Ж],[Л] в словах различной сложности

3.Дифференциация звуков [Т]-[Д], [С]-[З],[ЛЬ]-[Й]

3 период

Апрель

Человек

Космос

Рыбы

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин

Согласование существительных с числительными: два, пять

Притяжательные прилагательные с суффиксом «ий»

Предлоги В, НА, ПОД

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и опорным словам

2. Составление и распространение предложений по картинкам

3. Составление рассказа по образцу педагога с опорой на схему-план

  1. Продолжать упражнять в подборе слов на заданный звук.
  2.  Продолжать упражнять детей в различении гласных и согласных звуков
  3. Знакомство со звуками [ЙА],[ЙО],[ЙУ], [ЙО] и буквами Я,Е,Ю,Е

1. Продолжать учить детей слышать звук в составе слова

2. Продолжать автоматизацию поставленных звуков

3. Учить детей определять место звука в слове

Май

Праздники весны

Насекомые

Правила

дорожного

 движения

 Цветы. Лето

Антонимы выраженые существительными и глаголами

Подбор нескольких  определений к предмету.

 

Антонимы выраженые прилагательными

1. Составление рассказа по сюжетной картине и опорным словам

2. Составление коллективного рассказа по сюжетным картинкам

1.Звуковой анализ и синтез слов типа: кит,май.

2. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога.

1Закрепить поставленные звуки в связной речи детей

Перспективный план

фронтальных занятий по формированию произносительной стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи

и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР,  III-й уровень речевого развития и ФФНР на 2021-2022 учебный год

1 период      

Лексические темы

Грамматические темы

Развитие связной речи

Подготовка к обучению грамоте

Развитие произносительной стороны речи

     

Сентябрь

Наш город

Осень. Осенние цветы

Овощи и фрукты. Знакомство с творчеством Носова.

Грибы. Ягоды

Развитие высших психических функций

Именительный падеж множественного числа существительных.

Образование прилагательных от существительных.

Глаголы несовершенного вида, единственного и множественного числа настоящего времени.

Продолжать обучать детей составлению предложений.

Продолжать обучать детей диалогической форме речи с использованием моделей ТРИЗ.

.

Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок с использованием алгоритма ТРИЗ.

Закрепить у детей представление о понятиях  «звук», «слово», предложение.

Закрепить знания детей о гласных звуках. Уточнить произношение звуков А, У, И.

 

Продолжать работу над воспитанием правильного физиологического и речевого дыхания.

Продолжать  развивать у детей артикуляционный аппарат

 

Октябрь

Насекомые осенью. Знакомство с творчеством Крылова

Периоды осени. Золотая осень.

 Деревья и кустарники.

Хлеб. Сельскохозяйственный труд.

.

Составление 4-словных предложений с введением одного определения.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Родительный падеж множественного числа существительных.

Предлоги В, НА, ПОД.

Обучать детей составлению распространенных предложений и объединению их в рассказ

Совершенствовать навык пересказа небольших текстов по фрагментам картины.

Учить детей составлять описательные рассказы по образцу педагога с использованием  системного оператора

Уточнить произношение звуков  О, Ы,Э.

Закрепить умение выделять звук из слова.

Закрепить умение давать характеристику звуку.

Закрепить навыки слогового анализа слов.

Уточнить произношение звуков [С],[З],[Ц],[ЛЬ],

[Л],[Ч]

Продолжать введение уточненных звуков в речь.

 

Дифференциация  звуков [ЛЬ]-[Й], [С]-[Ш]

Постановка звуков [Ц],[Ш],[Ж],[Ч] ,[Щ],[Л]

Ноябрь

Птицы зимующие и перелетные.

     Поздняя осень, сезонная одежда.

Дикие звери средней полосы России, жарких и холодных стран.

Домашние

 Звери и птицы средней полосы России, жарких и холодных стран.

Составление сложносочиненных предложений с союзом А

Дательный падеж множественного числа существительных

Предлоги В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА. Приставочные глаголы.

Согласование числительных ДВА, ПЯТЬ  с существительным

Учить детей составлять описательные рассказы по образцу педагога с опорой на схему-план

Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок с элементами творчества

Составление описательного рассказа с использованием схемы-плана и опорных слов.

Составление рассказа по сюжетной картине с использованием алгоритма ТРИЗ

Закрепить у детей представления о гласных и согласных  звуках.

Совершенствовать навык выделения звука из состава слова и определения его места в слове.

Познакомить детей с новыми звуками: [Л],[ЛЬ],[В],[ВЬ] и буквами их обозначающими

.

Учить детей различать звуки [ЛЬ]-[Й]

Учить детей работать с разрезной азбукой

 Закрепить умение делать звуковой анализ слогов типа: АЛ,ЛА,ИЛ,ЛИ

Автоматизация звуков: [С],[З],[Ц],[ЛЬ] на уровне текстов, звуков:

[Ц],[Ш],[Ж],[Ч],

[Л] на уровне слов различной звуко-слоговой структуры

Развивать у детей интонационную выразительность речи, тембровую окраску голоса

2 период

декабрь

  Зима. Зимние месяцы.

Квартира. Мебель.

  Посуда. Электроприборы.

  Новый год

Предлоги  НА, С, ПОД

Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительным

Относительные прилагательные. Согласование прилагательных и существительных с числительными.

Предложный падеж множественного числа существительных

 Совершенствовать у детей навык пересказа

Учить составлять коллективный рассказ с использованием предметных и сюжетных картинок, опорных слов и фланелеграфа

Закрепить у  детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с опорными словами и алгоритма ТРИЗ

Познакомить детей со звуками [В],[ВЬ],[Ч],[Щ]

Учить детей различать звонкие и глухие согласные звуки в парах: [В]-[Ф],[ВЬ]-[ФЬ]

Учить детей делать анализ и синтез слов типа: ЛАК, ЛАМА, ЛАМПА

  1. Продолжать развивать у детей артикуляционный аппарат

Постановка звука [Р]

Отрабатывать четкость дикции.

Автоматизация звуков [ЛЬ],[Ш],[Ж],[Л],

[Ч],[Ц]

январь

Зимние забавы, народные праздники

 Транспорт в городе. Профессии на транспорте.

Город мастеров. Профессии, народные промыслы.

Приставочные глаголы

Согласование числительных ДВА, ПЯТЬ с существительными и прилагательными

Творительный падеж единственного числа существительных

Учить детей пересказывать текст без опоры на наглядность с добавлением последующих событий

Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картин с использованием технологии ТРИЗ

Учить детей различать звуки [Ч]-[Щ]

Познакомить детей со звуками:[Б],[БЬ],[Д],

[Дь]

Учить детей различать твердые-мягкие и звонкие-глухие звуки.

Закрепить умение детей делать звуковой анализ слов типа: ВОЛК

Работать над развитием чувства ритма и координации слова с движением

Автоматизация звука [Р] в словах различной сложности

Автоматизация звуков: [ЛЬ],[Л],[Ш],[Ж],

[Ч],[Ц] в предложениях и чистоговорках

Февраль

Животный мир морей и океанов

Проектная деятельность

Почта. Знакомство с творчеством С.Я.Маршака

Наша Армия

.

. Творительный падеж множественного числа  существительных.

Согласование существительных и прилагательных с числительным ПЯТЬ

Согласование существительных с прилагательными по родам в единственном и множественном числе

Антонимы, выраженые существительными и глаголами

Составление рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Составление рассказа с опорой на сюжетную картину с введением нового героя.

Познакомить детей с новыми звуками: [Д],[ДЬ],[Б], [БЬ] и буквами их обозначающими

Учить различать  звонкие - глухие звуки

Упражнять детей в подборе слов на заданный звук

 Закреплять навык определения места звука в слове

Продолжать учить различать твердые - мягкие  звуки

Автоматизация поставленных звуков в стихах и прозаических текстах

Провести дифференциацию звуков [Ш]-[С],[Ж]-[З],[Ц]-[С]

Март

Знакомство с творчеством Эммы Мошковской

Семья

Мамин праздник.

Знакомство с творчеством Эммы Мошковской

Весна в природе

Театрализация по произведениям Э. Мошковской

Театр

Притяжательные прилагательные с суффиксом ИН

Подбор определений к предмету

ПРЕДЛОГИ ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД

Предложный падеж множественного числа существительных

Пересказ рассказа с обсуждением варианта поведения героев.

Составление описательного рассказа по образцу педагога с использованием схемы-плана.

Составление творческих описательных рассказов о весне с использованием фланелеграфа и развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».

Закреплять умение характеризовать звук

Познакомить детей со звуками [C],[CЬ],[Ц] и буквами их обозначающими

Учить детей работать с разрезной азбукой

Дифференцировать звуки [Ц]-[С], [Ц]-[Ч]

Познакомить детей со звуками [Г],[ГЬ] и буквами их обозначающими.

Автоматизация поставленных звуков в текстах

Дифференциация  звуков [ЛЬ]-[Й],[Ч]-[ТЬ]

. Продолжать работу над развитием чувства ритма и координации слова с движением

Апрель

Знакомство с творчеством В.В.Бианки

Космос

Человек. Я и мое тело

Правила дорожного движения

Составление сложносочиненных предложений с союзом А

Составление сложноподчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО

Притяжательные прилагательные с суффиксом «ий»

Родительный падеж множественного числа существительных

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием технологии ТРИЗ

.

Составление творческого рассказа про любимого героя с использованием системного оператора

Познакомить детей со звуками [З],[ЗЬ],[Ш],[Ж] и буквами их обозначающими.

Продолжать учить детей различать звонкие и глухие звуки

Продолжать учить детей характеризовать звук

Тренировать детей в дифференциации звуков:[Ш]-[С],[Ш]-[Щ]. [Ж]-[З],[Ж]-[Ш]

Автоматизация поставленных звуков на уровне связных текстов

Дифференциация звуков:[Л]-[Р], [ЛЬ]-[РЬ]

Отрабатывать четкость дикции.

Май

Праздники весны. Мы россияне.

Круглый год.

 Лето.

Несклоняемые существительные

Антонимы, выраженые прилагательными

Составление творческого рассказа об увиденном и пережитом

Познакомить детей со звуками [Р],[РЬ] и буквами, их обозначающими

 Закрепить умение характеризовать звук

Дифференциация звуков [Л]-[Р],[ЛЬ]-[Рь]

Закрепить правильное произношение всех поставленных звуков в речи детей.

III. Организация коррекционно-развивающей деятельности в ходе реализации программы

Содержание коррекционно-развивающего процесса предполагает интеграцию деятельности педагогов, родителей, других представителей социума. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на логопедических занятиях, закрепляются воспитателями (во время логопедического часа и в режимных моментах), специалистами и родителями.

Образовательный процесс строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Для каждого ребёнка создается «ситуацию успеха», которая побуждает к активности, инициативности  и самостоятельности в речевом взаимодействии со взрослыми и сверстниками, т.е. обеспечивает детям позицию субъекта  разных видов деятельности.

В совместной и самостоятельной деятельности я использую модели мыслительных действий, широко представленные в кабинете в развивающем центре «Познавайкин мир», развивающей предметно-пространственной среде «Фиолетовый лес» и игровых комплексах Воскобовича.

   Специфика организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость создания специальных условий обучения и воспитания:

  • Обеспечение  психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий,);
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
  • Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
  • Обеспечение специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Повышение квалификации проводится на базе НИПКиПРО;
  • Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: логопеда, воспитателей, родителей, психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, воспитателя по ИЗО, музыкального работника.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей ведется мной  по следующим направлениям:  

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей с  нарушением речи;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;
  • изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с нарушением речи;
  • системный разносторонний контроль специалистов за  динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением речи коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
  • организацию и проведение  индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей работы, необходимой для преодоления нарушений развития;
  • развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР,  единых  для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики;
  • консультирование  педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;
  • консультативную помощь  семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.  

Концептуальный подход реализуемый мной  к проблеме преодоления ОНР предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с детьми. Данный подход  представлен в программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, А.В.Лагутиной  Москва: «Просвещение», 2016; Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», 2013г.;

Циклограмма рабочей недели

День недели

Фронтальные занятия

Индивидуальные занятия

Занятия в подгруппах

Методическая работа

Консультативная работа с родителями

Понедельник

17.00-18.00

15.00-17.00

17.00-18.00 (конс. занятия)

Вторник

9.00-10.00

8.30-9.00

15.00-15.30

10.00-11.30

13.00-15.00

Среда

16.15-17.00

15.15-16.15

17.00-18.00 (конс. занятия)

Четверг

9.00-10.00

8.30-9.00

10.00-12.00

13.30-14.30

Пятница

9.00-11.00

13.00-15.00

8.00-9.00

   

Для реализации программы создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда.

Логопедический кабинет представляет собой просторное, светлое, эстетически оформленное помещение. Предметно-пространственная среда кабинета содержательно насыщена, трансформируема, доступна и безопасна.

В кабинете создана игротека с набором разнообразных дидактических игр, в том числе, изготовленных своими руками. Появился развивающий  центр «Познавайкин мир», в котором  представлены разнообразные модели  мыслительной деятельности направленные: на освоение признаков предметов, на установление причинно - следственных связей, на освоение детьми способов формулировки вопросов составление рассказов.

В логопедическом кабинет имеется:

- персональный компьютер

- многофункциональный принтер

- доска ученическая магнитная

- доска переносная

- рабочие столы для детей и взрослых

- стулья

- стерелизатор воздуха

- зеркало большое настенное

- индивидуальные зеркала

- магнитофон

- логопедическая лампа

- фланелеграф

- логопедические  зонды

 -учебно-дидактический материал

- песочница

- световой стол

- метроном

- мультимедийный проектор.

- игровой комплекс «Коврограф Ларчик»

- игровые комплекты «Мини Ларчик»

- малая развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»

- приложения «Ларчик»

- конструктор «Геоконт «Малыш»»

- игры Кораблики «Плюх – Плюх»

- игровое пособие  «Теремки»

В  логопедическом кабинете  весь дидактический материал систематизирован по следующим разделам:

  • Пособия для логопедического обследования;
  • Игры и пособия для формирования речевого дыхания, слухового внимания,  артикуляционной моторики, звукопроизношения;
  • Игры для автоматизации звуков, совершенствования, слоговой структуры слова.
  • Пособия для развития мелкой моторики;
  • Пособия для формирования фонематических процессов, совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте;
  • Игры  для формирования лексико-грамматических категорий и развитию  связной речи;
  • Игры для развития временных и пространственных ориентировок, сукцессивных функций, зрительно-двигательных координаций.
  • Учебно – дидактические пособия «Познавайкин Мир» (ОТСМ- ТРИЗ-РТВ) Развивающий центр «Познавайкин мир»

1. С комплектом мыслительных моделей:

-  «имена признаков»

- формулировки вопросы

-  установления причинно- следственной связи

- преобразования признаков объектов «волшебники»

- мышления (наблюдения, сравнения, морфологический анализ, решение проблемных ситуаций, пересказ текста, составление рассказов сказочного содержания, составления загадок, лимериков и т.д.)

2. Игротека ТРИЗ:        

- круги Луллия

- «Умные карточки»

-«Что сначала? Что потом?»

    - «Логический паровозик»

- «Мир вокруг»

- «Узнай и назови»

- «Подари мне вопрос»

- «Скажи, какой?»

- «Умные планшеты»

- «В гостях у тетушки Рифмы»

- «В гостях у бабушки Загадушки и дядюшки Вопроса» и др.

 

Программно-методическое обеспечение.

Используемые программы

Методики и технологии

1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, А. В. Лагутиной  Москва: «Просвещение»,  2016г.

  1. Основная образовательная программа ДОУ;
  2. Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева Примерная образовательная программа «Детство» .- СПб., «Детство- Пресс», 2014г.

  1. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.» С-П «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2003;
  2. Т.Р, Кислова «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей»М. БАЛАСС 2013;
  3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к АЗБУКЕ» ч.№2, №3, №4 Москва БАЛАСС 2018;
  4. Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» С-П «Акцидент» 1998;
  5. Т.А.Ткаченко « Учим говорить правильно» Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет» Москва «Издательство ГНОМ И Д» 2001;
  6. О.С.Гомзяк «Говорим правильно» Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе группе; Москва издательство «ГНОМ» 2014;
  7.  О.С. Гомзяк «Говорим правильно» конспекты фронтальных занятий в старей и подготовительной группе; Москва издательство «ГНОМ» 2020;
  8. Н.Э.Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Алб.№1,№2,№3,№4 ООО «Издательство ГНОМиД» 2006;
  9. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» С-П ЛИТЕРА 2001;
  10. О.И.Крупенчук Стихи для развития речи (для детей 4-6 лет) С-П ЛИТЕРА 2006;
  11. С.И.Карпова, В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» Санкт-Петербург-Москва 2013;
  12. Т.А.Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» Москва ВЛАДОС 2005;
  13. А.И.Богомолова Логопедическое пособие для занятий с детьми «БИБЛИОПОЛИС» С-П 1994;
  14. Л.А.Комарова «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» Москва «Издательство ГНОМ», 2014;
  15. О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» Москва ВЛАДОС 2005;
  16. Е.М.Косинова»От звука к слову»Москва «РОСМЭН» 2007;
  17. И.В.Скворцова «Логопедические игры» ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Москва 2008;
  18. Е.М.Косинова «Уроки логопеда» Москва Эксмо 2006;
  19. Т.А. Сидорчук Методический    комплекс  «Я познаю мир».- Ульяновск, 2014;
  20. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Методическое пособие  «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (Технология ТРИЗ).- М., Аркти,  2010;
  21. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх

 «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок».- М., Аркти, 2010;

  1.  Т.А.Фотекова «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» - Москва 2000;
  2.  А.Л.Сиротюк  «Коррекция обучения и развития школьников» -  Москва 2002;
  3. Г.М. Вартапетова, Е.Э.Петрова « Левый мозг. Правый мозг и школьная дезадаптация» -  Новосибирск 1997;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...

«Совершенствование коррекционно - развивающей работы учителя логопеда и родителей детей с нарушением речи в контексте ФГОС ДО»

Проект на семинаре – практикуме «Развитие речи – значимая образовательная область ФГОС ДО» МБДОУ №40 г....

Рекомендации учителя – логопеда родителям, имеющих детей с нарушением речи

Сколько времени занимает работа по коррекции звукопроизношения, как организовать домашние задания ребёнка и родителей....