РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с нарушением речи на 2020-2022 уч.год
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с нарушением речи на 2020-2022 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logopeda_naydenovoy.docx | 217.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР №16:
____________Золотухина О.Н.
«_20____» _08_____2022г.
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
учителя-логопеда комбинированной группы
для детей с нарушением речи
Разработала: Найденова Г.Г.,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории.
I. Пояснительная записка
Данная программа предназначена для коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей 5-7 лет в условиях комбинированной группы для детей с нарушением речи, имеющих общее недоразвитие речи (далее ОНР) (II- ІІІ уровень речевого развития) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к условиям, содержанию и результатам образовательной деятельности, на основе Образовательной программы ДОУ, Адаптированной образовательной программы ДОУ; Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, А.В.Лагутиной Москва: «Просвещение», 2016.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость:
от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала и предусматривает разные виды совместной и самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами ДОО.
Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима дошкольных образовательных организаций“»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Распоряжение Минпросвещения России № Р-75 от 6 августа 2020г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
- План мероприятий («дорожная карта») к Стратегии развития системы образования г. Бердска на 2020-2025 годы;
- Устав МАДОУ ЦРР №16.
Актуальность программы
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф. Спирова и др.), анализ результатов логопедического обследования воспитанников нашего детского сада и мой практический опыт логопедической работы в течение многих лет, обучение детей по специализированным программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Для детей с патологией речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части целого, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. С помощью традиционных форм работы в полной мере сложно решить проблему коррекции речи, существует необходимость их совершенствования и поиск более эффективных научно – обоснованных путей коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Многие из этих вопросов решаются при использовании технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук. Данный методический комплекс направлен на овладение детьми способами познания, развития их
диалектического мышления, а значит и речи, как формы проявления этого мышления. На мой взгляд, в ТРИЗ заложен огромный потенциал для развития дошкольников с нарушениями речи.
Методы, приемы, модели ТРИЗ технологии построены таким образом, что ребенку все время приходится работать с информацией: анализировать, систематизировать, обобщать. Все это побуждает детей к использованию разных видов речи: постановка вопросов, объяснение, доказательство, аргументация, речевое планирование. Почти все методы ТРИЗ построены на необходимости использовать символы, модели, позволяют работать по алгоритму.
Большой интерес к совместной деятельности у детей проявляется и при использовании на занятиях методов и приемов технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Идея технологии заложена в основу игр. Особенность ее в том, что в этих играх выстраивается почти весь процесс обучения ребенка, у нее широкий возрастной диапазон, они являются универсальными, способствуют раскрытию каждой из образовательных областей по ФГОС ДО и их интеграции. В процессе игр устанавливается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым. У детей значительно повышается мотивация к коррекционно-развивающим занятиям, речевая активность и результативность от такой деятельности.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения целей и задач образовательной программы детского сада.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения
Цель: Создание условий для преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы с использованием инновационных технологий.
Задачи:
- Развивать понимание речи.
- Повышать у детей мотивацию к коррекционно-развивающим занятиям.
- Формировать звуковую сторону речи (вырабатывать артикуляционные навыки, обучать четкости дикции, совершенствовать слоговую структуру слова).
- Формировать у детей фонематические процессы (развивать способность узнавать и различать фонемы, слышать звук в составе слова, выполнять операции звукового анализа и синтеза слов).
- Уточнять, расширять и обогащать лексический запас.
- Формировать грамматический строй речи
- Развивать связную речь старших дошкольников.
- Развивать коммуникативность, успешность в общении.
- При разработке данной программы учтены следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с особыми потребностями в группы комбинированной направленности.
Одним из основных принципов Программы является принцип природосоо-бразности, который учитывает общность развития нормально развивающих-ся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенети-ческом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, программа имеет в своей основе также
принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает использование всего многообразия методов, приемов, средств в обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями. .
Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком позволяет перенести новый позитивный опыт, полученный детьми на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику и становится возможен лишь при тесном сотрудничестве с родителями. Мой опыт работы показывает, что в работе с семьями воспитанников очень интересна деятельность в детско-родительских группах.
Перечисленные принципы позволили мне разработать данную рабочую коррекционно-развивающую программу и прогнозировать степень ее успешности.
При определении цели, задач, содержания программы учтены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени, но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Характеристика детей со II уровнем развития речи:
- Речь состоит из двух- трех , а иногда четырехсловной фразы;
- В самостоятельной речи ребенка иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты; сложные предлоги отсутствуют;
- Дети допускают грубые ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица;
- Испытывают существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, антонимов и синонимов;
- Допускают многозначное использование слов, разнообразные семантические замены;
- Ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных, признаки предмета, форму, цвет, материал;
- Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений. Составление рассказов чаще всего представляет перечисление объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей;
- Звуковая сторона речи в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении и звуко-слоговой структуре слов.
Характеристика детей с III уровнем развития речи:
- В речи детей отмечается наличие развернутой фразы с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
- Структура предложения может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов;
- Дети испытывают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов;
- Допускают ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах;
- Недостаточно сформирована словообразовательная деятельность. Наблюдаются стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики;
- Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, вида-родовые смешения и т.д;
- Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте;
- В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости;
- Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух;
- Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т. п.
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память; нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Характеристика речи детей с ФФНР:
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка;
- Отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками;
- Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка: заменой звуков более простыми по артикуляции; трудностями различения звуков; наличием диффузной артикуляции, заменяющей целую группу звуков; нестабильностью использования звуков в различных формах речи; искаженным произношением одного или нескольких звуков;
- При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных;
- Дети нечетко различают на слух фонемы в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих- звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких и т.д.);
- Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко;
- Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи (отдельные ошибки в падежных окончаниях, в
употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных с существительными и т.д.)
Планируемые результаты реализации программы:
В итоге логопедической работы дети II уровня речевого развития должны:
- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным
назначением;
- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
- сравнивать знакомые предметы по отдельным , наиболее ярко выделяемым признакам;
- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонения глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей – некоторые простые предлоги;
- фонетически правильно оформлять согласные звуки [п],[б],[м],[т],[д],[н],[к],[х],[г],[с],[сь],[з],[зь], гласные звуки [а],[о],[у],[ы],[и][э];
- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
- общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно брать», Маша, пой», «Маша, дай куклу» и пр.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
В итоге логопедической работы дети III уровня речевого развития в старшей группе должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы имен существительных и пр.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Четко проговаривать падежные, родо- видовые окончания слов; простые и почти все сложные предлоги – употреблять адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.
Речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- фонетическое восприятие;
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- графо - моторные навыки;
- элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов).
В итоге логопедической работы дети с ФФНР должны:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение», на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава в пределах изученной программы.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 3 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Диагностика уровня речевого развития проводится по методике Г.А.Волковой, тестовой методике Т.А.Фотековой. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, протоколах обследования, в речевых профилях, в ежегодном отчете.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1– я половина сентября, 2-я половина января, мая.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
- динамики развития детей;
- эффективности индивидуального маршрута коррекции;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения.
II Содержание коррекционно-развивающей деятельности
Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей ведется по следующим направлениям:
- Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МАДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи;
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми;
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению;
- Формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды;
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание фронтальной и подгрупповой деятельности отражено в календарно-тематическом планировании, в котором широко представлены методы и приемы ТРИЗ технологии. Так, игровое пособие Круги Луллия на сегодняшний день можно многопланово использовать при решении большинства задач развития и коррекции речи у дошкольников с ОНР:
- Закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- Развитие фонематических процессов;
- Уточнение и активизация словарного запаса;
- Формирование лексико-грамматических категорий;
- Закрепление навыка составления предложений;
- Развитие связной речи.
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Так как процесс освоения связной речи у детей с ОНР вызывает наибольшие трудности, в качестве вспомогательных средствах на занятиях мной используются: речевой образец, наглядность и моделирование плана высказывания, для этого я применяю приемы технологии ТРИЗ, предлагающей алгоритмы составления логических рассказов по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, при обучении детей творческому рассказыванию, такие как: «Системный оператор», «Дорожка вопросов», «Волшебники - помощники», «Логический паровозик», «Да-нет-ка», «В гостях у бабушки Загадушки»,.. Часть предлагаемых методик я адаптировала с учетом возможностей детей.
Хорошая наглядность представлена и в игровых комплексах Воскобовича «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик», в развивающей предметно-пространственной среде «Фиолетовый лес. Эти методические пособия значительно способствуют повышению речевой активности детей и используются мной для нормализации звуковой стороны речи, формирования фонематических процессов. лексико-грамматической категории и связной речи. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5-7лет с ОНР реализовываются на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Групповые и подгрупповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
В речевой карте каждого ребенка отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.
Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями (во время логопедического часа и в режимных моментах), специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради взаимодействия логопеда и воспитателя и по индивидуальной тетради ребенка, которая в конце недели передаётся родителям для домашних заданий. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Перспективный план
логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи
и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР II-й уровень речевого развития
в 2020-2021 уч. г.
Лексические темы | Грамматические темы | Развитие самостоятельной фразовой речи | Подготовка к обучению грамоте | Развитие произносительной стороны речи | ||
I период | ||||||
Сентябрь | Наш город Детский сад Грибы Ягоды | Развитие общего внимания и понимания речи. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего значения слов. | Учить детей договаривать предложения по образцу педагога и без образца, с опорой на наглядность. |
Дать детям представление о понятиях «звук», «слово» | Учить детей различать речевые и неречевые звуки. Учить детей определять источник звука. | |
Октябрь | Осень
Фрукты Овощи Деревья
| . Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом Существительные единственного и множественного числа.
Понятие предложение. Составление простых предложений по модели: обращение + глагол повелительного наклонения. |
Формировать диалогическую форму речи. ( ответы на вопросы по образцу педагога) Учить детей задавать вопросы по образцу педагога. Учить составлять простые предложения по модели: «Кто? Что делает? Что?» |
Дать детям представление о понятии «предложение», учить различать слово и предложение Учить детей различать слова длинные и короткие Познакомить с гласными звуками и буквами: А, О | Развивать артикуляционный аппарат Развивать слуховое внимание, речевой слух, силу выдоха. Работать над развитием силы голоса | |
Ноябрь | Хлеб Перелетные птицы. Дикие звери средней полосы России Домашние Животные средней полосы России Одежда, обувь. | Качественные прилагательные (большой, маленький, вкусный, сладкий …) Предмет одушевленный, неодушевленный. Согласование притяжательных местоимений мужского и женского рода (мой, моя) | Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям Закрепить умения заканчивать предложение начатое логопедом.
Обучать самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла?)
| Учить детей определять первый звук в слове Познакомить детей с понятием «Гласный звук» Познакомить с глас ными звуками и буквами И, Ы, У,Э | Учить произносить слова одно-, двух- трехсложной слоговой структуры (кот, муха, лопата)
| |
декабрь |
Зима Мебель Посуда Новый год | Единственное и множественное число прилагательных Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения. Формирование навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) | Формировать навыки ведения диалога, умения выслушивать вопрос, адекватно ответить на него, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты?) Учить детей запоминать короткие двустишья и потешки. Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану). | Познакомить детей с понятиями «согласный звук», «Твердые и мягкие согласные» Познакомить детей со звуками [М],[Мь],[Н],[Нь], и буквами М,Н Учить детей определять последний звук в слове Учить детей выделять звук из ряда звуков, слогов, слов. |
Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата.
Уточнить правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Вызывать отсутствующие звуки раннего и среднего онтогенеза | |
II период | ||||||
январь | Зимние забавы Зимующие птицы Профессии: воспитатель, врач, повар. | Согласование глагола и существительного в числе. Винительный падеж существительных единственного числа. Согласование существительных с числительными (один, два) | Формировать умение отвечать на вопрос словом, словосочетанием. Закреплять навыки составления простых предложений по моделям: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?»
| Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки Учить детей определять место звука в слове Познакомить детей со звуками [П],[Пь],[Т],[Ть] и буквами Т,П Упражнять детей в членении на слоги одно, двух, трехсложных слов. | Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений. Работать над плавностью и интонированностью речи Учить произность духсложные слова со вторым закрытым слогом (заяц, филин) | |
Февраль | Инструменты Наша Армия Почта Транспорт. | Родительный падеж существительных единственного числа Предлоги В, НА Понятие признак. Признаки предметов, выраженные прилагательными. Относительные прилагательные Падежные конструкции. Творительный падеж единственного числа существительных. | Заучивать короткие двустишья и потешки. Совершенствование умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.
| Познакомить детей со звуками [К],Кь[],[Х],[Хь] и буквами К,Х Учить детей различать звуки [К]-[Х], [КЬ]-[Хь] Учить детей составлять графическую схему предложения без предлога и делать его анализ | Подготавливать артикуляционный аппарат к произношению свистящих и шипящих звуков Вызывать и ставить звуки (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц, Ш,Ж,Щ,Ч) Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов. | |
Март | Семья Мамин праздник. Знакомство с творчеством Носова Театр Весна в природе | Дательный падеж единственного числа существительных. Приставочные глаголы (поел, поспал, подал, ушел, унес и т.д.) Предложный падеж существительных в единственном числе Подбор определений к предмету | Учить детей расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Вова взял машинку и мяч.) Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в последовательный рассказ | Анализ и синтез обратных слогов АК, АТ, АП Анализ и синтез междометий ОХ, АХ, УХ Знакомство со звуками [Ф],[Фь] и буквой Ф Звук [Й] и буква Й | Учить воспроизводить слоги со стечением согласных
Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов (па-па-па) с разным ударением, силой голоса, интонацией. | |
Апрель | Человек Космос Рыбы Знакомство с творчеством А.С. Пушкина | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин Согласование существительных с числительным «много» Предлог ПОД | Учить составлять предложения по сюжетным картинкам. Продолжать учить составлять короткие рассказы их двух-трех-четырех прос- тых предложений (по картинному и вопросному плану) | Звук [Й] и буква Й Продолжать упражнять в подборе слов на заданный звук. Продолжать упражнять детей в различении гласных и согласных звуков | Учить детей произносить двусложные слова со стечением согласных в середине (бочка, сумка) Автоматизировать поставленные звуки на уровне предложений, потешек, чистоговорок. | |
Май | Праздники весны Насекомые Цветы. Лето | Согласование существительных с прилагательными Предлоги В, НА, ПОД. | Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать. | Звуковой анализ и синтез слов типа: кот, кит. . | Развивать чувство ритма и координацию слова с движением. |
Перспективный план
фронтальных занятий по формированию произносительной стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи
и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР, III уровень речевого развития и детей с ФФНР в 2020-2021 уч. г.
месяц | Лексические темы | Грамматические темы | Развитие связной речи | Подготовка к обучению грамоте | Развитие произносительной стороны речи |
I период | |||||
Сентябрь | Наш город Детский сад Грибы Ягоды | Развитие общего внимания и понимания речи. Формирование понятия о предмете. Формирование понятия о действии. | 1. Учить детей договаривать предложения по образцу педагога и без образца, с опорой на наглядность и без. | 1. Дать детям представление о понятиях «звук», «слово» | 1. Работать над воспитанием правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Развивать слуховое внимание |
Октябрь | Осень
Фрукты Овощи Деревья
| . Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом Винительный падеж единственного числа существительных Понятие предложение. Падежные конструкции. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога | 1. Совершенствовать диалогическую форму речи. (полные ответы на вопросы по образцу педагога и без образца) 2. Учить детей задавать вопросы по образцу педагога. 3. Составлять предложения по демонстрируемому действию. 4. Составлять предложения по картинкам.
| 1. Дать детям представление о понятии «предложение», учить различать слово и предложение 2. Учить детей различать слова длинные и короткие 3. Познакомить с гласными звуками и буквами: А, О | 1. Развивать артикуляционный аппарат 2. Тренировать силу выдоха 3. Постановка звуков: [С],[СЬ],[З],[ЗЬ], [ЛЬ] |
Ноябрь | Хлеб Перелетные птицы. Дикие звери средней полосы России Домашние Животные средней полосы России Одежда, головные уборы.Обувь. | Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа существительных Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе Родительный падеж существительных в единственном числе с предлогом «у» Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени Притяжательные местоимения мой, моя, мое. | 1. Составление предложений по демонстрируемым действиям 2. Пересказ текста из 3-4 предложений, составленного по демонстрируемому действию 3. Составление предложений по сюжетным картинкам | 1. Учить детей определять первый звук в слове 2. Познакомить детей с понятием «Гласный звук» 3. Познакомить с глас ными звуками и буквами Э, И, Ы, У | 1. Автоматизация поставленных звуков на уровне слогов, слов, словосочетаний 2. Учить детей слышать звук в ряду других звуков 3. Учить детей выделять первый звук в слове |
2 период | |||||
декабрь |
Зима Мебель Посуда Новый год | Предлоги НА, С, ПОД Согласование числительных один, одна, два, две. Относительные прилагательные. | 1. Пересказ короткого текста с опорой на действия с картинками на фланелеграфе 2. Формирование умения отвечать на поставленный вопрос развернутой фразой 3. Пересказ текста-описания с опорой на схему-план | 1. Познакомить детей с понятиями «согласный звук», «Твердые и мягкие согласные» 2. Познакомить детей со звуками [М],[Мь],[Н],[Нь], и буквами М,Н 3. Учить детей определять последний звук в слове 4. Учить детей выделять звук из ряда звуков, слогов, слов. | 1.Продолжать автоматизацию поставленных звуков в предложениях, потешках, чистоговорках. 2.Продолжать тренировать артикуляционный аппарат 3. Учить детей слышать звук в составе слова 4. Постановка звуков [Л], [Ш], [Ж] |
январь | Зимние забавы Зимующие птицы . Профессии: воспитатель, врач, повар, швея | Согласование глагола и существительного в числе. Приставочные глаголы. Предлоги В, ИЗ Дательный падеж единственного числа существительных. | 1. Формирование умения отвечать на вопрос словом, словосочетанием, развернутой фразой 2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок 3. Закрепление умения отвечать на поставленные вопросы развернутой фразой | 1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки 2. Учить детей определять место звука в слове 3.Познакомить детей со звуками [П],[Пь],[Т],[Ть] и буквами Т,П 4.Упражнять детей в членении на слоги одно, двух, трехсложных слов. | 1.Работать над развитием чувства ритма и координации слова с движением 2. Автоматизация звуков [С],[СЬ],[З],[ЗЬ],[ЛЬ] в стихотворных текстах, звуков [Л],[Ш], [Ж] в слогах, словах |
Февраль | Инструменты Наша Армия Почта Транспорт. Профессии на транспорте. | Род имен существительных. Падежные конструкции. Творительныйпадеж единственного числа существительных. Понятие признак. Признаки предметов, выраженные прилагательными. Относительные прилагательные | 1. Пересказ сказки с опорой на серию сюжетных картинок 2. Составление сложных, сложносочиненных предложений по демонстрируемым действиям и картинкам 3. Пересказ рассказа по сюжетной картинке | 1. Познакомить детей со звуками [К],Кь[],[Х],[Хь] и буквами К,Х 2. Учить детей слышать гласный звук в середине односложных слов дОм, мАк 3. Учить детей различать звуки [К]-[Х], [КЬ]-[Хь] 4. Учить детей составлять графическую схему предложения без предлога и делать его анализ | 1. Продолжать работу по развитию слухового внимания и памяти у детей 2. Продолжать работу по автоматизации поставленных звуков 3.Дифференциация звуков [Т]-[Д], [С]-[З],[ЛЬ]-[Й] |
Март | Семья Мамин праздник. Знакомство с творчеством Носова Театр Весна в природе | Предложный падеж существительных в единственном числе Притяжательные прилагательные Предлоги К, ОТ Подбор определений к предмету | 1. Составление предложений по демонстрируемым действиям и объединение их в последовательный рассказ 2. Составление сложных предложений с опорой на картинки 3. Коллективный пересказ русской народной сказки | 1. Анализ и синтез обратных слогов АК, АТ, АП 2. Анализ и синтез междометий ОХ, АХ, УХ 3. Знакомство со звуками [Ф],[Фь] и буквой Ф 4. Звук [Й] и буква Й | 1. Продолжать развивать у детей артикуляционный аппарат 2. Продолжать автоматизацию звуков [С],[СЬ],[З],[ЗЬ], [ЛЬ] в текстах, звуков [Ш],[Ж],[Л] в словах различной сложности 3.Дифференциация звуков [Т]-[Д], [С]-[З],[ЛЬ]-[Й] |
3 период | |||||
Апрель | Человек Космос Рыбы Знакомство с творчеством А.С. Пушкина | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин Согласование существительных с числительными: два, пять Притяжательные прилагательные с суффиксом «ий» Предлоги В, НА, ПОД | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и опорным словам 2. Составление и распространение предложений по картинкам 3. Составление рассказа по образцу педагога с опорой на схему-план |
| 1. Продолжать учить детей слышать звук в составе слова 2. Продолжать автоматизацию поставленных звуков 3. Учить детей определять место звука в слове |
Май | Праздники весны Насекомые Правила дорожного движения Цветы. Лето | Антонимы выраженые существительными и глаголами Подбор нескольких определений к предмету.
Антонимы выраженые прилагательными | 1. Составление рассказа по сюжетной картине и опорным словам 2. Составление коллективного рассказа по сюжетным картинкам | 1.Звуковой анализ и синтез слов типа: кит,май. 2. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога. | 1Закрепить поставленные звуки в связной речи детей |
Перспективный план
фронтальных занятий по формированию произносительной стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи
и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР, III-й уровень речевого развития и ФФНР на 2021-2022 учебный год
1 период | Лексические темы | Грамматические темы | Развитие связной речи | Подготовка к обучению грамоте | Развитие произносительной стороны речи |
Сентябрь | Наш город Осень. Осенние цветы Овощи и фрукты. Знакомство с творчеством Носова. Грибы. Ягоды | Развитие высших психических функций Именительный падеж множественного числа существительных. Образование прилагательных от существительных. Глаголы несовершенного вида, единственного и множественного числа настоящего времени. | Продолжать обучать детей составлению предложений. Продолжать обучать детей диалогической форме речи с использованием моделей ТРИЗ. . Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок с использованием алгоритма ТРИЗ. | Закрепить у детей представление о понятиях «звук», «слово», предложение. Закрепить знания детей о гласных звуках. Уточнить произношение звуков А, У, И.
| Продолжать работу над воспитанием правильного физиологического и речевого дыхания. Продолжать развивать у детей артикуляционный аппарат |
Октябрь | Насекомые осенью. Знакомство с творчеством Крылова Периоды осени. Золотая осень. Деревья и кустарники. Хлеб. Сельскохозяйственный труд. | . Составление 4-словных предложений с введением одного определения. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Родительный падеж множественного числа существительных. Предлоги В, НА, ПОД. | Обучать детей составлению распространенных предложений и объединению их в рассказ Совершенствовать навык пересказа небольших текстов по фрагментам картины. Учить детей составлять описательные рассказы по образцу педагога с использованием системного оператора | Уточнить произношение звуков О, Ы,Э. Закрепить умение выделять звук из слова. Закрепить умение давать характеристику звуку. Закрепить навыки слогового анализа слов. | Уточнить произношение звуков [С],[З],[Ц],[ЛЬ], [Л],[Ч] Продолжать введение уточненных звуков в речь.
Дифференциация звуков [ЛЬ]-[Й], [С]-[Ш] Постановка звуков [Ц],[Ш],[Ж],[Ч] ,[Щ],[Л] |
Ноябрь | Птицы зимующие и перелетные. Поздняя осень, сезонная одежда. Дикие звери средней полосы России, жарких и холодных стран. Домашние Звери и птицы средней полосы России, жарких и холодных стран. | Составление сложносочиненных предложений с союзом А Дательный падеж множественного числа существительных Предлоги В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА. Приставочные глаголы. Согласование числительных ДВА, ПЯТЬ с существительным | Учить детей составлять описательные рассказы по образцу педагога с опорой на схему-план Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок с элементами творчества Составление описательного рассказа с использованием схемы-плана и опорных слов. Составление рассказа по сюжетной картине с использованием алгоритма ТРИЗ | Закрепить у детей представления о гласных и согласных звуках. Совершенствовать навык выделения звука из состава слова и определения его места в слове. Познакомить детей с новыми звуками: [Л],[ЛЬ],[В],[ВЬ] и буквами их обозначающими . Учить детей различать звуки [ЛЬ]-[Й] Учить детей работать с разрезной азбукой Закрепить умение делать звуковой анализ слогов типа: АЛ,ЛА,ИЛ,ЛИ | Автоматизация звуков: [С],[З],[Ц],[ЛЬ] на уровне текстов, звуков: [Ц],[Ш],[Ж],[Ч], [Л] на уровне слов различной звуко-слоговой структуры Развивать у детей интонационную выразительность речи, тембровую окраску голоса |
2 период | |||||
декабрь | Зима. Зимние месяцы. Квартира. Мебель. Посуда. Электроприборы. Новый год | Предлоги НА, С, ПОД Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительным Относительные прилагательные. Согласование прилагательных и существительных с числительными. Предложный падеж множественного числа существительных | Совершенствовать у детей навык пересказа Учить составлять коллективный рассказ с использованием предметных и сюжетных картинок, опорных слов и фланелеграфа Закрепить у детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с опорными словами и алгоритма ТРИЗ | Познакомить детей со звуками [В],[ВЬ],[Ч],[Щ] Учить детей различать звонкие и глухие согласные звуки в парах: [В]-[Ф],[ВЬ]-[ФЬ] Учить детей делать анализ и синтез слов типа: ЛАК, ЛАМА, ЛАМПА |
Постановка звука [Р] Отрабатывать четкость дикции. Автоматизация звуков [ЛЬ],[Ш],[Ж],[Л], [Ч],[Ц] |
январь | Зимние забавы, народные праздники Транспорт в городе. Профессии на транспорте. Город мастеров. Профессии, народные промыслы. | Приставочные глаголы Согласование числительных ДВА, ПЯТЬ с существительными и прилагательными Творительный падеж единственного числа существительных | Учить детей пересказывать текст без опоры на наглядность с добавлением последующих событий Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картин с использованием технологии ТРИЗ | Учить детей различать звуки [Ч]-[Щ] Познакомить детей со звуками:[Б],[БЬ],[Д], [Дь] Учить детей различать твердые-мягкие и звонкие-глухие звуки. Закрепить умение детей делать звуковой анализ слов типа: ВОЛК | Работать над развитием чувства ритма и координации слова с движением Автоматизация звука [Р] в словах различной сложности Автоматизация звуков: [ЛЬ],[Л],[Ш],[Ж], [Ч],[Ц] в предложениях и чистоговорках |
Февраль | Животный мир морей и океанов Проектная деятельность Почта. Знакомство с творчеством С.Я.Маршака Наша Армия . | . Творительный падеж множественного числа существительных. Согласование существительных и прилагательных с числительным ПЯТЬ Согласование существительных с прилагательными по родам в единственном и множественном числе Антонимы, выраженые существительными и глаголами | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ Составление рассказа с опорой на сюжетную картину с введением нового героя. | Познакомить детей с новыми звуками: [Д],[ДЬ],[Б], [БЬ] и буквами их обозначающими Учить различать звонкие - глухие звуки Упражнять детей в подборе слов на заданный звук Закреплять навык определения места звука в слове Продолжать учить различать твердые - мягкие звуки | Автоматизация поставленных звуков в стихах и прозаических текстах Провести дифференциацию звуков [Ш]-[С],[Ж]-[З],[Ц]-[С] |
Март | Знакомство с творчеством Эммы Мошковской Семья Мамин праздник. Знакомство с творчеством Эммы Мошковской Весна в природе Театрализация по произведениям Э. Мошковской Театр | Притяжательные прилагательные с суффиксом ИН Подбор определений к предмету ПРЕДЛОГИ ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД Предложный падеж множественного числа существительных | Пересказ рассказа с обсуждением варианта поведения героев. Составление описательного рассказа по образцу педагога с использованием схемы-плана. Составление творческих описательных рассказов о весне с использованием фланелеграфа и развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес». | Закреплять умение характеризовать звук Познакомить детей со звуками [C],[CЬ],[Ц] и буквами их обозначающими Учить детей работать с разрезной азбукой Дифференцировать звуки [Ц]-[С], [Ц]-[Ч] Познакомить детей со звуками [Г],[ГЬ] и буквами их обозначающими. | Автоматизация поставленных звуков в текстах Дифференциация звуков [ЛЬ]-[Й],[Ч]-[ТЬ] . Продолжать работу над развитием чувства ритма и координации слова с движением |
Апрель | Знакомство с творчеством В.В.Бианки Космос Человек. Я и мое тело Правила дорожного движения | Составление сложносочиненных предложений с союзом А Составление сложноподчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО Притяжательные прилагательные с суффиксом «ий» Родительный падеж множественного числа существительных | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием технологии ТРИЗ . Составление творческого рассказа про любимого героя с использованием системного оператора | Познакомить детей со звуками [З],[ЗЬ],[Ш],[Ж] и буквами их обозначающими. Продолжать учить детей различать звонкие и глухие звуки Продолжать учить детей характеризовать звук Тренировать детей в дифференциации звуков:[Ш]-[С],[Ш]-[Щ]. [Ж]-[З],[Ж]-[Ш] | Автоматизация поставленных звуков на уровне связных текстов Дифференциация звуков:[Л]-[Р], [ЛЬ]-[РЬ] Отрабатывать четкость дикции. |
Май | Праздники весны. Мы россияне. Круглый год. Лето. | Несклоняемые существительные Антонимы, выраженые прилагательными | Составление творческого рассказа об увиденном и пережитом | Познакомить детей со звуками [Р],[РЬ] и буквами, их обозначающими Закрепить умение характеризовать звук Дифференциация звуков [Л]-[Р],[ЛЬ]-[Рь] | Закрепить правильное произношение всех поставленных звуков в речи детей. |
III. Организация коррекционно-развивающей деятельности в ходе реализации программы
Содержание коррекционно-развивающего процесса предполагает интеграцию деятельности педагогов, родителей, других представителей социума. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на логопедических занятиях, закрепляются воспитателями (во время логопедического часа и в режимных моментах), специалистами и родителями.
Образовательный процесс строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Для каждого ребёнка создается «ситуацию успеха», которая побуждает к активности, инициативности и самостоятельности в речевом взаимодействии со взрослыми и сверстниками, т.е. обеспечивает детям позицию субъекта разных видов деятельности.
В совместной и самостоятельной деятельности я использую модели мыслительных действий, широко представленные в кабинете в развивающем центре «Познавайкин мир», развивающей предметно-пространственной среде «Фиолетовый лес» и игровых комплексах Воскобовича.
Специфика организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость создания специальных условий обучения и воспитания:
- Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий,);
- Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
- Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- Обеспечение специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Повышение квалификации проводится на базе НИПКиПРО;
- Взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: логопеда, воспитателей, родителей, психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, воспитателя по ИЗО, музыкального работника.
Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей ведется мной по следующим направлениям:
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с нарушением речи;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с нарушением речи;
- системный разносторонний контроль специалистов за динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением речи коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей работы, необходимой для преодоления нарушений развития;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Концептуальный подход реализуемый мной к проблеме преодоления ОНР предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с детьми. Данный подход представлен в программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, А.В.Лагутиной Москва: «Просвещение», 2016; Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», 2013г.;
Циклограмма рабочей недели
День недели | Фронтальные занятия | Индивидуальные занятия | Занятия в подгруппах | Методическая работа | Консультативная работа с родителями |
Понедельник | 17.00-18.00 | 15.00-17.00 | 17.00-18.00 (конс. занятия) | ||
Вторник | 9.00-10.00 | 8.30-9.00 15.00-15.30 | 10.00-11.30 | 13.00-15.00 | |
Среда | 16.15-17.00 | 15.15-16.15 | 17.00-18.00 (конс. занятия) | ||
Четверг | 9.00-10.00 | 8.30-9.00 | 10.00-12.00 | 13.30-14.30 | |
Пятница | 9.00-11.00 | 13.00-15.00 | 8.00-9.00 |
Для реализации программы создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда.
Логопедический кабинет представляет собой просторное, светлое, эстетически оформленное помещение. Предметно-пространственная среда кабинета содержательно насыщена, трансформируема, доступна и безопасна.
В кабинете создана игротека с набором разнообразных дидактических игр, в том числе, изготовленных своими руками. Появился развивающий центр «Познавайкин мир», в котором представлены разнообразные модели мыслительной деятельности направленные: на освоение признаков предметов, на установление причинно - следственных связей, на освоение детьми способов формулировки вопросов составление рассказов.
В логопедическом кабинет имеется:
- персональный компьютер
- многофункциональный принтер
- доска ученическая магнитная
- доска переносная
- рабочие столы для детей и взрослых
- стулья
- стерелизатор воздуха
- зеркало большое настенное
- индивидуальные зеркала
- магнитофон
- логопедическая лампа
- фланелеграф
- логопедические зонды
-учебно-дидактический материал
- песочница
- световой стол
- метроном
- мультимедийный проектор.
- игровой комплекс «Коврограф Ларчик»
- игровые комплекты «Мини Ларчик»
- малая развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»
- приложения «Ларчик»
- конструктор «Геоконт «Малыш»»
- игры Кораблики «Плюх – Плюх»
- игровое пособие «Теремки»
В логопедическом кабинете весь дидактический материал систематизирован по следующим разделам:
- Пособия для логопедического обследования;
- Игры и пособия для формирования речевого дыхания, слухового внимания, артикуляционной моторики, звукопроизношения;
- Игры для автоматизации звуков, совершенствования, слоговой структуры слова.
- Пособия для развития мелкой моторики;
- Пособия для формирования фонематических процессов, совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте;
- Игры для формирования лексико-грамматических категорий и развитию связной речи;
- Игры для развития временных и пространственных ориентировок, сукцессивных функций, зрительно-двигательных координаций.
- Учебно – дидактические пособия «Познавайкин Мир» (ОТСМ- ТРИЗ-РТВ) Развивающий центр «Познавайкин мир»
1. С комплектом мыслительных моделей:
- «имена признаков»
- формулировки вопросы
- установления причинно- следственной связи
- преобразования признаков объектов «волшебники»
- мышления (наблюдения, сравнения, морфологический анализ, решение проблемных ситуаций, пересказ текста, составление рассказов сказочного содержания, составления загадок, лимериков и т.д.)
2. Игротека ТРИЗ:
- круги Луллия
- «Умные карточки»
-«Что сначала? Что потом?»
- «Логический паровозик»
- «Мир вокруг»
- «Узнай и назови»
- «Подари мне вопрос»
- «Скажи, какой?»
- «Умные планшеты»
- «В гостях у тетушки Рифмы»
- «В гостях у бабушки Загадушки и дядюшки Вопроса» и др.
Программно-методическое обеспечение.
Используемые программы | Методики и технологии |
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, А. В. Лагутиной Москва: «Просвещение», 2016г.
|
«Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок».- М., Аркти, 2010;
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи
В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...
Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи
Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...
«Совершенствование коррекционно - развивающей работы учителя логопеда и родителей детей с нарушением речи в контексте ФГОС ДО»
Проект на семинаре – практикуме «Развитие речи – значимая образовательная область ФГОС ДО» МБДОУ №40 г....
Рекомендации учителя – логопеда родителям, имеющих детей с нарушением речи
Сколько времени занимает работа по коррекции звукопроизношения, как организовать домашние задания ребёнка и родителей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
рабочая программа...