РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ
Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы в средней группе
компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Срок освоения программы 1 год
Составитель: учитель-логопед
Медведева Алена Михайловна
г. Нижнекамск
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида, специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи», а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевойи специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи». При написании данной Рабочей Программы был использован опыт работы, представленный в современных технологиях и научно-методических рекомендациях Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной, Н.В.Нищевой, Т.А.Ткаченко, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко,О.С Гомзяк и др. Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68» коррекция речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такие как ОНР, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушений.
1.2 Программно-методическое обеспечение
Речевое нарушение | Программы | Технологии, методические пособия |
ОНР | Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению ОНР» Н.В. Нищева Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет (издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО) | Т.Б.ФиличеваТ.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» |
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. | Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия для детей средней группы» | |
С.В.КоноваленкоВ.В.Коноваленко «Индивидуально-подгрупповые занятия» | ||
Речевые нарушения, осложненные дизартрическими проявлениями | И.В. Блыскина Комплексный подход к коррекции речевой патологии. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов ДОУ» |
1.3 Цель, задачи, принципы.
Основной целью представленной программы является создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-логопедическим процессом в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Ведущей задачей данной рабочей программы являетсяязыковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие детей-логопатов и овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность данной группы детей к обучению в общеобразовательной школе, а в дальнейшем, к жизни в современном обществе.
Для реализации основной цели определены следующие задачи программы:
- своевременное выявление детей с ОНР и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в речевом развитии;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР программы и их интеграции в ДОО;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОНР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с ОНР, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в речевом развитии;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОНР и формированию здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, так как логопедическую группу для детей с ОНР посещают дети со второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной со взрослым деятельности детей, чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности, свободное время для игр и отдыха.
Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания и других узких специалистов, если они имеются в ДОУ.
Работой в образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свою образовательную деятельность в соответствии с его рекомендациями.
В работе в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» участвуют воспитатель и учитель-логопед. Логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом особенностей развития детей с ОНР. Воспитатели организуют работу по формированию у дошкольников целостной картины мира и расширению кругозора, координируют познавательно-исследовательскую деятельность, работают над развитием навыков конструирования и математических представлений, выработкой навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» работой руководят воспитатели и музыкальный руководитель при условии, что другие специалисты подключаются к их работе.
Работу в образовательной области «Физическая культура» осуществляют руководитель физического воспитания и воспитатели при обязательном участии остальных педагогов.
В логопедической группе коррекционное направление работы являетсяприоритетным, так как его цель – выравнивание речевого и психофизического развития детей. Программа предусматривает то, что все педагоги должны следить за речью детей-логопатов и закреплять речевые навыки, сформированные учителем логопедом. Все специалисты ДОУ под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
1.4 Характеристика контингента воспитанников
Программа строится для детей с тяжелыми нарушениями речи . Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р. Е. Левиной, выделены и описаны категории данной группы детей.
Речевую группу составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи в чистом виде (без нарушения нервно-психической деятельности) встречается крайне редко. У основной массы данной группы детей имеются как психоневрологические, так и соматические проблемы.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта. У детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики в целом. Ребенок с ОНР начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с элементами фонетического и лексико - грамматического недоразвития. Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня:
I уровень
1. Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.
2. Пассивный словарь шире активного,однако, понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не
сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.
II уровень
Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств.
1. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.
2. Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы – по временам, но это не всегда удается.
3. Дети начинают использовать фразы.
4. Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь,
возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.
5. Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.
III уровень
1. На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.
2. Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
3. В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
4. У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и
нарушение слоговой структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.
1.5 Целевые ориентиры работы с воспитанниками-логопатами
Главной идеей рабочей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей 4-5 лет.
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
- Содержательный раздел.
- Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми от 4 до 5 лет с нарушением речи.
Период | Основное содержание коррекционно-развивающей работы |
I период Сентябрь, октябрь, ноябрь | Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи 1.Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков; понимание обобщенного значения слов. 2. Подготовка к овладению диалогической формой речи. 3. Практическое усвоение некоторых способов словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательным значением и глаголов с разными приставками (на, по, вы). 4. Развитие умения сравнивать слова п. их длине (короткие и длинные). 5.Использованиепритяжательных местоимений мой-моя в сочетании с существительными мужского и женского рода. 6. Практическое овладение навыками изменения числа имен существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени, падежной категории существительных (дательный и винительный падежи, а так же творительный в значении орудия, производителя и объекта действия: земля покрыта снегом, топить дровами). 7. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени (спи-спит, сиди-сидит). 8.Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, навыками демонстрации действия по картинке и наглядно-графической модели: а) И.п. существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: в) И.п. существительного + согласованный глагол + 2 существительных в косвенных падежах. 9. Усвоение навыков составления короткого рассказа. Формирование правильного звукопроизношения 1. Уточнение произношения простых звуков типа: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [мь], [н], [нь], [п.], [пь], [т], [ть], [в], [вь], [ф], [фь], [б], [бь]. 2.Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков: [к], [кь], [г], [гь], [х], [хь], [ль],[j],[ы], [с], [сь], [з], [зь], [р.]. Анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа. Приведенные выше задачи решаются на индивидуальных занятиях. Отработка звуков происходит таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (в течение второго и третьего периодов обучения) все дети умели их правильно артикулировать, произносить и выделять в лексическом материале. Лексические темы: «Игрушки», «Осень, «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Лес. Грибы. Ягоды. Деревья.», «Перелетные птицы», «Одежда. Обувь. Головные уборы». |
II период декабрь,январь, февраль, март | Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи 1.Уточнение представлений детей об основных цветах, о некоторых их оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям. 2.Практическое овладение по образцам способами образования относительных прилагательных, соотносящихся по значению с: а) продуктами питания; б) растениями; в) различными материалами. 3.Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?; ориентирование на окончание вопросительного слова, совпадающее с окончанием прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе. 4. Изменение форм глаголов сначала в двух, а затем в трех формах (лежи-лежит-лежу), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го и 2-го лица единственного числа, а затем 1-го лица множественного числа (идет-иду-идешь-идем). 5.Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных. 6.Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей. 7.Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 8. Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов. Формирование правильного звукопроизношения 1.Закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода; постановка и автоматизация отсутствующих, и коррекция искаженно произносимых звуков. Лексические темы: «Ателье», «Зима. Зимние забавы», «Мебель», «Семья», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Почта», «Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия», «Весна», «Праздник 8 марта», «Профессии», «Наша пища». |
III период апрель, май, июнь | Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи 1.Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий. 2. Закрепление навыка образования относительных и притяжательных прилагательных с использованием суффиксов – ов, - ев, - ин, - ын, - ья, - ье, - ан, - ян-. 3. Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий, воронье, орлиное, петушиный). 4.Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: - еньк, - оньк,; усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый-злой, высокий-низкий, широкий-узкий). 5.Уточнение обозначений обобщающих слов. 6. Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: а) с основной на твердый согласный; б) с основой на мягкий согласный. 7. Расширение значения предлогов (употребление предлога К с дательным, ОТ – с родительным падежом, С-СО – с винительным и творительным падежами). 8. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах. 9. Составление разных типов предложений: а) простых распространенных; б) предложений с противительным союзом А в облегченном варианте, с разделительным союзом ИЛИ; 10.Преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога; изменения вида глагола. 11. Составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Используется лексический материал ранее отработанных и новых тем. Формирование правильного звукопроизношения 1. Усвоение звуков [ы], [и], [л], [с], [ш], [з]. Лексические темы: : «Откуда хлеб пришел?», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Наша страна», «Мой родной край», «Человек», «Насекомые», «Лето». |
Основное содержание коррекционно-развивающей работы с детьми от 4 до 5 лет с нарушением речи.
Период | Основное содержание коррекционно-развивающей работы |
I период Сентябрь, октябрь, первая половина ноября | Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи 1. Расширение словарного запаса. 2. Обучение навыкам образования: а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножище, ручища и т. д.); б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, шить, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать ит.д.); в) прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный костюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща); г) сложных, слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оценочным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья. 3. Закрепление правильного употребления грамматических категорий: а) употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины); б) практическое использование в речи глаголов и существительных в единственном и множественном числе: улетает (-ют), собирает (-ют), накрывает (-ют) на стол, птица (-ы), колхозник (-и), дежурный (-ые) и т. д.; в) согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша); г) подбор прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло). 4. Развитие самостоятельной связной речи: а) составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине; б) распространение предложений однородными членами; в) составление рассказов по картине (в объеме 5— 7 предложений); г) пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица; д) составление рассказа-описания овощей, фруктов по заданному плану; е) рассказывание сказок-драматизаций; ж) составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок. Лексические темы: «Осень», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Перелетные птицы», «Лес. Грибы. Ягоды», «Домашние животные и их детеныши». |
II период вторая половина ноября, декабрь, январь, февраль | Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи 1. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования: а) закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится; ветер бушует, воет; лес уснул). Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут; б) образование сложных (снегопад) и родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок) слов; в) подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше); усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая). 2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий. 3. Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами. Правильность их согласования. 4. Составление рассказа о любой игрушке с использованием описательных приемов в самостоятельной речи. 5. Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду — пошел). 6. Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей - ся и без нее (буду кататься — покатаюсь; буду купаться — искупаюсь; буду учиться — поучусь): 7. Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. 8. Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий . 9. Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (с союзами а, но), разделения (с союзом или). Например: Зимой деревья голые, а весной появляются листочки. Наша семья большая, а Танина — маленькая; Физкультурники выйдут на площадь или на улицу. 10. Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем? Лексические темы: «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Зима», «Новогодний праздник», «Дикие животные и их детеныши», «Семья», «Мебель», «Посуда», «Животные жарких стран», «Инструменты», «Морские, речные и аквариумные обитатели», «День Защитников Отечества», «Транспорт». |
III период март, апрель, май, начало июня | Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи 1. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования: а) подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом — строят, красят, ломают; красят — крышу, стену, забор, потолок, двери). Самостоятельная постановка вопросов («Весна какая?», «Дом какой?», «Солнышко какое?»); закрепление слов-антонимов (Улица какая? Чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая)» и т. д.); б) образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище); в) образование существительных от глаголов (учить — учитель; воспитывать — воспитатель; убирать — уборщица; регулировать — регулировщик; строить — строитель и т. д.). 2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий. 3. Практическое усвоение и употребление в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. 4. Практическое усвоение согласования числительных с существительными (3 куклы — 5 кукол; 2 медведя — 5 медведей); прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян). 5. Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста. Использование диалога как средства отражения выразительной и интонационной окраски речи разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей. Умение придумывать и составлять загадки путем использования приема сравнения. Лексические темы: «Весна», «Мамин праздник», «Перелетные птицы весной», «Растения и животные весной», «Наша страна», «Профессии», «Наш дом», «Сад — огород - лес», «Человек», «Школа», «Лето». Повторение ранее пройденных тем. |
Начало учебного года начинается с комплексного обследования речи и связанных сней неречевых психических процессов детей, зачисленных в логопедическую группу,которое длится весь сентябрь. Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специальных логопедических групп комбинированного детского сада строится на всестороннем обследовании их речевыхи неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а такжеличностных особенностей и социального окружения. При изучении детей старшего дошкольного возраста учитываются следующиепринципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевойаномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязьречевого и общего психического развития.
В процессе обследования логопед выявляет объем речевых навыков у ребенка сречевой аномалией, сопоставляет его с возрастными нормативами, а также с уровнемпсихического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона,речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности. При выявлении речевых дефектов логопед анализирует взаимодействие междупроцессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса играмматического строя, определяет соотношение развития экспрессивной иимпрессивной речи ребенка, выявляет компенсаторную роль сохранных звеньевречевой функции, сопоставляет уровень развития языковых средств с их активнымиспользованием в речевом общении.
По результатам обследования речевых и, связанных с ними, неречевых психических процессов определяется речевой статус группы. В соответствии сречевым статусом и учетом структуры речевого дефекта комплектуются двеподгруппы(речевой статус группы, распределение детей логопедической группы на двеподгруппы). В соответствии с ФГОС основойперспективного и календарного планирования является комплексно-тематическийподход, обеспечивающий постепенное концентрированное изучение материала, с учетом индивидуальных речевых и психических возможностей детей и зон
ближайшего развития старших дошкольников. Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей междуспециалистами ДОУ, так как они работают на протяжении недели в рамках однойобщей лексической темы.
- Учебный план реализации коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе
Виды непосредственно-образовательной деятельности ( занятий) | Количество НОД в неделю по периодам обучения | Всего занятий/часов за год: | ||
I (сентябрь-ноябрь) | II (декабрь-март) | III (апрель-май) | ||
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи | 2 | 3 | 3 | 97 |
- Перспективный план НОД с воспитанниками с ОНР
месяц | недели | тема | Формирование лексико-грамматических средств языка | Формирование связной речи |
Сентябрь | 1 | |||
2 | ||||
3 | Осень. Овощи. фрукты | Образование множественного числа существительных. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Усвоение качественных прилагательных. | Составление простых предложений по вопросам логопеда. | |
4 | Детский сад. Профессии в детском саду. | Согласование притяжательных местоимений мой – моя с существительными. Образование Р.п. существительных. | Закрепление навыков составления простых предложений. | |
Октябрь | 1 | Профессии. | Образование множественного числа существительных. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Рассматривание картины. Закрепление умения заканчивать предложение, начатое логопедом. |
2 | Домашние птицы. | Согласование притяжательных местоимений мой – моя с существительными. Образование Р.п. существительных. Употребление в речи предлогов НА, С. | Составление простого рассказа-описания из 2-3 предложений по вопросному плану. | |
3 | Домашние животные. | Образование множественного числа существительных. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Рассматривание сюжетной картины. Составление предложений по демонстрации действий. | |
4 | Дикие животные. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление в речи предлогов В, НА. | Составление простого рассказа-описания из 2-3 предложений по вопросному плану. | |
Ноябрь | 1 | Какого цвета одежда? | Образование множественного числа существительных. Образование Р.п. множественного числа существительных. | Формирование навыка сравнения двух предметов , изображенных на картинках. |
2 | Посуда. | Практическое употребление существительных в В.п. | Составление предложений по демонстрации действий. | |
3 | Обувь. | Употребление предлогов В, НА, С, ИЗ | Обучение составлению загадок. | |
Декабрь | 1 | Зима. | Образование. Употребление в речи предлогов В, НА, С, ИЗ. | Составление предложений по демонстрации действий. |
2 | Зимние забавы. | Образование Р.п. существительных. Употребление в речи простых предлогов. | Рассматривание картины. Составление короткого рассказа-описания. | |
3 | Зимняя одежда. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление предлогов В, НА, С, ИЗ, ПОД. | Обучение составлению загадок. | |
4 | Новогодний праздник. | Употребление в речи простых предлогов. Подбор определений. | Рассматривание сюжетной картины. Беседа. | |
Январь | 3 | Игрушки. | Формирование первоначальных навыков согласования прилагательных с существительными. | Расширение объема предложений за счет введения однородных подлежащих. |
4 | Мебель. | Подбор определений к существительным. Согласование прилагательных с существительными. | Составление рассказа по наглядному плану. | |
Февраль | 1 | Дом. Части дома. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Пересказ сказки В.Сутеева «Утенок и цыпленок» |
2 | Транспорт. | Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-,-ат-, -ят-. В.п. и Тв.п. существительных. | Составление коротких рассказов-описаний. | |
3 | Наша Армия. | Употребление в речи простых предлогов. Усвоение качественных прилагательных. | Формирование навыков диалогической речи. | |
4 | Продукты питания. | Практическое употребление в речи существительных в П.п. | Формирование навыков диалогической речи. | |
Март | 1 | Весна. Мамин праздник. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Практическое употребление в речи существительных в Д.п. | Рассматривание картины. Беседа. |
2 | Наш город. Моя улица. | Подбор определений к существительным. Согласование прилагательных с существительными. Р.п. | Составление рассказа по вопросам логопеда. | |
3 | Обитатели водоемов. | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе в составе именных предложений. | Составление коротких рассказов-описаний. | |
Апрель | 4 | В гостях у сказки. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Практическое употребление в речи существительных в Д.п. | Составление рассказа по вопросам логопеда. |
1 | Перелетные птицы. | Образование мн.ч. существительных в И.п. Активизация и расширение глагольной лексики. | Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию серии сюжетных картин. | |
2 | Части тела. | Образование Р.п. существительных. Употребление в речи простых предлогов. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Составление коротких рассказов-описаний. | |
3 | Средства гигиены. | Согласование существительных с глаголом в числе. Употребление в речи простых предлогов. | Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины. | |
Май | 4 | Труд людей весной. | Практическое употребление существительных в Р.,В., Д.,Т. падежах. | Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию серии сюжетных картин. |
1 | День победы. | Согласование существительных с глаголом в числе. Употребление в речи простых предлогов. | Составление рассказа по картине по плану, данному логопедом. | |
2 | День семьи. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Составление предложений по картинкам. | |
3 | Весенний хоровод. Цветы. | Употребление глаголов 1-го лица в составе простого предложения в настоящем времени. | Развитие умения отвечать на вопросы распространенным предложением. | |
4 | Здравствуй лето! | Согласование существительных с другими частями речи в составе простого предложения. | Обучение самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картине. |
2.4. Планирование индивидуальной логопедической работы
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование;
- словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
- Методическое обеспечение
- Формы реализации Рабочей Программы в условиях ФГОС
- Непосредственно-образовательная деятельность (занятие) - одна из основных форм организации работы с детьми-логопатами при условии максимального использования игровых форм и приемов в рамках каждого занятия. Виды занятий: фронтальные (групповые), подгрупповые (3-5 человек) и индивидуальные. Планирование разделено на три периода обучения. Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности в средней группе составляет 20 минут. Фронтальная непосредственно-образовательная деятельность с двумя подгруппами в средней группе группепроводится в утренние часы. Во второй половине дня также выделяется время на коррекционную работу воспитателя с подгруппой или отдельными детьми по заданию логопеда.
- Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации коммуникативной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра, дидактическая.
- Игровая ситуация – форма работы, направленная на приобретение ребенком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.
- Чтение – основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.
- Ситуации: ситуации общения и взаимодействия, игровые ситуации, проблемные ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи.
- Мастерская – форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность.
- Умственное экспериментирование – осуществляется только в мысленном плане (в уме). Оно осуществляется с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.
- Проект – это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
- Беседы, загадки, рассказывание, разговор.
- Методы реализации Рабочей Программы в условиях ФГОС
- Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.).
- Методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации).
- Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.).
- Информационно-рецептивный метод – предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы логопеда или детей, чтение).
- Репродуктивный метод –создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца логопеда, беседа, составления рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель).
- Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях).
- Исследовательский метод – составление и предъявление проблемных ситуаций и опытов (творческие задания, опыты).
- Средства реализации Рабочей Программы в условиях ФГОС
- Демонстрационные и раздаточные.
- Визуальные, аудийные, аудиовизуальные.
- Естественные и искусственные.
- Реальные и виртуальные.
3.4 Средства, направленные на развитие деятельности детей
- Игровой деятельности: игры, игрушки.
- Коммуникативной деятельности: дидактический материал.
- Чтения художественной литературы: книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал.
- Познавательно-исследовательской деятельности: натуральные предметы, образно-символический материал, в том числе макеты, карты, схемы, модели, картины и др.
- Продуктивной деятельности: оборудование и материалы для лепки, рисования, конструирования.
3.5 Особенности психолого-педагогической работы воспитателя в группе с детьми с ОНР
В задачу воспитателя детского сада логопедической группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований примерной образовательной программы, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены примерной образовательной программой массового детского сада.
В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Воспитатель должен уметь создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веры в собственные возможности, снять отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к различной образовательной деятельности. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за их речевой активностью, за правильным употреблением в речи тех звуков, лексико-грамматических конструкций, словоформ, которые были сформированы и закреплены в процессе логопедической образовательной деятельности.
Работа воспитателя по развитию речи теснейшим образом коррелирует с деятельностью логопеда. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется первичное представление о названиях основных цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными. Аналогичным образом происходит и усвоение элементарных математических представлений: воспитатель учит детей считать, определять простые категории величины предметов, а логопед формирует навыки правильного грамматического оформления сочетаний существительных с числительными. Наряду с этим воспитатель уделяет большое внимание развитию у детей мелкой моторики. Этому могут способствовать игры с мелкими предметами, складывание мозаик и пазлов, игры с песком и водой, а также тренировочные упражнения с предметами, имеющими шнуровку, пуговицы. молнии и т.п. Реализуя вышеперечисленные направления работы, важно помнить о необходимости постоянного поощрения деятельности детей, имеющих такое сложное нарушение, как ОНР.
3.6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания в тетрадях должны быть подобраны логопедом в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации. Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должен нацеливать логопед на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Советы логопеда».
3.7. Материально-техническое оснащение кабинета логопеда
- Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования.
- Зеркала: настенное большое зеркало с ширмой, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей.
- Доска магнитная.
- Ноутбук.
- Зонды логопедические; одноразовые шпатели; средства для санитарной обработки инструментов.
- Игрушки.
3.8. Программно-методический комплекс образовательного процесса:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб, 2015)
- Шаехова Р.К. Радость познания - региональная образовательная программа дошкольного образования. – 2016.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.
- Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; авт. – сост. Сб. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н.Программа воспитания и обучения дошкольников с
- тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.
- Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит…- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Если у ребенка заикание…-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
- Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб.: КАРО, 2006.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.
- Резниченко Т.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004
- Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.
- Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.
- Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.
- Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников.-РОСМЭН, 2014.
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Узорова О. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О. Узорова, Е. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005.
- Сайкина Е. Г.,Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Краузе Е. Н. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.
- Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Герасимова А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми/Анна Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2008.
- И. И. Волкова, О. Г. Волков Логопедические карточки
- Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб: КАРО, 2007.
- Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения / Ил. Т. Ляхович. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы
- Пособия и материалы для обследования речи детей.
- Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
- Наборы наглядно-графической символики.
- Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова с переносным значением и т.п.
- Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптико-пространственных ориентировок.
- Пособия по развитию графомоторных навыков.
- Пособия по развитию мелкой моторики рук.
- Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.
- Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.
Логопедическая документация:
- Индивидуальные речевые карты.
- Тетради для индивидуальных логопедических занятий.
- Планирование индивидуальной и подгрупповой работы по периодам обучения.
- Календарное планирование работы логопеда.
- Тетрадь взаимодействия с воспитателями.
- Диагностические карты состояния речи детей.
- Планирование работы с родителями.
- Планирование работы со специалистами.
- Отчет логопеда о проделанной работе за год.
Содержание:
- Целевой раздел. 2
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………..2
- Программно – методическое обеспечение……………………………………………………...3
- Цель, задачи, принципы………………………………………………………………………….4
- Характеристика контингента воспитанников…………………………………………………..7
- Целевые ориентиры работы с воспитанниками –логопатами…………………………………10
- Содержательный раздел…………………………………………………………………………………12
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР 4-5 лет…………………….12
2.2. Учебный план реализации коррекционно-развивающей работы в средней лог.группе………21
2.3. Перспективный план НОД С воспитанниками с ОНР…………………………………………....21
2.4. Планирование индивидуальной логопедической работы………………………………………...24
3. Методическое обеспечение……………………………………………………………………………...26
3.1. Формы реализации рабочей программы в условиях ФГОС………………………………………26
3.2. Методы реализации рабочей программы в условиях ФГОС……………………………………..27
3.3. Средства реализации рабочей программы…………………………………………………………27
3.4. Средства, направленные на развитие деятельности детей………………………………………..28
3.5. Особенности психолого-педагогической работы воспитателя в группе с детьми с ОНР………28
3.6. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………………………………..30
3.7. Материально-техническое оснащение кабинета логопеда………………………………………..31
3.8. Программно-методический комплекс образовательного процесса…………………………………………..31
3.9. Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы.
Логопедическая документация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора
«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук) «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
Рабочая программа в средней группе для детей с нарушением речи
содержит актуальность, цели и задачи рабочей программы. Перспективный план работы по образовательным областям....
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....
Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...