- Воспитание чувства сострадания, нравственности и доброты; - Воспитание чувства патриотизма: любви к родному городу, гордости за свой народ, чувства ответственности перед обществом, чувства глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине. - Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, развивать интерес к отгадыванию загадок. - Упражнять в чтении, учить выделять звуки в слове.
- Обобщить и закрепить в игровой форме знания детей о родном городе, об истории возникновения Санкт-Петербурга. - Расширить представление детей о реках и каналах города, познакомить и рассказать о цветных мостах. - Формировать интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга.
- Воспитывать детей на основе знакомства с историей города, защитниками города во время войны. - Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады. - Воспитывать у детей чувства любви к родному городу, гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу. - Развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников.
- Коммуникация. - Социализация. - Чтение художественной литературы. - Художественное творчество.
- Беседы о Петербурге: «Летний сад», «Осенний Петербург», «Достопримечательности Санкт-Петербурга» - Беседы о Блокаде, о Великой Отечественной войне, чтение художественной литературы о начале войны, о героях. - Работа над созданием «Календаря победы» из рисунков детей в сопровождении исторических справок о ходе войны. - Изготовление из бросового материала (диски) свечей.
- презентация с видами Петербурга по теме занятия. - видеоролик «Дети в блокадном Ленинграде». - игровые задания: загадки, «План Петропавловской крепости», «Соедини правильно», «Чистоговорки», «Третий лишний», «Посчитай двойками (тройками, пятерками) – собери слово». - Метроном.
слайды, видеоролик. игровые задания, художественно оформленные свечи.
совместная деятельность.
Дети входят в группу, здороваются и располагаются на стульчиках. Ребята, сегодня мы совершим экскурсию по городу. Мы посвятим ее приближающемуся празднику – Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Сейчас мы отправимся в путешествие во время, которого, как в сказке, будут оживать перед нами, прекрасные уголки Санкт-Петербурга. Мы вспомним о самых первых днях, когда город только начинал строиться, узнаем про тяжелые времена для города и его жителей и узнаем много нового и интересного, потому, что во время путешествия мы будем играть, отгадывать загадки, отвечать на вопросы. Итак, наше путешествие начинается! Готовы? Соглашаются. Прежде всего, давайте вспомним, кем, где и когда был основан наш город. Я буду загадывать вам загадки, и задавать вопросы – ну а вы отвечать. Словесная игра – загадки и вопросы по теме занятия. Цель - расширение кругозора, развитие логического и нестандартного мышления, памяти, сообразительности. Жил давно в России царь, Очень мудрый государь. Он на троне не сидел, Делал за день по сто дел. Одержал побед немало, Мореходом был бывалым; Он и плотник, и кузнец, Кто был царь тот удалец? (Петр Первый) Правильно, молодцы! Царь остров в устье указал, И поднялись за валом вал Шесть бастионов над рекой: Шесть куртин Сковали крепко островок. Теперь врагов и на порог Не пустит русская река, Пускай смирят свирепость, Узнав, что стала на века Здесь… (Петропавловская крепость.) Молодцы! А на каком острове начиналось строительство нашего города? (Заячий остров) А как называется первая постройка на этом острове? (Петропавловская крепость) А почему крепость называется «Петропавловская»? (крепость заложили в день святых Петра и Павла 27 мая 1703 года и построили в их честь собор). Очень хорошо, молодцы! А сможете ли вы найти правильный план Петропавловской крепости? Сколько углов и сторон у найденного многоугольника? Проводится игра – задание с целью активизации внимания и закреплению полученных знаний. Молодцы! Мы вспомнили о том, как все начиналось. А потом была долгая и интересная история становления нашего города: было построено много красивых домов и дворцов, музеев и храмов, были разбиты сады и парки. Ребята, а вы знаете, что Санкт-Петербург расположен на реке? Как она называется? Нева. Правильно. Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. Нева река недлинная, но очень широкая и полноводная. Это потому, что Нева – единственная река, вытекающая из Ладоги, а по пути к Балтике в нее впадают еще 26 рек. Когда дует сильный ветер, в городе может случиться наводнение. А теперь ребята, вот такое задание: нужно правильно соединить слова линиями: Река Ладожское Залив Балтийское Озеро Финский Море Нева Проводится игра «Соедини правильно» на закрепление полученных знаний, развитие сообразительности, памяти. Что у вас получилось? Молодцы! Кроме Невы, в городе есть и другие реки. Поменьше, но тоже интересные. Вы знаете какие? Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова. Рассказ воспитателя о реках и каналах города с показом слайдов. Канал Грибоедова в Петровские времена назывался Глухой речкой, которую из-за извилистого русла еще называли Кривушей. А знаете ли вы, что этот красивый канал несколько раз хотели засыпать. Его обвиняли в том, что он почти не защищает город от наводнений, имеет слабое течение, из-за чего вода в нем слишком грязная. В прежние времена канал был заставлен баржами с дровами и продовольствием, потому, что на его берегах были расположены крупнейшие городские рынки. Река Фонтанка у Летнего сада вытекает из Невы и в нее же впадает, дугой охватывая исторический центр города. До середины 18 века река служила границей города, за которой начинались луга и усадьбы. Мойка: Попробуйте отгадать, почему этой реке дали такое странное имя? Может, в ней всегда что-то мыли? Вот и нет! Название ее произошло от финского слова «Мья» – слякоть, грязь. Только представьте, какая она была несимпатичная. Мойка дугой окружает центр города. А герой «Мойдодыра» – тот, который «прямо в Мойку угодил» - падал именно в эту петербургскую реку. А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Третий лишний». Цель игры: научить детей группировать слова по общему признаку. Развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям. Санкт-Петербург – Нева – Москва Мост – решётка – шпиль Летний сад – статуя – мост Улица – проспект – река Ангел – Петропавловская крепость – цирк Фонтанка – Мойка – Дворцовая площадь Молодцы, ребята! Через Неву, а также через другие каналы и реки переброшено много мостов. Как вы думаете, какие мосты строили при Петре I? А потом? на лодках, а потом деревянные, потом чугунные. А еще многие мосты в Петербурге разводные. Как вы думаете – зачем? Чтобы проплывали корабли. Как поднимаются мосты? По-разному. У Дворцового моста симметрично поднимаются оба пролета, а у Троицкого – только один, у левого берега. Но все равно это очень красиво! Наверное, вы устали немножко. Давайте разомнёмся. Физкультминутка «Мост нагнулся над рекой». Цель: обеспечить кратковременный активный отдых детей во время образовательной деятельности, удержать умственную работоспособность, способствовать физическому и речевому развитию в целом. Мост нагнулся над рекой
Над водою ровной:
«Ах, красивый я какой, Ах, какой огромный!» | Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола. Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду. Маршируют на месте. Разводят руки над головой, показывая большой мост
|
А знаете ли вы ребята, что в нашем городе есть цветные мосты?
А вот какого они цвета вы сейчас попытаетесь узнать сами. Проводится игра «Посчитай двойками (тройками, пятерками) – собери слово». Цель: Закрепить счет двойками, тройками, пятерками, вызвать интерес к конечному результату – прочитать и узнать правильное слово. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы, ребята, задание было сложное, но вы справились». Показ слайдов и рассказ о цветных мостах: Все мосты с «цветными» названиями были возведены на Мойке. Это Желтый (ныне Певческий) — у Дворцовой площади, Зеленый (ранее Полицейский и Народный) — на Невском проспекте, Красный — по Гороховой улице, Синий — на Исаакиевской площади. Все четыре моста — Желтый, Красный, Синий и Зеленый — были построены по одному проекту и на небольшом расстоянии друг от друга. Жители часто путали одинаковые деревянные конструкции, тогда было принято решение покрасить их в разные цвета. Со временем мосты были перестроены в чугунные, а некоторые из них переименованы, и не по одному разу. Несмотря на то, что все четыре моста объединены «цветными» названиями, каждый из них интересен своей историей. Зеленый мост примечателен тем, что он является первым из всех мостов через Мойку, первым чугунным мостом в России и первым серийным металлическим мостом в мире. По его проекту были возведены остальные три моста. Его же заасфальтировали первым в России. Несколько раз мост менял свое название. Синий мост - самый широкий в городе, его ширина составляет 97 метров. Он расширялся постепенно, по мере перестройки из деревянного в чугунный, а затем в железобетонный. Красный мост перестраивался три раза, при этом из белого он был перекрашен в красный цвет. Название тоже изменилось, соответственно, на - Красный. Бывший Желтый мост, носящий теперь название Певческий, был построен последним из четырех. Ребята, у меня есть еще одна игра. Хотите поиграть? Игра «Чистоговорки» Цель: Упражнять в чтении, учить выделять звуки в слове. Ход игры: Прочитать скороговорку, звук, который отчетливо слышится обозначить буквой и показать эту букву. Ледоход, ледоход! Вдоль Невы лед плывет. (Л) Синий мост широкий самый – метров сто! Проверьте сами! (С, Р) Нева в обрамленье гранита – красою своей знаменита. (Р) Дети выполняют задание. По окончании воспитатель хвалит детей. Ребята, а как вы думаете, наш город всегда был таким красивым? Или были тяжелые времена для города и его жителей? Да, суровое испытание пришлось пережить нашему городу и его жителям – Блокада. Девятьсот дней с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года Ленинград (так назывался город в то время) был в блокаде: со всех сторон его окружали фашистские войска. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые дни. Их было 900. А в городе оставались дети. Я хочу предложить вам, ребята, и вам, дорогие гости посмотреть видеоролик «Дети в блокадном Ленинграде». Показ видеоролика, в котором представлены фотоматериалы, на которых изображены дети разных возрастов в период нахождения в блокадном Ленинграде. Блокада-это холод, голод, обстрелы и великое мужество. Давайте почтим память тех, кто ценою своей жизни подарил нам жизнь. Минута молчания. Звук метронома. Ребята я предлагаю вам зажечь эти свечи в память погибших детей и в благодарность тем, кто выжил, и загадать желание. Детям зажигают свечи, они загадывают желание. Я думаю, что вы все загадали одинаковое желание – чтобы был мир во всем мире, чтобы у детей всегда была мама, солнце, и чтобы мамы, папы, бабушки и дедушки никогда бы не плакали, и не теряли друг друга. Дети соглашаются. Спасибо всем за участие. Наше занятие подошло к концу. Дети прощаются и выходят.
|