Конспект по ФЭМП для детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Темирбулатова Диана Рашидхановна

Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_detey_s_zpr.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Тема «В гости к белочке»

Цель занятия: способствовать расширению элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с ЗПР

Категория детей: дети с задержкой психического развития

Возраст: 6 лет

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закрепить умение детей пользоваться счетом в пределах 10; выстраивать числовой ряд в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; понимать слова «до», «после», «между», «перед»;упражнять в согласовании числительного с существительным в роде, числе и падеже.
  • Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложения, приложения); объяснить равенство и неравенство совокупностей предметов, используя понятия  «одинаково», «поровну», «больше», «меньше»;
  • Закрепить умение ориентироваться на карточке, находить её верхнюю и нижнюю части;
  • Закрепить временные понятия: знания о последовательности дней недели, частей суток, времен года, месяцев года;
  • Продолжать учить обводить предмет по контуру, правильно удерживать карандаш в руке.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Развивать смекалку;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики

Коррекционно-воспитательные задачи

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать по инструкции взрослого и выполнять ее самостоятельно; осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.

Ожидаемые результаты:

Дети называют последовательность дней в неделе, части суток, времена года, названия месяцев

Дети демонстрируют умения пользоваться счётом в пределах 10, выстраивать числовой ряд в прямом и обратном порядке, ориентироваться на карточке, находить её верхнюю и нижнюю части

Дети выполняют действия обвода предмета по контуру, правильно удерживают карандаш в руке.

Материал

Демонстрационный материал: осенние листья с цифрами, магнитная доска, дерево с листочками (с цифрами), числовой ряд от 1 до 10, мяч.

Раздаточный материал: математические наборы, индивидуальные карточки с заданиями, карандаши.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Закрепить временные понятия: знания о последовательности дней недели, частей суток, времен года, месяцев года

-Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришла гостья, а как ее зовут вы узнаете, если внимательно послушаете меня.

Дефектолог загадывает загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают,

Что за время года? – спросим,

Нам ответят: «Это……» 

Ответ детей

Осень

- Какой  сейчас месяц осени?

-Какой месяц был перед октябрем?

-Какой месяц наступит после октября?

-Назовите первый месяц осени, третий месяц?

Дети называет в нужной последовательности три месяца осени

Основной этап

Пальчиковая гимнастика

 «К нам на тонкой длиной ножке»

Развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики

Педагог проговаривает стихотворение и выполняет движения

К нам на тонкой длинной ножке (Удары по столу одновременно двумя руками)

Скачет дождик по дорожке (Кулак-ребро-ладонь)

В лужице смотри-смотри он пускает пузыри (Соединение на обеих руках 1и2, 1и3, 1и4, 1и5 пальцев)

Стали мокрыми кусты (Встряхивают кисти рук на уровне плеч)

Стали мокрыми цветы (Встряхивают кисти рук на уровне колен)

Мокрый серый воробей сушит пёрышки скорей! (Сживают в кулак и разжимают пальцы)

Дети повторяют движения за педагогом

Дидактическое упражнение с мячом

Закрепить умение детей пользоваться счетом в пределах 10; выстраивать числовой ряд в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; понимать слова «до», «после», «между», «перед»;

-Я бросаю мяч. Тот, кто поймает должен быстро назвать число больше или меньше на 1.

- Назвать следующее число после 5, 4, 9,6…

- Назвать число перед числом 8, 2, 3, 7…

- Назвать соседей числа 5, 3, 4, 8…

Ответы детей

Счёт

Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложения, приложения); объяснить равенство и неравенство совокупностей предметов, используя понятия  «одинаково», «поровну», «больше», «меньше»

Посмотрите, все листья облетели, а из-за ствола дерева кто-то за нами подглядывает! На этом дереве живёт белочка. Что делает белка осенью?

Вот здесь у неё припасы.

Дефектолог достаёт припасы белки.

Дефектолог: Давайте посмотрим, что припасла белочка. У неё 4 ореха  4 и 3 гриба. (Раскладываются на доске)

- Сколько орехов у белки? (Четыре.)

- Сколько  грибов? (Три.)

- Чего больше? (Орехов.)

- На сколько больше? (На один.)

- Как проверить? (Приложить.) (Действие.)

- Чего меньше? (Грибов.)

- На сколько меньше? (На один.)

- Как проверить? (Приложить.) (Действие.)

- Что нужно сделать, чтобы орехов и грибов стало поровну? (Нужно убрать один орех.)

-Что значит — поровну?

-Как можно сказать по-другому? (Одинаково, столько же.) Это один способ. Как еще можно сделать поровну? (Нужно добавить один  гриб.)

- Сколько стало грибов? (Четыре.)

- Сколько орехов? (Четыре.)

- Как можно сказать по-другому? (Грибов и орехов  поровну, одинаково.)

-Как это можно проверить? (К каждому грибу нужно приложить орех.)

Ответы детей

Ответы детей

Работа с раздаточным материалом

Закрепить умение ориентироваться на карточке, находить её верхнюю и нижнюю части

Объяснить равенство и неравенство совокупностей предметов, используя понятия  «одинаково», «поровну», «больше», «меньше»

Дефектолог:

- Каких фигур больше? (Квадратов.)

 На сколько больше? (На один.)

- Каких фигур меньше? (Треугольников.)

- На сколько меньше? (На один.)

- Что нужно сделать, чтобы квадратов и треугольников стало поровну?

(Нужно добавить один треугольник.) (Нужно убрать один квадрат.)

На индивидуальных карточках дети, по заданию дефектолога выкладывают 4 квадрата на верхней полоске, затем обозначают количество цифрой четыре.

На нижней полоске выкладывают три круга, обозначают количество геометрических фигур цифрой три. Сравнивают.

Отвечают на вопросы педагога

Работа с карточками.

Упражнять в согласовании числительного с существительным в роде, числе и падеже

Дефектолог:

-Ребята, на карточках вам нужно посчитать что запасла белочка на зиму.

На карточках у детей в разной последовательности:

Пять яблок;

Три помидора;

Семь грибов;

Восемь груш.

Дети называет припасы белки, согласовывая числительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

Физминутка

Воспитывать самостоятельность, умение работать по инструкции взрослого

Педагог проговаривает стихотворение и выполняет движения

Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)

Кладовую наполняла: (Наклоны – как будто что собирают)

Здесь – орешки, (Поворот вправо)

Тут – грибочек (Поворот влево)

Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)

Дети повторяют движения за педагогом

Дидактическая игра «Собери корзинку»

Закрепить умение детей пользоваться счетом в пределах 10

Дефектолог:

 -Белочка приготовила игру «Собери корзинку». Собери по порядку, чтобы получилась картинка.

Дети совместно со взрослым обсуждают получившиеся предметные изображения (гриб, орех, ягода).

Дидактическое упражнение «Кладовая белочки»

Продолжать учить обводить предмет по контуру, правильно удерживать карандаш в руке

Дефектолог:

-Желтым цветом обведите по контуру первый предмет (груша)

-Красным цветом обведите последний предмет(яблоко)

-Синим цветом обведите предмет, который находится посередине. (сапог)

-Что не возьмёт с собой в кладовую на зиму белочка? Почему?

Дети обводят по контуру изображения.

Отвечают на вопрос педагога.

Заключительный этап

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания

Дефектолог: 

 -Мы сегодня очень помогли белочке, пересчитали все её запасы. А наше занятие подходит к концу.

- Ребята, понравилось вам помогать белочке?

Вы справились со всеми заданиями, и белочка оставила вам на память разноцветные листья.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети выбирают для себя разноцветные листья из картона

Список используемой литературы:        

  1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: тематическое планирование занятий. / Под общей ред.  С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2004
  2. Морозова И. А., Пушкарёва М.А.  Развитие элементарных математических  представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 -6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  3.  Волина В. В. Праздник числа: книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по русским народным сказкам».

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по русским народным сказкам...

Конспект по ФЭМП для детей средней группы

Открыток занятие для детей средней группы...

Путешествие в царство Осени. (конспект по ФЭМП для детей старшей группы)

Цель:1. Совершенствовать  навык,  на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий; что было раньше, что позже....

Конспект по ФЭМП для детей раннего возраста «Строим башню» с использованием игр В.В. Воскобовича.

Цель: Продолжать совершенствовать сенсорные способности детей раннего возраста; тренировать мелкую моторику....

Конспект по ФЭМП для детей 5-6 лет "Цветы для мамы"

Подробный конспект занятия по математическому и сенсорному развитию для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет...