Консультация для родителей "Фонематический слух и фонематическое восприятие"
консультация по логопедии
Консультация для родителей, интересующихся речевым развитием детей. Консультация предполагает ознакомление с особенностями развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, их услышать.
Именно слуху принадлежит ведущая роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков.
У новорожденного ребенка головной мозг имеет меньшую массу и менее сложную структуру, чем мозг взрослого человека. Начиная с первого года жизни, мозг ребенка быстро развивается, изменяется его внутренняя структура.
Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Возможность возникновения речи и дальнейшее ее развитие зависит, прежде всего, от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может.
Слыша речь окружающих, малыш сначала начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем поворачивать голову в сторону говорящего, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт с взрослым.
Одновременно с развитием слуха у младенца появляются, голосовые реакции - «подражание», он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется «гуление», в 3-4 месяца лепет, а к концу года - слова.
Первые взаимоотношения ребенка с взрослым, можно сказать «речевые», строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки: радио, магнитофон, телевизор, им необходимо прямое общение с взрослыми.
Овладение ребенка речью - длительный процесс, т.к. звуки речи, которые ребенок должен научиться слышать и воспроизводить, очень сложный материал, поэтому и период освоения речью длится от рождения до 7 лет.
Звуки в потоке речи не существуют изолированно, сливаясь с другими звуками в слоги и слова, они образуют множество вариантов. И из потока речи ребенку надо научиться выделять звуки, отличать их от других по постоянным признакам, научиться произносить их правильно.
Звук в науке «величают» фонемой, поэтому и слух, который помогает ребенку овладеть речью, называется фонематическим.
Фонематический слух - это не просто физический слух, это слух, с помощью которого ребенок различает и узнает звуки, из которых состоит слово. Фонематический слух позволяет следить за непрерывным потоком слов. Фонематический слух осуществляет прием речи, оценку чужой речи и самое главное – контролирует свою речь. Его еще называют речевой слух. Для развития речевого слуха ребенку необходима такая среда, в которой он слышит только правильно произносимые звуки.
Фонематическое восприятие – более сложная умственная деятельность по различению звуков и установлению структуры слова. Научившись узнавать звук (фонему) на слух и произносить ее правильно, ребенок сможет назвать все звуки слова в той последовательности, в которой эти звуки находятся в данном слове.
Дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов.
Фонематический слух и фонематическое восприятие являются основой для обучения ребенка грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...
Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....
"Особенности работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия"
консультация для родителей...
Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."
ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.
В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"
Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе, из опыта работы....
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"
Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....