Консультация для родителей "Фонематический слух и фонематическое восприятие"
консультация по логопедии

Вьюнова Ольга Николаевна

Консультация для родителей, интересующихся речевым развитием детей. Консультация предполагает ознакомление с особенностями развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего,  их услышать.

Именно слуху принадлежит ведущая роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков.

У новорожденного ребенка головной мозг имеет  меньшую массу и менее сложную структуру, чем мозг  взрослого человека. Начиная с первого года  жизни, мозг ребенка быстро развивается, изменяется его внутренняя структура.

Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Возможность возникновения речи и дальнейшее ее развитие зависит, прежде всего,  от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может.

Слыша речь окружающих, малыш сначала начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем поворачивать голову в сторону говорящего, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт с взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца появляются, голосовые реакции - «подражание», он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется «гуление»,  в 3-4 месяца лепет, а к концу года - слова.

 Первые взаимоотношения ребенка с взрослым, можно сказать «речевые», строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки: радио, магнитофон, телевизор, им необходимо  прямое общение с взрослыми.

Овладение ребенка речью - длительный  процесс, т.к. звуки речи, которые ребенок должен научиться слышать и воспроизводить, очень сложный материал, поэтому и период освоения речью длится от рождения до 7 лет.

 Звуки в потоке речи не существуют изолированно, сливаясь с другими звуками в слоги и слова, они образуют множество вариантов. И  из потока речи ребенку надо научиться выделять звуки, отличать их от других по постоянным признакам, научиться произносить их правильно.

 Звук в науке «величают» фонемой, поэтому и слух, который помогает ребенку овладеть речью, называется фонематическим.

Фонематический слух - это не просто физический слух,  это слух,  с помощью которого ребенок различает и узнает звуки, из которых состоит слово. Фонематический слух позволяет следить за непрерывным потоком слов. Фонематический слух осуществляет прием речи, оценку чужой речи и самое главное – контролирует свою речь. Его еще называют речевой слух. Для развития речевого  слуха ребенку необходима такая  среда, в которой он слышит только правильно произносимые звуки.

Фонематическое восприятие – более сложная умственная деятельность по различению звуков и установлению структуры слова. Научившись узнавать звук (фонему) на слух и произносить ее правильно, ребенок сможет назвать все звуки слова в той последовательности, в которой эти звуки находятся в данном слове.

 Дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет  усвоение навыков звукового анализа слов.

Фонематический слух и фонематическое восприятие  являются основой для обучения ребенка грамоте.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.

В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"

Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе,  из опыта работы....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"

Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....