Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Копцева Елена Николаевна

Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе,  из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._fonematich.sluh_.docx46.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников.»

Учитель- логопед- Копцева Е.Н., МКДОУ ЦРР д/сад №10 г. Россоши

1.Суть.Значение. Актуальность

. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и успешности обучения.

Дошкольное детство – это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент формирования  всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики

Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом ( при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом, который он слышит от окружающих. По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Фонематическое восприятие -это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём слово "дом» - оно состоит из звуков: "д", "о","м").

.     На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речевого развития, а следовательно, и с нарушением фонематического слуха и восприятия.  При ежегодном обследовании речи детей средних групп  обнаруживаются нарушения фонематического восприятия и фонематического слуха почти у 75% обследованных детей.  Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи.     Ошибки, возникающие из-за несформированности  фонематического слуха: смешение звуков (звонких- глухих -блакала- плакала), свистящих – шипящих, мягких- твердых, перестановка звуков в словах- (капуста- капутся), пропуск слогов или , наоборот, добавление (висипед – велосипед), замены звуков – (табака- собака). Все это  выльется в . ошибки при чтении и письме.

. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов,  затруднены операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) раз личных звукокомплексов:  сочетаний звуков, слогов и слов.  что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.                                             Изучением данной стороны речи занимались многие исследователи. По мнению Каше, Филичевой, Чиркиной, Коноваленко, Ткаченко  необходима целенаправленная  работа по формированию фонематического слуха и восприятия для дальнейшей подготовки детей к полноценному обучению грамоте и чтению.

Таким образом, проблема предупреждения и преодоления нарушений средств языкового чутья и  становление его высшей ступени — звукового анализа и синтеза очень актуальна.

2 Задачи  работы

В связи с этим встает важная задача развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста, которую необходимо проводить целенаправленно и поэтапно.

  • 1. Узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;                                                                                        2. Различение слогов,  слов, близких по своему составу;
  • 3. Формирование действия выделения звука на фоне слога, слова (есть данный звук в    слоге, слове или отсутствует);
  • 4. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам:  Назови первый звук в слове? Назови последний в слове?);
  • 5. Различение согласных звуков по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;

6. Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

7. Определение последовательности слов в предложении;

8. Определение ударного слога в слове.

3. Этапы работы Содержание  работы.

Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

 1.Различение неречевых звуков.

Сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных), а затем речевых звуков.

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию воспитателя воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

 «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

 «Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Воспитатель  встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.

.

 «Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

           Следующая группа игр направлена на различение силы, темпа и тембра звучания сигналаДети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же  неречевые и речевые звуки, звукосочетания, слова.

«Быстро – медленно»

На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.

«Найди игрушку» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

«Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

«Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

           Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

2  Различение речевых звуков. 

Различение одинаковых слова, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

«Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

Систематическое повторение слоговых цепочек: Этот этап рекомендуется начинать с обучения дифференциации  слогов. Сначала с акустически наиболее контрастными согласными звуками, ротовыми – носовыми звуками. Далее  проводится работа по изучению слогов с глухими – звонкими, твердыми – мягкими, свистящими – шипящими звуками. Предлагаются также задания на различение слов, отличающимися одним-двумя звуками

 «Пройди в ворота» (Пройдет только тот,  кто правильно повторит код (слоги,отличающиеся одним звуком ЗА- са-за,  мы-ми-мы и т.п.)

 «Превращалки»   замени один звук в слогах на другой  да- … та , ду - … ды- …

«Общение с инопланетянами»  ( повторить их язык   «зя-зя-за», зу-зю-зу, зва-зво-звы и т.п.)

Использование графических обозначений звуков:

Определение места звука в слове (Звуковая линейка)

 

https://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza14/8190227142483.files/image199.jpg

  • Перечисление всех звуков в слове по порядку, определение количества звуков в слове
  • Звуковой и звукобуквенный анализ слова (схемы)
  • Придумывание слова по заданной схеме
  • Придумывание слов с заданным количеством звуков, с заданным звуком и т.д.

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

«Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

«Шутки – минутки»    «Незнайкины ошибки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

.

«Найди пару»Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

.

Следующий этап - различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков, затем согласных.

М/мед игра- презентация «Две принцессы»

 «Разнеси почту»   

«Заколдованное слово»

«Подарки Снеговику и Слоненку»  , «Подарки фокусника», « Кому что и почему»   , «Придумай рифму» , «4й лишний»                                                                                                                                                      

«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»

Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.

 «Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

Задачей пятого этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.

Определение первого ударного гласного в слове.

«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

 «Живые звуки»

Дети встают друг за другом

 «В каком окошке выглядывает звук»

«Зажигаем в окнах свет»

Цель: определение места звука в слове.

.«Живые звуки» вуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков.

«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.

«Разбросай слово по звукам»

Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

«Собери слово из звуков»

Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

«Подбери схему к слову»

Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

«Подбери слово к схеме»

Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

 «Выбор» Угадай по схеме, что подарили –( сок или соль)»

Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза

Результат  к выпуску  в школу-

 Дети 6-7 лет должны:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- уметь различать и называть слова с определенным звуком;  

- уметь определять место звука в слове ( начало, середина. конец);

- делить слова на слоги;

- составлять слова из слогов;- иметь представление о предложениии.

Литература:

Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми

нарушениями», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2014

Г.А. Волкова Методика псхолого - логопедического обследования детей с

нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.

С.Петербург «Детство – Пресс», 2004г

Л.М. Граб Тематическое планирование коррекционной работы в

логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР Москва Издательство Гном,

2005г.

Г.В. Дедюхина, «Работа над ритмом в логопедической практике», «Айрис

Пресс», Москва 2006 г.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития у дошкольников. – М., 1990

Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда», Москва, «Владос»,1998

Кириллова Е.В. «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей

раннего возраста», Москва, ТЦ «Сфера», 2010

Т.А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей.

Подготовительный этап», Москва, «Владос», 2015

Т.А.Ткаченко, «Развитие фонематического восприятия и навыков

звукового анализа», Логопедическая тетрадь, Санкт-Петербург, «Детство-

Пресс», 2000 г.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Логутина

В.А.

«Программы

компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Москва,

Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников

Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....

Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Одной из причин неправильного звукопроизношения является неумение вслушиваться в речь окру...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.

В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...

«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников».

               Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие lдошкольников необходимо не только в детском саду, но и дома. Родители могут пом...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"

Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....