Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе, из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._fonematich.sluh_.docx | 46.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников.»
Учитель- логопед- Копцева Е.Н., МКДОУ ЦРР д/сад №10 г. Россоши
1.Суть.Значение. Актуальность
. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и успешности обучения.
Дошкольное детство – это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент формирования всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики
Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом ( при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом, который он слышит от окружающих. По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно.
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
Фонематическое восприятие -это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём слово "дом» - оно состоит из звуков: "д", "о","м").
. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речевого развития, а следовательно, и с нарушением фонематического слуха и восприятия. При ежегодном обследовании речи детей средних групп обнаруживаются нарушения фонематического восприятия и фонематического слуха почти у 75% обследованных детей. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха: смешение звуков (звонких- глухих -блакала- плакала), свистящих – шипящих, мягких- твердых, перестановка звуков в словах- (капуста- капутся), пропуск слогов или , наоборот, добавление (висипед – велосипед), замены звуков – (табака- собака). Все это выльется в . ошибки при чтении и письме.
. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, затруднены операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) раз личных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда. Изучением данной стороны речи занимались многие исследователи. По мнению Каше, Филичевой, Чиркиной, Коноваленко, Ткаченко необходима целенаправленная работа по формированию фонематического слуха и восприятия для дальнейшей подготовки детей к полноценному обучению грамоте и чтению.
Таким образом, проблема предупреждения и преодоления нарушений средств языкового чутья и становление его высшей ступени — звукового анализа и синтеза очень актуальна.
2 Задачи работы
В связи с этим встает важная задача развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста, которую необходимо проводить целенаправленно и поэтапно.
- 1. Узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; 2. Различение слогов, слов, близких по своему составу;
- 3. Формирование действия выделения звука на фоне слога, слова (есть данный звук в слоге, слове или отсутствует);
- 4. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: Назови первый звук в слове? Назови последний в слове?);
- 5. Различение согласных звуков по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;
6. Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);
7. Определение последовательности слов в предложении;
8. Определение ударного слога в слове.
3. Этапы работы Содержание работы.
Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:
1.Различение неречевых звуков.
Сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных), а затем речевых звуков.
Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.
Игры на развитие слухового внимания и памяти.
Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.
«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию воспитателя воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:
«Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.
На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.
Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)
«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.
На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.
Воспитатель встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.
.
«Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.
Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.
Следующая группа игр направлена на различение силы, темпа и тембра звучания сигнала. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же неречевые и речевые звуки, звукосочетания, слова.
«Быстро – медленно»
На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.
«Найди игрушку» — определение силы звучания.
Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.
«Тихо – громко»
На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.
«Будь внимателен»
По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.
Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.
2 Различение речевых звуков.
Различение одинаковых слова, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.
«Узнай по голосу».
Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.
Систематическое повторение слоговых цепочек: Этот этап рекомендуется начинать с обучения дифференциации слогов. Сначала с акустически наиболее контрастными согласными звуками, ротовыми – носовыми звуками. Далее проводится работа по изучению слогов с глухими – звонкими, твердыми – мягкими, свистящими – шипящими звуками. Предлагаются также задания на различение слов, отличающимися одним-двумя звуками
«Пройди в ворота» (Пройдет только тот, кто правильно повторит код (слоги,отличающиеся одним звуком ЗА- са-за, мы-ми-мы и т.п.)
«Превращалки» замени один звук в слогах на другой да- … та , ду - … ды- …
«Общение с инопланетянами» ( повторить их язык «зя-зя-за», зу-зю-зу, зва-зво-звы и т.п.)
Использование графических обозначений звуков:
Определение места звука в слове (Звуковая линейка)
- Перечисление всех звуков в слове по порядку, определение количества звуков в слове
- Звуковой и звукобуквенный анализ слова (схемы)
- Придумывание слова по заданной схеме
- Придумывание слов с заданным количеством звуков, с заданным звуком и т.д.
«Не ошибись»
Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.
«Поставь по порядку»
На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.
«Шутки – минутки» «Незнайкины ошибки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
.
«Найди пару»Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…
.
Следующий этап - различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков, затем согласных.
М/мед игра- презентация «Две принцессы»
«Разнеси почту»
«Заколдованное слово»
«Подарки Снеговику и Слоненку» , «Подарки фокусника», « Кому что и почему» , «Придумай рифму» , «4й лишний»
«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»
Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.
«Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.
Задачей пятого этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.
Определение первого ударного гласного в слове.
«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.
Можно предложить игры с мячом.
«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»
«Живые звуки»
Дети встают друг за другом
«В каком окошке выглядывает звук»
«Зажигаем в окнах свет»
Цель: определение места звука в слове.
.«Живые звуки» вуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков.
«Цепочка звуков»
Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.
«Разбросай слово по звукам»
Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.
«Собери слово из звуков»
Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.
«Подбери схему к слову»
Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.
«Подбери слово к схеме»
Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.
«Выбор» Угадай по схеме, что подарили –( сок или соль)»
Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза
Результат к выпуску в школу-
Дети 6-7 лет должны:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- уметь различать и называть слова с определенным звуком;
- уметь определять место звука в слове ( начало, середина. конец);
- делить слова на слоги;
- составлять слова из слогов;- иметь представление о предложениии.
Литература:
Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми
нарушениями», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2014
Г.А. Волкова Методика псхолого - логопедического обследования детей с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.
С.Петербург «Детство – Пресс», 2004г
Л.М. Граб Тематическое планирование коррекционной работы в
логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР Москва Издательство Гном,
2005г.
Г.В. Дедюхина, «Работа над ритмом в логопедической практике», «Айрис
Пресс», Москва 2006 г.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития у дошкольников. – М., 1990
Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда», Москва, «Владос»,1998
Кириллова Е.В. «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей
раннего возраста», Москва, ТЦ «Сфера», 2010
Т.А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей.
Подготовительный этап», Москва, «Владос», 2015
Т.А.Ткаченко, «Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа», Логопедическая тетрадь, Санкт-Петербург, «Детство-
Пресс», 2000 г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Логутина
В.А.
«Программы
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Москва,
Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников
Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....
Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."
ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....
Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Одной из причин неправильного звукопроизношения является неумение вслушиваться в речь окру...
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.
В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...
«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников».
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие lдошкольников необходимо не только в детском саду, но и дома. Родители могут пом...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"
Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....
- Мне нравится (1)