Консультация для родителей "Фонематический слух и фонематическое восприятие"
консультация

Захряпина Анна Александровна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи- одна из важнейших задач обучения ребёнка родному языку в детском саду и семье.Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического слуха и восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по теме «Фонематический слух и фонематическое восприятие»

Фонематический слух– это умение ребенка различать и узнавать фонемы родного языка (гласных и согласных)

      У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте. Формирование фонематического слуха  детей происходит неравномерно и только при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

        В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа  детей, имеющих отклонения в речевом развитии.  Среди них значительную часть составляют  дошкольники,  у которых недостаточно развит фонематический слух.  

    Причинами  нарушения фонематического слуха  у дошкольников являются:  

1) недостаточная  функциональная  активность  левой височной доли головного мозга;  

2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

    Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

      У детей, имеющих речевые нарушения, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слуха следует уделять особенное внимание.

Основные задачи развития фонематического слуха:

  • Развитие распознавания звуков речи;
  • Формирование четкого слухового образа звука;
  • Формирование слухового контроля над  качеством собственного произношения;
  • Развитие дифференциации звуков;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:

  1. Развитие распознавания неречевых звуков (в раннем возрасте);
  2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;
  3. Развитие фонематического восприятия.

На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различения звуков окружающих шумов, звучания музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме.

Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко или тихо, долго или кратко? высоко или низко?) Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, и.т.п. с разной силой, темпом, ритмом.

Игры:

«Кто это?» Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети должны угадать, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом(картинкой).

 «Узнай по звуку». 

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: рвет бумагу, мнет ее, ударяет предметом о предмет и.т.п. Играющие на слух определяют природу звука

«Тихо-громко».

Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию дети выполняют разные движения: бегут на носочках, идут шагом, бегут.

«Кто что слышит».

Взрослый за ширмой стучит различными шумовыми предметами, ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.

 

На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:

  • различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
  • чистоговорки, стихотворения;
  • отметить ударный слог взмахом руки;
  • узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет (а-а-а), волк воет(у-у-у),болит зуб(о-о-о).Обращаем внимание на положение губ. Сначала гласный звук произносим с ударением, затем с естественной артикуляцией и интонацией;
  • отобрать картинки с заданным звуком;
  • отобрать картинки с заданным звуком в начале, середине, конце слова
  • выделить первый слог из слова, второй, третий;
  • определить пропущенный слог в слове;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке; придумать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.
  • придумать слово с определенным звуком, слогом;
  • составить слоги из букв разрезной азбуки;
  • отстучать или отхлопать количество слогов в слове

“Верно-неверно”

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет: “Бумага”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я слово назову правильно, ты хлопаешь, если я ошибусь – топаешь”. Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным. 

 «Рифмовочки»

 Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию. Пень – день, топот – кубик, майка – байка и т.п. Как усложнение, взрослый произносит слово и просит ребёнка добавить к нему рифму, чтобы получился «стишок». 

Мишка – …, галка -…, ком -…, компот -…, банки -…, пакет – … 

 

“Телеграф”. Взрослый предлагает поделить слова на части (слоги), одновременно проговаривая и прохлопывая: па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на. Как усложнение – ребёнок должен сосчитать количество слогов. 

«Запомни, повтори». Взрослый произносит цепочку слогов, ребёнок должен повторить: па –пы, та-то-ту, ва-фа-ва. 

“Что лишнее?”. Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-па”, “фа-фа-ва-фа-фа”… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 

 

Так как фонематическое восприятие – это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова.

На третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза. Можно рекомендовать следующие упражнения:

  • анализ прямых и обратных слогов;
  • выделение звука в начале, середине и конце слова;
  • подбор слов с заданного звука;
  • подбор картинок к заданному звуку;
  • по сюжетной картинке выделить слова с заданным звуком;
  • заменить глухой звук на звонкий и наоборот (например: кость-гость и т.п.)

Цель данных ниже игр и упражнений – развитие фонематического восприятия, элементы звукового анализа: определение в словах наличие данного звука, выделение в словах первого и последнего звука.

«Шутки – минутки»

Детям предлагается прослушать стихи, услышать и исправить ошибки.

– Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

– Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

– За окошком зимний сад

Там листочки в бочках спят.

 

– Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

– Кот плывет по океану

Кит из блюдца ест сметану.

– Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

– Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

– Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

– Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

– Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [З]». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Кто лучше слушает?

Вариант 1. Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком [ш]. Какой звук? А Таня будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук [ж]. Ещё раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком [ш]; 5 – со звуком [ж], 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Вариант 2. Педагог вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком [ш] другой – со звуком [ж]. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя. То же можно проделывать и с другими парами звуков.

«Слова могут звучать громко и тихо»

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука)

В уголок Аленка села, у Аленки много дела.

Педагог предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.

«Подумай, не торопись»

Педагог предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

– Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – [ш] (Карандаш, камыш…)

– Какое получится слово, если к [но]; – прибавить один звук? (Нож, нос…)

– Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м]. (Мама моет Машу мочалкой.)

– Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [у]. (Бумага, дудочка, Буратино…)

«Найди себе пару»

Детям раздаются парные картинки с изображением предметов, отличающихся при произношении одним звуком (удочка-уточка, коза-коса, миска-мишка, бочка-почка). Дети выстраиваются в две шеренги друг против друга. По сигналу педагога шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. Ребенок находит себе пару и называет изображение на своей карточке.

«Живая стрелка»

В центре круга ребенок, изображающий стрелку, у него сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась, быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись, а теперь остановись!

Ребенок, на кого указывает «стрелка» достает из сумки картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику. 

       Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники учатся различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.

Таким образом, систематическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста необходима для освоения детьми правильным произношением, чтением и письменной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

"Фонематический слух и фонематическое восприятие. Картотека игр"

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического в...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников

Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....

Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...