Система коррекционной работы в преодолении нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ТНР
статья по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Кошке Юлия Александровна
Система коррекционной работы в преодолении нарушений слоговой структуры
слов у дошкольников с ТНР
Нарушение слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ТНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Овладение слоговой структурой речи зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений. Поэтому раннее выявление речевой патологии у детей и своевременная её коррекция ведёт к устранению дефекта. Анализ выполнения всех заданий при диагностике позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей наряду с нарушением слоговой структуры слов, звукопроизношением, лексики, грамматики и связной речи, имеются нарушения зрительно-пространственной организации движений, нарушение межполушарного взаимодействия, нарушение схемы тела, нарушены память, внимание, мышление, сукцессивные функции. В связи с этим возникает острая необходимость в системе коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
В своей работе я использую методики и методические рекомендации Левиной Р.И., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Лалаевой Р.И., Мальцевой Е.В. Волковой А.С, Каше Г.А., Большаковой С.Е., Агранович З.Е., Ткаченко Т.А., Марковой А.К. и др.
Работа проводится в два этапа.
На первом этапе проводится работа по подготовке ребёнка к усвоению ритмической структуры слов на невербальном, а затем вербальном материале. Работа ведётся на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Первым направлением является формирование слухового внимания: привлечение внимания к неречевым звукам; формирование сосредоточения на звуке; определение местонахождения источника звука; сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков.
Вторым направлением является развитие речевого слуха: различение тембра, высоты, силы голоса («Кто позвал?», «Три медведя», «Далеко- близко»).
Третьим направлением является работа над воспитанием чувства ритма: отхлопывание простого ритма; отстукивание ритма; притопывания; обучение ритмических движений в соответствии с характером звучания музыки; развитие чувства ритма в ритмических и музыкально- ритмических играх («Смотри и делай вместе со мной», «Посмотри и сделай, как я» и др.)
Четвёртым направлением является развитие динамической организации движений: артикуляционные упражнения, упражнения для рук, упражнения для тела): по образцу; по словесной инструкции.
Пятым направлением является формирование пространственных преставлений: оптико-пространственная ориентация (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади);сомато-пространственная ориентация («Где нос, где пятка?»); развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаге); пространственно-временные представления: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний («Назови дни недели», «Перечисли времена года» и др.).
На втором этапе проводится работа, цель которой непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов. Работа ведётся на вербальном материале на индивидуальных и на фронтальных занятиях.
Коррекционная работа состоит из 5 ступеней.
1 ступень – уровень гласных звуков (выделение ударного звука, узнавание звука по беззвучной артикуляции и т.д.).
2 ступень – уровень слогов («Кто больше?», «Сосчитай слоги», «Запомни и повтори цепочки слогов»).
3 ступень – уровень слова. Отрабатываются слова с различными типами слоговой структуры. В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой.
4 ступень – развитие фонематического и слогового анализа и синтеза слов («Телеграф», «Разрезные картинки», )
5 ступень – формирование фонематических представлений («Подбери схему к слову», «Цепочка слов»).
Такая система работы подтверждает её практическую пригодность. В результате коррекции удаётся сформировать слуховое восприятие, пространственные представления, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, развито представление о схеме тела, расширяется двигательная и познавательная активность.
Список литературы:
- 3.Е.Агранович «Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» СПб.: «Детство –пресс», 2007.-160 с.
- Н.С.Четверушкина «Слоговая структура слова» М.: «Изд-во Гном и Д», 2001.-96 с.
- З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» СПб.: «Детство –Пресс», 2001.-48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового. ...
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей...
Консультация для педагогов «Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»
Консультация для педагогов...