Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.
статья по логопедии
Статья содержит методические рекомендации по работе над слоговой структурой у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_slogovoy_struktury.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - игры и, следовательно, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс, и ребенку каждое занятие должно быть интересно. Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.
Вашему вниманию предлагаю несколько игр, которые будут способствовать исправлению нарушений слоговой структуры слова. Цель этих заданий – развивать чувство ритма, способность воспринимать и воспроизводить ритмическую структуру речи.
Дидактическая игра «Барабанщик».
Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребёнок воспроизводит – отстукивает по столу. Например: /-/--/-/ (где / - это удар, а - пауза), /-//-/-// и т.д.
Произношение за взрослым слогов и их серий от простого к сложному: только гласные (ау-уа, ау-уа-ао), открытые слоги (ба-ба-ба, ба-бо-ба, ба-бо-бу), обратные слоги (ап-ап-ап, оп-ап-оп), слоги со стечением согласных (ква-кво-кву), слияния слогов (атна-атно-атну). Произнесение каждого слога желательно сопровождать отхлопыванием ладонями: один слог – один хлопок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Дидактическая игра «Попугай».
Ребёнок отражённо за взрослым повторяет слова: вода, муха, сова, тина, Петя, кубики, монета, утка, окна и т.д. Структура слов постепенно усложняется.Дидактическая игра «Поймай мяч».
Если ребёнок затрудняется в предыдущей игре, можно проводить её с мячом. Взрослый кидает мяч и проговаривает первый слог, ребёнок возвращает мяч, воспроизводя тот же слог. Аналогично со вторым слогом. Следует стремиться к слитному произнесению целого слова. Например: ДЫ-ДЫ. НЯ-НЯ. ДЫНЯ-ДЫНЯ.
Дидактическая игра «Закончи словечко».
Взрослый произносит слова, замалчивая последний слог, а ребёнок его добавляет, а затем повторяет слово целиком. Например: я буду начинать слово, а ты добавь КА и скажи, что получится. Бан-…ка, ру-…, доч…, мыш.. (банка, рука, дочка, мышка).
Игра «Перепутаница».
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, как перепутались. Помоги словам «распутаться». Например: босака (собака), лекосо (колесо), ловосы (волосы).
Игра «Доскажи словечко».
Предложите ребёнку закончить стихотворные строки.
Михаил играл в футбол, он забил в ворота … (гол).
Я в любую непогоду уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь – чистоплотный серый …(гусь).
Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось (мыло).
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Поезд»
Детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Кто больше»
Из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
Литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового. ...
Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР
В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
консультация...
Система коррекционной работы в преодолении нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ТНР
Перспективное планирование...