Использование игр для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
В процессе развития речи в младшем дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию фонематического восприятия детей. Предложенные игры помогут в этом как педагогам, так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonem_protsessov_u_malyshey.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по развитию фонематического восприятия для детей младшего дошкольного возраста
- Игра направлена на формирование узнавания неречевых звуков.
Игра «Большой или маленький».
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького.
Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.
- Игра направлена на формирование различения высоты, силы и тембра голоса.
Игра «Далеко - близко».
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).
Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».
Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).
- Игра направлена на формирование различения высоты, силы и тембра голоса.
Игра «Три медведя»
Используйте драматизацию.
Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.
Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».
Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко ( до писка) и очень низко ( до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.
С детьми постарше можно драматизировать эту сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...
Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста
В статье описаны особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста и даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....
Консультация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста".
Консультация представляет этапы работы, практическийи игровой материал для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста....
Мастер-класс "Игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...
Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста (перспективное планирование)
Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и упражнений...
Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».
Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты. Полноценная речь ребенка являетс...
Педагогическая статья на тему: «Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста»
В статье мы рассмотрим особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста, будут даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....