Ошибки детей в согласовании прилагательного и существительного
статья по логопедии
У некоторых детей имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев); допускаются ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; есть аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчаный хвост).
Исходя из беседы с воспитателем, для испытуемых со стертой дизартрией характерны сниженные показатели сформированности социально-коммуникативной компетенции: дети менее активны в устном взаимодействии, нуждаются в стимуляции перед самостоятельной инициацией коммуникативного акта со сверстником.
Исходя из беседы с логопедом о развитие словаря детей экспериментальной группы, можно выделить следующее:
- словарный запас детей недостаточно полный. В речи детей преобладают слова в основном обиходно-бытового уровня, которые детям доступны и понятны и с которые они слышат каждый день.
Можно выделить характерные лексические трудности касающиеся знания и называния:
- частей предметов (у чайника: носик, ручка, дно; у машины: сиденье, кабина; у стула: сиденье, спинка; у человека: затылок, виски, подбородок; у животных: грива, вымя)
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»);
- сложно дети подбирают близкие по значению слова-действия (готовит, жарит, варит);
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);
- антонимов (гладкий — шершавый, храбрый — трусливый, глубокий — мелкий, густой — жидкий и т. п.);
- качественных прилагательных (с трудом называют оттенки цветов);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т. п.);
- наречий времени (утром, днем, вечером, ночью);
- порядковые числительные (первый, второй, третий…);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. [25]
Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар. [25]
Итак, специфические трудности, связанные с формированием словаря дошкольников со стертой дизартрией таковы: название предметов, подбор слова, близкого по значению, определение порядка называния времен года, суток, дней недели, нарушение самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса, легкая задержка в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Следует заметить, что нарушения становления лексики у детей с патологией речи отражаются в ограниченности лексикона, большом расхождении объема активного и пассивного словаря, неточностей в употреблении слов, разнообразных вербальных парафазиях, отсутствия сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Какой, какая, какие предметы по цвету? "(согласование прилагательных с существительными).
Презентация предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными; развивать речь,память, мышление....
Формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде,числе.
Фронтальное занятие по развитию речи....
Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"
Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....
Конспект логопедического занятия Тема: «Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения»
Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения...
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"
Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....
согласование прилагательных и существительных по теме одежда
Конспект занятия...
Тема: Согласование прилагательных с существительными среднего рода».
Цель: - Учить детей правильно согласовывать прилагательные с существительными среднего рода; ...