Изучение проблемы нарушений лексики у детей со стертой дизартрией
статья по логопедии (старшая группа)

Ольшина Анна Сергеевна

Изучение проблемы нарушений лексики у детей со стертой дизартрией, проведенное Н.В. Серебряковой (1989, 1993), показало, что у этих детей наблюдается ограниченность словаря, большое количество замен и смешений слов по семантическому признаку, трудности в экспрессивной речи, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре слов. Отмечается бедность словаря антонимов и синонимов, несформированность структуры значения слова. Кроме того, у дошкольников со стертой дизартрией процесс систематизации лексики и организации семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественные особенности, по сравнению с нормой. [24]

Сравнительные данные ответов детей с нормальным речевым развитием и детей со стертой дизартрией при объяснении семантики слов свидетельствуют о существенных различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, об их различной структуре. В процессе определения слова детьми с нормальным речевым развитием денотативные признаки использовались лишь в единичных случаях, в то время как у детей со стертой дизартрией они являлись доминирующими, например, овощи - в земле растут, мебель - сделано из дерева и т.д. [24]

Как указывает Н.В. Серебрякова (2001), объяснение значения существительных обобщающего характера дошкольниками со стертой дизартрией осуществляется с использованием следующих способов:

1) перечисление слов, входящих в семантическое поле (конкретизация). Например: «Овощи - это помидоры, огурцы».

2) определение значения слова через описание местонахождения денотата. Например: «Овощи - в огороде растут»;

3) описание внешних признаков денотата, например: длины, величины, аромата, вкуса, указание на то, из чего сделано (мебель - сделано из дерева);

4) определение значения через называние функций денотата. Например: «Посуда - из нее можно есть»;

5) объяснение значения через подведение под обобщенное, более глобальное представление (без указания на дифференциальные признаки). Например: «Цветы - это растения»;

6) истинное объяснение значения слова с указанием семантического поля и дифференциальных признаков слова, отличающих его от других слов данного семантического поля. Например: «Дерево - большое растение со стволом»;

7) описание частей денотата. Например: «Дерево - это ствол с листьями».

При объяснении значения прилагательных дошкольники используют следующие способы объяснения значения.

1) Включение прилагательного в контекст, т.е. воспроизведение синтагматической связи (прилагательное - существительное). Например: «маленький - цыпленок, круглый - мячик».

2) Определение с помощью другого прилагательного: а) семантически близкого (высокий - длинный), б) значительно отличающегося по семантике (низкий - широкий).

3) Использование антонима с частицей не (короткий - недлинный).

4) Объяснение значения слова с помощью однокоренных слов (круглый круг, полукруг), формы слова (длинный - длинное).

5) Определение слова через описание ситуации (легкий - можно носить).

6) «Истинная дефиниция» с выделением основного дифференциального признака (тяжелый - много весит, легкий - мало весит).

7) Случайные ассоциации и отказы от выполнения задания.

При объяснении значения глаголов дети со стертой дизартрией используют следующие способы:

1) объяснение значения через включение в контекст (ехать - на машине);

2) синонимизация, т.е. воспроизведение глаголов, близких по семантике (идти - шагать, плыть - купаться);

3) толкование слова путем конкретизации действия (бегать - быстро шагать);

4) использование других грамматических форм (лезть - лезут);

5) случайные ответы (бежать - драться);

6) отказы. [24]

Е. Ф. Соботович выявила у детей со стертой дизартрией большое количество вербальных парафазий, замен и смешений слов: в среднем наблюдается 17 замен слов на 1 ребенка. В то же время у детей с нормой наблюдаются единичные замены только двух слов: филин — сова, аист — цапля. [25]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение проблемы нарушений лексики у детей со стертой дизартрией, проведенное Н.В. Серебряковой (1989, 1993), показало, что у этих детей наблюдается ограниченность словаря, большое количество замен и смешений слов по семантическому признаку, трудности в экспрессивной речи, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре слов. Отмечается бедность словаря антонимов и синонимов, несформированность структуры значения слова. Кроме того, у дошкольников со стертой дизартрией процесс систематизации лексики и организации семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественные особенности, по сравнению с нормой. [24]

Сравнительные данные ответов детей с нормальным речевым развитием и детей со стертой дизартрией при объяснении семантики слов свидетельствуют о существенных различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, об их различной структуре. В процессе определения слова детьми с нормальным речевым развитием денотативные признаки использовались лишь в единичных случаях, в то время как у детей со стертой дизартрией они являлись доминирующими, например, овощи - в земле растут, мебель - сделано из дерева и т.д. [24]

Как указывает Н.В. Серебрякова (2001), объяснение значения существительных обобщающего характера дошкольниками со стертой дизартрией осуществляется с использованием следующих способов:

1) перечисление слов, входящих в семантическое поле (конкретизация). Например: «Овощи - это помидоры, огурцы».

2) определение значения слова через описание местонахождения денотата. Например: «Овощи - в огороде растут»;

3) описание внешних признаков денотата, например: длины, величины, аромата, вкуса, указание на то, из чего сделано (мебель - сделано из дерева);

4) определение значения через называние функций денотата. Например: «Посуда - из нее можно есть»;

5) объяснение значения через подведение под обобщенное, более глобальное представление (без указания на дифференциальные признаки). Например: «Цветы - это растения»;

6) истинное объяснение значения слова с указанием семантического поля и дифференциальных признаков слова, отличающих его от других слов данного семантического поля. Например: «Дерево - большое растение со стволом»;

7) описание частей денотата. Например: «Дерево - это ствол с листьями».

При объяснении значения прилагательных дошкольники используют следующие способы объяснения значения.

1) Включение прилагательного в контекст, т.е. воспроизведение синтагматической связи (прилагательное - существительное). Например: «маленький - цыпленок, круглый - мячик».

2) Определение с помощью другого прилагательного: а) семантически близкого (высокий - длинный), б) значительно отличающегося по семантике (низкий - широкий).

3) Использование антонима с частицей не (короткий - недлинный).

4) Объяснение значения слова с помощью однокоренных слов (круглый круг, полукруг), формы слова (длинный - длинное).

5) Определение слова через описание ситуации (легкий - можно носить).

6) «Истинная дефиниция» с выделением основного дифференциального признака (тяжелый - много весит, легкий - мало весит).

7) Случайные ассоциации и отказы от выполнения задания.

При объяснении значения глаголов дети со стертой дизартрией используют следующие способы:

1) объяснение значения через включение в контекст (ехать - на машине);

2) синонимизация, т.е. воспроизведение глаголов, близких по семантике (идти - шагать, плыть - купаться);

3) толкование слова путем конкретизации действия (бегать - быстро шагать);

4) использование других грамматических форм (лезть - лезут);

5) случайные ответы (бежать - драться);

6) отказы. [24]

Е. Ф. Соботович выявила у детей со стертой дизартрией большое количество вербальных парафазий, замен и смешений слов: в среднем наблюдается 17 замен слов на 1 ребенка. В то же время у детей с нормой наблюдаются единичные замены только двух слов: филин — сова, аист — цапля. [25]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией».

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне...

Статья на тему: "Нарушение функций словоизменения и словообразования у детей со стертой дизартрией ".

В данном материале представлены особенности функции словоизменения и словообразования у дошкольников со стертой дизартрией....

«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некото...

Преодоление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией

Этапы коррекционной работы по преодлению речевых нарушений у детей со стертой дизартрией...