Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием анимационных образов в процессе работы учителя-логопеда ДОУ.
статья по логопедии (старшая группа)
Старший дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития ребенка. В 5 -6 летлет у детей развиваются все психические процессы: память, мышление, воображение, речь. А также происходит формирование личностных качеств.
Игра - ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста, а театр - доступный вид искусства, который решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии.
Участвуя проекте, дети знакомятся с окружающим миром, учатся анализировать, делать выводы и обобщаться, активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Автор учитель-логопед Горбунова Наталя Николаевна
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием анимационных образов в процессе работы учителя-логопеда ДОУ.
«Узнаваемые анимационные образы значительно повышают усвоение материала детьми. Героям «Союзмультфильма», в числе которых персонажи «Простоквашино» доверяют родители». Союзмультфильм» представил образовательную технологию на основе сериала «Простоквашино». Элементы технлогии используются в работе учителя –логопеда ДОУ.
Технология, которая направлена на всестороннее развитие детей в возрасте 5-7 лет, включая способности к творчеству и саморазвитию, здоровому эмоциональному отклику и культурному общению в группе, мотивации и концентрации внимания в процессе дальнейшего обучения. В каждый модуль входят материалы по девяти видам деятельности: конструирование, художественная литература, самообслуживание, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.
Технология оперирует образами межпоколенческого кода, что помогает не потерять связь между родителями и детьми.
1. Объединяет 8 тематических модулей (Семья, Друзья, Соседи, Эмоции и чувства, Мальчики и девочки, Дети и взрослые, Интернет, Школа).
2. Полностью охватывает социально-коммуникативное развитие как образовательную область ФГОС ДО и частично познавательное, художественно-эстетическое, физическое и речевое развитие детей).
3. Реализуется во всех 9 видах деятельности, рекомендованных ФГОС ДО (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная).
4. Опирается на актуальное и перспективное развитие детей дошкольного возраста и имеет высокий потенциал реализации образовательных задач в младшем школьном возрасте (новые модули – «Безопасность в городе», «финансовая грамотность», фото и видеоблогинг и др.).
5. Обеспечивает межпоколенную трансмиссию социокультурных норм и ценностей (знакомые и любимые персонажи родителей и детей).
6. Включает элементы проектной деятельности с активным взаимодействием семьи и образовательной организации (Календарь», «Театр эмоций», «Мир профессий», «Школьный альбом»).
В области социально - коммуникативного развития и социализации детей дошкольного возраста технология формирует следующие компетенции:
1. Коммуникативная компетенция – способность к взаимодействию с взрослыми и сверстниками, к достижению целей общения с учетом интересов сверстников, готовность и разрешению конфликтных ситуаций конструктивными способами.
Индикаторы коммуникативной компетенции:
Знать: нормы и правила поведения в социуме, в том числе способы вступления в коммуникацию в зависимости от ее контекста.
Уметь: проявлять инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками, выражать собственные цели общения и достигать их с учетом интересов сверстников, а также разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.
Владеть: способами применения принципов сотрудничества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
2.Социальная компетенция – способность к социальной навигации, нравственной ориентации и пониманию принадлежности к своей семье, детскому сообществу и социально-культурной группе в целом.
Индикаторы социальной компетенции:
Знать: моральные и нравственные нормы, принятые в обществе, а также иметь представления о социальной навигации как системе социальной ориентации
Уметь: применять правила просоциального поведения в интересах человека, семьи и общества, ориентируясь на социокультурные ценности
Владеть: способами обоснования и моральной оценки как собственного поведения, так и поведения окружающих людей; базовыми способами планирования и организации деятельности
3.Эмоциональная компетенция – способность к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию, распознаванию эмоциональных состояний и желаний (мотивов) партнеров по коммуникации в зависимости от возраста (сверстники, взрослые), эмоциональной регуляции поведения.
Индикаторы эмоциональной компетенции:
Знать: базовые и социальные эмоции (радость, печаль, гнев, страх, удивление, сочувствие), причины их возникновения у себя и других людей, а также особенности их выражения и проявления
Уметь: ориентироваться в процессе коммуникации на эмоциональные состояния окружающих людей в зависимости от их возраста (сверстники, взрослые), а также сопереживать неудачам и радоваться успехам как членов своей семьи, так и ближайшего социального окружения;
Владеть: способами распознавания собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих людей, а также адекватными возрасту способами эмоциональной регуляции поведения.
4.Медиакомпетенция (медиаграмотность) – способность к осознанному просмотру анимационной продукции, распознаванию содержания медиатекста, формирование основ медиаграмотности.
Индикаторы медиакомпетенции:
Знать: историю и элементы процесса массовой коммуникации, способы планирования, создания и распространения медиатекстов.
Уметь: моделировать, создавать и распространять медиатексты.
Владеть: способами осознанного просмотра анимационной продукции, распознавания и анализа ее содержания, безопасного использования гаджетов в различных видах деятельности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Детство в Простоквашино»
Вид проекта: творческий, групповой. долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Время проведения проекта: 2022-2024г.
Проблема: нарушение речи
Цель проекта: коррекция речевых нарушений
Задачи проекта:
- развивать речь, воображение и мышление,
- организовывать совместную деятельность с родителями детей с ОВЗ, как полноправных участников проекта.
Этапы проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей. |
1 этап. Вводный | Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.
| пересказ ,театрализованной деятельность, изодеятельность, работа с мнемопазлами. |
2 этап. Подготовительный | Чтение сказки Э.Успенского "Путешествие в Простоквашино" | Рассматривание иллюстраций данной сказки |
3 этап. Выполнение проекта. | Презентация проекта. Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами |
Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.
Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. |
4 этап. Результаты | выставка по мотивам сказки "Детство в Простоквашино", фотогалерея картотеки артикуляционной ,дыхательной и пальчиковой гимнастики, мастерклассы | |
5 этап. | Планирование проектов по теме |
Актуальность
Старший дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития ребенка. В 5 -6 летлет у детей развиваются все психические процессы: память, мышление, воображение, речь. А также происходит формирование личностных качеств.
Игра - ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста, а театр - доступный вид искусства, который решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии.
Участвуя проекте, дети знакомятся с окружающим миром, учатся анализировать, делать выводы и обобщаться, активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
- Аудио, видео и фото система;
- Наличие музыкальных инструментов , масок, костюмов;
Учебно-методическое:
- Картотека (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
- Интегрированные занятия по теме «Сказка в гости к нам пришла».
- Подбор иллюстрированного материала по сказке Э.Успенского "Путешествие в Простоквашино"
- Настольный театр:
- Пальчиковый театр
- Сюжетные картинки
- Дидактические игры: лото
- Необходимые условия реализации проекта
1. Заинтересовать родителей и детей тематикой проекта и в целом проектной деятельностью.
2. Оформление «Уголка книги»
3. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
4. Наличие разных видов театра
5. Иллюстрационный материал по сказке Э.Успенского "Путешествие в Простоквашино"
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с родителями
Дата | Тема деятельности | Продукт деятельности | Участники |
1 год обучения | |||
май | Здравствуй Простоквашино. | Мастер-класс « На лесной тропинке»
| Родители Учитель-логопед Воспитатели |
сентябрь | Урожайное лето в Простоквашино. | Книга « Урожайное лето в Простоквашино». Книжка –раскладушка «Сказка о вкусном борще». | Родители Учитель-логопед Воспитатели |
декабрь | Зима в Простоквашино. | Мастер-класс «Белкина кладовая» поделки из шишек | Родители Учитель-логопед Воспитатели Педагог ДО |
март | Галчонок встречает друзей. | Мастер-класс «Грачи прилетели» | Родители Учитель-логопед Воспитатели Педагог ДО |
май | Весенние приключения в Простоквашино. | Мастер-класс «Мастерская погоды» | Родители Учитель-логопед Воспитатели Педагог ДО |
2 год обучения | |||
сентябрь | Ферма кота Матроскина. | Тренинг «Артикуляционная гимнастика для звука Р ». | Родители Учитель-логопед Воспитатели Педагог ДО |
декабрь | Зимние забавы в городах и сёлах. | Мастер-класс «Тканевый конструктор» | Родители Учитель-логопед Воспитатели |
март | Весна в Простоквашино. | Мастер-класс «Гостиница для насекомых» | Родители Учитель-логопед Воспитатели |
май | Летние приключения друзей из Простоквашино. | Мастер-класс «Я иду в школу» изготовление книжки -памятки | Родители Учитель-логопед Воспитатели |
Продуктивная деятельность:
- лепка к сказкам.
- поделки к сказкам.
- оформление макета к сказкам;
- книжки-картотеки
- мнемопазлы
Ожидаемые результаты
- Дети:
- Коррекция речевых нарушений;
- читательский интерес к детской книге;
- развитие эмоциональной сферы;
- умение передавать характер персонажей сказок интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
- приобщение к духовным ценностям.
Родители:
- стали заинтересованными участниками образовательного проекта
- пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
- приняли активное участие в изготовлении театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
- участвовали в совместной деятельности с учителем –логопедом и воспитателями группы в процессе коррекции речи детей с ОВЗ.
Педагоги:
- разработка сценариев СД по теме проекта,
- подготовка мастер-классов,
- составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Перспективы распространения проекта
- трансляция опыта на сайте МБДОУ
- участие в конкурсах, выставках
Продуктивная деятельность.
Пластилинография:
Лепка:
Выставка поделок по мотивам сказки Э.Успенского "Путешествие в Простоквашино".
Поделки из природного материала,
Книжки малютки.
Участие родителей при изготовлении макета по мотивам сказки Э.Успенского "Детство в Простоквашино"
Подведение итогов.
выставка готового макета "Путешествие в Простоквашино"
речевой утренник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование анимационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Активное внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Информатизация образования представляет большой простор для проявления творчества логопедов, п...
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...
опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»
laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...