Статья «Роль пальчикового массажа в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
статья по логопедии

Козырева Юлия Михайловна

В статье даны общие рекомендации по проведению пальчикового массажа и примеры игр для детей дошкльного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Пальчиковый массаж: игра, речь, здоровье»

автор: учитель-логопед

Козырева Ю.М.

Санкт-Петербург

2022г.


Общие рекомендации по массажу

Сейчас можно только догадываться о том, как люди стали применять массаж в лечебных целях. Вероятно, вначале он заключался в инстинктивном поглаживании и растирании больного места. Однако уже в третьем тысячелетии до нашей эры предпринимались попытки описать примеры массажа и раскрыть их лечебное воздействие на организм.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов другим. При этом мышечная ткань интенсивно снабжается кислородом и активно освобождается от продуктов распада. Кроме того, снижается содержание молочной кислоты в мышцах, выводятся органические кислоты, что эффективно снимает утомление после физической нагрузки.

В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, граблеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т.д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью (сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые вращения) и пальцами (сведение и разведение, сгибание и разгибание).

Кроме того, в пальчиковых играх часто применяется прием разминания, при котором происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, фалангами согнутых пальцев, буграми больших пальцев, кулаком, основанием ладони.

При массаже тыльной стороны кисти следует применять прямолинейное поглаживание и граблеобразное растирание. Последний прием также можно выполнять кругообразно подушечками пальцев, зигзагообразно основанием ладони.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев1.

Что же такое пальчиковые игры?

Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но и чтобы вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – педагогов и родителей2.

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания3.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами4.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движение и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк много лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития5.

Рекомендации по проведению игр

  1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.
  2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук.
  3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
  5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
  6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания сразу помогите ему зафиксировать нужное положение пальцев и т.п.
  7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребенком) стихотворения.
  9. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
  10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием6.

Примеры пальчиковых игр

►В качестве первого примера хочется представить традиционную русскую народную игру «Сорока-белобока»:

Сорока, сорока, сорока-белобока,

Кашку варила, детишек кормила.

(Водим своим указательным пальцем по тыльной стороне ладони ребенка)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(Загибаем пальцы ребенка, кроме большого, по одному к ладони)

А этому не дала:

- Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Ничего тебе нет!

(Потряхиваем большой палец за ногтевую фалангу)

Основная задача на данном этапе – выработать способность малыша сосредотачиваться на короткое время, чтобы прослушать несколько строчек текста. Постепенно ребенок приучается слушать, а позднее пытается воспроизвести отдельные сочетания звуков.

►Разминайте, прокручивайте каждый пальчик, одновременно приговаривая:

Ехал по реке козлик в челноке.

Ехал зайка в красной таратайке.

Ехала в бричке рыжая лисичка.

Ехала по горам, ехала по долам,

Муха-горюха, муха-цокотуха.

Муха гостей звала,

Пряничков напекла.

Кашу сварила,

Всех гостей накормила7.

►Существует множество потешек для пальчиковых игр с «обращением» к каждому пальчику (разминайте фалангу с ногтевой пластиной каждого пальца):

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить слал,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел8.

►А есть потешки сразу для всех десяти пальчиков.

Несильно разминаем ребенку подушечки пальцев (ногтевые фаланги). Большой палец взрослого ставится подушечкой на ноготь ребенка, и подушечка ребенка «перебирается» между большим и указательным пальцами взрослого.

Мы с Алешею играем,

Пальцы все перебираем:

Этот пальчик – всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех короче,

Этот – стать побольше хочет,

Этот – знает все игрушки,

Этот – ушки на макушке,

Этот- прячется в тенек,

 Этот – маленький сынок9.

►Есть и такие замечательные потешки, в которых проговариваются названия всех пальцев:

Палец Толстый и Большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Палец Средний – самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А Мизинчик-господинчик

В землю косточку сажает.

Знакомство с пальцами сопровождается легким массажем, называйте поочередно все пальцы и слегка массируйте их10.

►Для развития коммуникативных навыков и воображения можно использовать «говорящую руку». Сомкните пальцы одной кисти. На большом и указательном пальцах нарисуйте рот и глаза. Пошевелите большим пальцем. Веселая рожица заговорила. Малыш с удовольствием пообщается с новым другом11.

►Играя в пальчиковые игры можно разучить счет:

На столе моем игрушки

Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья

Принесли ребята мне.

(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз – мохнатый, мягкий мишка,

Два – зеленый крокодил,

Три – зайчишка-шалунишка,

А четыре – конь один,

Пять – огромная машина

(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой руки в направлении от основания к кончику)

С желтым кузовом большим.

Я в него свои подарки

Утром рано положил.

(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)12

Для более взрослых детей можно предложить поиграть с тенью.

Потренируйтесь составлять из пальцев такую фигуру, чтобы получилась тень в виде птицы.


Список литературы

  1. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.15
  2. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.3
  3. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.7
  4. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.10
  5. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.11
  6. Ермакова И.А./Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.- 32с.: ил. – С.4
  7. Борисенко М.Г., Лукина Н.А./Массаж и развивающие игры. – СПб.: Издательсий Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – С.9
  8. Борисенко М.Г., Лукина Н.А./Массаж и развивающие игры. – СПб.: Издательсий Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – С.12
  9. Крупенчук О.И./Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.: ил. – С.26
  10. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.10
  11. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.11
  12. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.240
  13. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.122


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Квест – как одна из форм организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

В данной статье представлен опыт работы по использованию элементов квест - технологии в дошкольном образовании. Адаптированная к условиям детского сада квест - технология, может стаь одной из форм орг...

Статья "Экологические квесты в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Образовательный квест - это специально организованный вид деятельности (игра) по поиску информации. В статье представлены экологические квесты для детей дошкольного возраста по временам года....

Статья Виртуальный музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку пр...

СТАТЬЯ. ИГРА-КВЕСТ КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

laquo;Игровые формы проведения НОД как условие развития познавательной активности   детей в ДОУ»...

Педагогический потенциал использования игрового массажа в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающей технологии игровой массаж в практике дошкольного образования....

Мастер-класс для родителей "Роль развивающего массажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводится логопедический массаж.Помимо логопедического массажа эффективным средством, способствующ...

Статья "Особенности организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках патриотического и нравственного воспитания"

В данной статье представлен педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста.Рассматривается проблема патриотического и нравственного воспитания.Представлены методы и формы работы с детьми дош...