ЗВУК и БУКВА «И»
методическая разработка по логопедии
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «И» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗВУК и БУКВА «И»
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «И» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Как кричит ослик? (Иа-иа…)
2) Найди одинаковый звук в словах (звук «И» выделять голосом - произносить длительно):
Пила, лист, иглы, ива, иволга, коньки.
3) Упражнение «Хлопни на звук «И»:
О, а, и, у, и, ы, а, и, у, ы, и, о, и, ы, а, ы, и, э, а, у, и, о, ы, о. и.
4) Назови слова на звук «И»:
Иней, иглы, ива, иволга, индюк, индеец, игрушка, изюм, имя, индейка, институт, инструмент, ирис, июнь, июль, интерес.
5) Назови имена на звук «И»:
Ира, Иван, Инна, Игорь, Ида, Илья.
6) Назови слова, в которых звук «И» в конце:
Санки, коньки, сороки, воробьи, сито, галки, сосульки, елки, подарки и т.д.
7) Где звук? (в начале, в середине или в конце слова):
Игры, писк, воробьи, Инна, лист.
8) Чем отличаются согласные.
То – ти (В первом слоге (слиянии) твердый звук «Т» (м, п, к, б), а во втором мягкий. Звук «И» всегда смягчает впереди стоящий согласный звук.)
Ма – ми
Пу – пи
Ко – ки
Ба – би
Чем отличаются слова? Подчеркни разные буквы.
Тома – Тима кот - кит
Том – Тим пока – пика
9) Деление слов на слоги (хлопки):
Зина, кустик, зим, санки, кит, кубик, очки, Тима, кирпичи, коньки, кибитка, кино, банки, пир, тихо.
10) Где звук? Определи место звука «И» в словах:
Лиза, грабли, аист, миска, кит, Иван, санки, Игорь, очки, Марин, снеговик, коньки, кубик.
11) Кто больше?
1. Придумайте слова, в которых звук [и] был бы в начале (ива, Иван, Игорь), в середине (Марина, Лиза, Владимир), в конце (грабли, очки, санки).
2. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и] (зима, снеговик, санки, коньки и т.д.).
12) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Как это скучно – В узкий глазок вдета тонкая нитка
Сто лет без движенья И поплыла за корабликом прытко.
В воду глядеть Шьет, зашивает и колется колко.
На свое отраженье. И называют кораблик… (иголка).
Свесила ветки с обрыва Не колючий, светло-синий,
Такая грустная… (ива). По кустам развешан… (иней).
13) ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
Кудри в речку опустила Всех на свете обшивает,
И о чем-то загрустила, Что сошьет – не надевает.
А о чем она грустит, (Иголка)
Никому не говорит. И не снег, и не лед,
(Ива) А серебром деревья уберет.
(Иней)
ЗАУЧИВАНИЕ (СКОРОГОВОРКИ):
Иней лег на ветви ели, У Ивашки рубашка,
Иглы за ночь побелели. У рубашки кармашки.
Скороговорки: Пословицы и поговорки:
«Играл Егорка «Искру туши до пожара,
С Игорьком – Беду отводи до удара».
Скатился с горки «Испокон века
Кувырком». Книга растит человека».
«Испекла Иришка «Хочешь есть калачи -
Кукла по коврижке. Не сиди на печи».
Нравятся коврижки «Нет друга – ищи,
Гришке и Маришке». А найдешь – береги».
Стихотворение про букву:
Буква «И» надела поясок,
Но не прямо, а наискосок».
СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ.
Пошли однажды три друга – мишутка, лиска, и зайчик на экскурсию в город. Друзей звали так: у каждого в кличке был звук [и]. Кто догадался, как звали мишутку? Лиску? Зайчика? (Михайло, Хитрюга, Тишка.)
Идут-идут Михайло, Хитрюга и Тишка по лесным полянам и песни распевают. А вокруг цветов и ягод видимо-невидимо. Все названия цветов и ягод включают звук [и]. Что это были за цветы? (Колокольчики, Иван-да-марья, кипрей, васильки.) Как назывались ягоды? (Малина, брусника, ежевика, голубика, костяника, земляника.) Какую из ягод выбрал себе Мишутка? (Малину.) И вдруг они увидели много-много птиц, которые лакомились на дереве вкусными красными ягодами. Что это было за дерево? В названии его тоже есть звук [и]. (Рябина). А что за птички? (Синицы.)
Вот они подошли к реке и увидели еще одно красивое дерево с раскидистой кроной. Оно стояло очень грустное, его даже называют плакучим. Что это за дерево? (Ива.)
Друзья выбрались из леса и попали прямо на станцию.
Приехали в город и сразу же побежали в магазин. Отгадайте, что это был за магазин. Там было много вещей на [и], которые очень любят не только дети, но и маленькие звери. (Игрушки.) Они купили себе три игрушки. Догадайтесь, какие это были игрушки, если в названии каждой был звук [и]. (Пирамидка, Буратино, машинка и т.д.)
А потом поспешили скорее домой, обратно в лес, чтобы затеять веселые игры. Вот ведь какие истории случаются в жизни маленьких зверят!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....