ЗВУК и БУКВА «И»
методическая разработка по логопедии

Темник Анастасия Игоревна

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «И» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУК и БУКВА «И»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «И» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Как кричит ослик? (Иа-иа…)

2) Найди одинаковый звук в словах (звук «И» выделять голосом - произносить   длительно):

Пила, лист, иглы, ива, иволга, коньки.

3) Упражнение «Хлопни на звук «И»:

О, а, и, у, и, ы, а, и, у, ы, и, о, и, ы, а, ы, и, э, а, у, и, о, ы, о. и.

4) Назови слова на звук «И»:

Иней, иглы, ива, иволга, индюк, индеец, игрушка, изюм, имя, индейка, институт, инструмент, ирис, июнь, июль, интерес.

5) Назови имена на звук «И»:

Ира, Иван, Инна, Игорь, Ида, Илья.

6) Назови слова, в которых звук «И» в конце:

Санки, коньки, сороки, воробьи, сито, галки, сосульки, елки, подарки и т.д.

7) Где звук? (в начале, в середине или в конце слова):

Игры, писк, воробьи,     Инна, лист.

8) Чем отличаются согласные.

То – ти    (В первом слоге (слиянии) твердый звук «Т» (м, п, к, б), а во втором мягкий. Звук «И» всегда    смягчает впереди стоящий согласный звук.)

 Ма – ми

 Пу – пи

      Ко – ки

      Ба – би

 Чем отличаются слова? Подчеркни разные буквы.

  Тома – Тима                       кот - кит

  Том – Тим                           пока – пика

9) Деление слов на слоги (хлопки):

     Зина, кустик, зим, санки, кит, кубик, очки, Тима, кирпичи, коньки, кибитка, кино, банки, пир, тихо.

10) Где звук? Определи место звука «И» в словах:

     Лиза, грабли, аист, миска, кит, Иван, санки, Игорь, очки, Марин, снеговик, коньки, кубик.

11) Кто больше?

     1. Придумайте слова, в которых звук [и] был бы в начале (ива, Иван, Игорь), в середине (Марина, Лиза, Владимир), в конце (грабли, очки, санки).

     2. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и]  (зима, снеговик, санки, коньки и т.д.).

12) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

Как это скучно –                                                                    В узкий глазок вдета тонкая нитка

Сто лет без движенья                                                            И поплыла за корабликом прытко.

В воду глядеть                                                                       Шьет, зашивает и колется колко.

На свое отраженье.                                                                И называют кораблик… (иголка).

Свесила ветки с обрыва                                                        Не колючий, светло-синий,

Такая грустная… (ива).                                                         По кустам развешан… (иней).                                                                                                                                            

13) ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

      Кудри в речку опустила                                                        Всех на свете обшивает,

     И о чем-то загрустила,                                                           Что сошьет – не надевает.

     А о чем она грустит,                                                                                                   (Иголка)

     Никому не говорит.                                                                И не снег, и не лед,

                                     (Ива)                                                        А серебром деревья уберет.

                                                                                                                                            (Иней)

ЗАУЧИВАНИЕ (СКОРОГОВОРКИ):

Иней лег на ветви ели,                                                          У Ивашки рубашка,

Иглы за ночь побелели.                                                        У рубашки кармашки.                                                                                                      

 

Скороговорки:                                                             Пословицы и поговорки:

     «Играл Егорка                                                                     «Искру туши до пожара,

     С Игорьком –                                                                       Беду отводи до удара».

     Скатился с горки                                                                 «Испокон века

     Кувырком».                                                                          Книга растит человека».

     «Испекла Иришка                                                                «Хочешь есть калачи -

     Кукла по коврижке.                                                             Не сиди на печи».

     Нравятся коврижки                                                             «Нет друга – ищи,

     Гришке и Маришке».                                                          А найдешь – береги».

Стихотворение про букву:                                         

                                                      Буква «И» надела поясок,

                                                      Но не прямо, а наискосок».

СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ.

Пошли однажды три друга – мишутка, лиска, и зайчик на экскурсию в город. Друзей звали так: у каждого в кличке был звук [и]. Кто догадался, как звали мишутку? Лиску? Зайчика? (Михайло, Хитрюга, Тишка.)

Идут-идут Михайло, Хитрюга и Тишка по лесным полянам и песни распевают. А вокруг цветов и ягод видимо-невидимо. Все названия цветов и ягод включают звук [и]. Что это были за цветы? (Колокольчики, Иван-да-марья, кипрей, васильки.) Как назывались ягоды? (Малина, брусника, ежевика, голубика, костяника, земляника.) Какую из ягод выбрал себе Мишутка? (Малину.) И вдруг они увидели много-много птиц, которые лакомились на дереве вкусными красными ягодами. Что это было за дерево? В названии его тоже есть звук [и]. (Рябина). А что за птички? (Синицы.)

Вот они подошли к реке и увидели еще одно красивое дерево с раскидистой кроной. Оно стояло очень грустное, его даже называют плакучим. Что это за дерево? (Ива.)

Друзья выбрались из леса и попали прямо на станцию.

Приехали в город и сразу же побежали в магазин. Отгадайте, что это был за магазин. Там было много вещей на [и], которые очень любят не только дети, но и маленькие звери. (Игрушки.) Они  купили себе три игрушки. Догадайтесь, какие это были игрушки, если в названии каждой был звук [и]. (Пирамидка, Буратино, машинка и т.д.)

А потом поспешили скорее домой, обратно в лес, чтобы затеять веселые игры. Вот ведь какие истории случаются в жизни маленьких зверят!      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....