Переодизация речевого развития
статья по логопедии

Жданова Наталья Викторовна

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции, когда происходит наиболее  интенсивное  развитие  тех  или  иных  звеньев  речевой  системы,  в  связи  с  чем появляется  ранимость  нервных  механизмов  речевой  деятельности  и  значительный  риск возникновения нарушений ее функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл periodizatsiya_rechevogo_razvitiya.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Периодизация речевого развития.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции, когда происходит наиболее  интенсивное  развитие  тех  или  иных  звеньев  речевой  системы,  в  связи  с  чем появляется  ранимость  нервных  механизмов  речевой  деятельности  и  значительный  риск возникновения нарушений ее функции.

Первый  (1 –2  года  жизни),  когда  формируются  предпосылки  речи  и  начинается речевое  развитие.  В  этот  период  складываются  основы  коммуникативного  поведения ребенка,  в  связи  с  чем  основной  движущей  силой  формирования  речи  становится потребность  в  общении.  В  этом возрасте происходит  наиболее  интенсивное  развитие корковых  речевых  зон,  в  частности  зоны  Брока,  критическим  периодом  ее  развитиясчитается  возраст  ребенка  14 –18  месяцев.  Любые,  даже  как  будто  незначительные неблагоприятные  факторы,  действующие  в  этом  периоде,  могут  отразиться  на  развитии

речи ребенка. Второй  критический  период  (3  года),  когда  интенсивно  развивается  связная  речь, большой согласованности  в  работе  центральной  нервной  системы  (речедвигательного  механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в

работе  центральной  нервной  системы,  в  нейроэндокринной  и  сосудистой  регуляции приводит  к  изменению  поведения,  наблюдается  упрямство, негативизм  и т.д. Все  это определяет  большую  уязвимость  речевой  системы.  Могут  возникать  заикание,  мутизм, наблюдаться  отставание  речевого  развития.  Ребенок  отказывается  от  речевого  общения,

появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий  критический  период  (6 –7  лет) –начало  развития  письменной  речи. Возрастает  нагрузка  на  центральную  нервную  систему  ребенка.  При  предъявлении повышенных  требований  могут  происходить  «срывы»  нервной  деятельности  с возникновением заикания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...