«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leshcheva_a.v._iz_opyta_raboty_zdorovesberegayushchie_tehnologii.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель : оптимизировать процесс коррекции речи детей - логопатов и способствовать оздоровлению всего организма ребенка.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Виды здоровьесберегающих технологий Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
Целесообразность использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Для них характерно: Эмоциональная возбудимость, Двигательное беспокойство, Неустойчивость и истощаемость нервных процессов, Легкая возбудимость, Отсутствие длительных волевых усилий.
Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику .
Организация коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий:
Артикуляционная гимнастика Цели: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Включает в себя: Упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Дыхательная гимнастика Цели: Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха Помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; Улучшает дренажную функцию бронхов; Восстанавливает нарушенное носовое дыхание; Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Успокаивает, способствует концентрации внимания Включает в себя: Упражнения, направленые на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания. Обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содеращие равные по времени этапы: вдох-задержка-выдох-задержка. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые. Пропевание гласных для развития длительного фонационного выдоха (перед пропевом рекомендуется небольшая задержка дыхания)
Зрительная гимнастика. Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Улучшение циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз Укрепление мышц глаз Улучшение аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях) Включает в себя: Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек . При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
Развитие общей и мелкой моторики Цели: Нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует умственнему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Включает в себя: Оздоровительные паузы – физминутки , проводятся в игровой форме в середине занятия. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Су – Джок терапия Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором пак чже ву . В переводе с корейского языка су – кисть, джок – стопа. Методика су- джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. Включает в себя: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Релаксация Произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Цель: направлена на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Включает в себя: Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
Кинезиологические упражнения Кинезиология- наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети в мозгу и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой для развития интеллекта. Кинезиологическая гимнастика, синхронизируя работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно использовать ресурсы своей психики, свои способности. Требования к выполнению кинезиологических упражнений: точное выполнение движений и приемов; Продолжительность занятий от 5-10 до 20-35 мин в день; Заниматься лучше ежедневно.
Сказкотерапия . Технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы. Вспоминают старые, и придумывая новые образы, увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Песочная терапия Оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Положительные результаты здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе Коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития на логопедических занятиях обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...
Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Артерапия-это лечение искусством. в своей работе с детьми, родителями и педагогами стараюсь использовать арт-терапевтические технологии. Презантауия демонстрирует мои наработки по данной теме. арт-тер...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....
Использование здоровьесберегающих технологий при проведении прогулок с детьми старшого дошкольного возраста
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при проведении прогулок с детьми старшого дошкольного возраста» Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесбере...
" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....