Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
материал по теме
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anatomo-fiziologicheskie_osobennosti.docx | 47.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
Седьмой год жизни — продолжение очень важного це лостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образова ний создает психологические условия для появления новых ли ний и направлений развития.
В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг.
Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостене ния, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие Крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развива ется координация мышц кисти. Общее физическое раз витие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тре нировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением, так на зываемого внутреннего плана действий — способностью опериро вать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.
Одним из важнейших изменений в личности ребенка являют ся дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его обра зе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способ ности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последне го возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет буду щий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
В процессе усвоения нравственных норм формируются сочув ствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.
Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее за вышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.
Ведущей потребностью детей данного возраста является об щение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью оста ется сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражаю щие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые дей ствия становятся более сложными, обретают особый смысл, ко торый не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом до школьники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое пове дение в зависимости от места в нем.
Одной из важнейших особенностей данного возраста являет ся проявление произвольности всех психических процессов.
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок мо жет видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует раз витию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продук тивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого мате риала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с по мощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образ ное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает фор мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж дений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном воз расте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логи ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-след ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст раивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери од — сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грам матический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и харак тер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начина ют активно употреблять обобщающие существительные, синони мы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологичес кой речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы пози тивного общения с людьми, развивается половая идентифика ция, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успеш но обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое само чувствие.
Психологическая готовность к школьному обучению много компонентна. Можно выделить несколько параметров психичес кого развития ребенка, наиболее существенно влияющих на ус пешное обучение в школе.
• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной пози ции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отно шении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а имен но позицию, открывающую доступ в мир взрослости (соци альный мотив учения), и потому, что у него есть познава тельная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зре лостью понимают дифференцированное восприятие, кон центрацию внимания, аналитическое мышление, выража ющееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, уме ние воспроизводить образец, а также развитие тонких дви жений руки и сенсомоторную координацию. Можно ска зать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Анатомо -физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста"
«Школа молодых специалистов»СообщениеТема: «Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»
Уважаемые родители! Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...
Презентация для родителей «Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста»
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований созд...
Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста...
Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста...
Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста...
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...