Мнемотехника как средство развития устной речи и речевой активности детей дошкольного возраста__
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мнемотехника-метод предметно- схематических моделей, которые служат наглядной опорой и помогают удерживать в памяти смысловую программу всего общения, находить причинно – следственные отношения. Ребенок овладевает моделью и на его основе разворачивает своё описание предмета, свой рассказ по картине или по представлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника как средство развития устной речи и речевой активности детей дошкольного возраста

      В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

     Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

    В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

    Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

    Проблемы в речи детей:

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности;

    Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется Приём мнемотехники.

  • Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
  • Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Считается, что этот термин ввел Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат Цицерону и Квинтилиану, «История мнемотехники».

Целью обучения с использованием мнемотехники  стоит развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения.

Согласно психологическим исследованиям Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, в дошкольном детстве формируется способность к опосредованной мыслительной деятельности. Одним из видов такой деятельности, является способность дошкольников к наглядному моделированию.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, разработанные Д. Б. Элькониным, Л. Е. Журовой. А одним из методов наглядного моделирования является метод предметно- схематических моделей, или мнемотехника. По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи (О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко и др.).

В качестве материальных опор при моделировании смысловой программы связного высказывания использует:

  • Рисунки;
  • Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок;
  • Пиктограммы;
  • Графические схемы;
  • Опорные слова.

Они служат наглядной опорой и помогают удерживать в памяти смысловую программу всего общения, находить причинно – следственные отношения.

Овладение данными приемами  одновременно решает задачи не только развития связной речи, но и  развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики.

Таким образом, наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а так же средства развития связной речи и творческих способностей.

 Ребенок овладевает моделью и на его основе разворачивает своё описание предмета, свой рассказ по картине или по представлению, отражает свой опыт и отношение, использует выразительные средства языка: образные сравнения, эпитеты, метафоры.

Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное, нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно задействованы при формировании связной речи: Наглядность и Создание плана высказывания.

  • наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия;
  • создание плана высказывания, важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

      Наглядная схема выступает в качестве плана и алгоритма речевого высказывания.

Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки. Например:

• цвет — используются не только цвета конкретного предмета, о котором говорится в настоящий момент, но и другие возможные варианты данного признака;

• человек — для чего объект нужен человеку и каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);

• контур из деталей предмета — обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких частей состоит игрушка (кукла);

• силуэт предмета со знаком вопроса внутри — дети называют материал, из которого сделан предмет и его составные части (у машины кузов из металла, колеса — резиновые, сиденья — кожаные);

• рука — какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить (например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог);

• форма — дети называют, какую форму имеет сам предмет или его части (колеса, яблоко — круглые, огурец — овальный);

• знак вопроса — название предмета или объекта (это — кукла, это — морковь).

         Вы можете опираться на описанные приемы в других видах работы или создавать свои новые алгоритмы для любых других тем.

         Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

-  при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

-  при пересказах художественной литературы;

-  при обучении составлению рассказов;

-  при отгадывании и загадывании загадок;

         Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

 Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

 Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.

 Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

- Разобрать непонятные слова и определения.

- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

- Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Рассказать стихотворение.

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

 Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, повышается речевая активность;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Как сказал педагог великий  К.Д.Ушинский

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Литература:

Л.А.Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 - № 3.

Т.В.Большева. Учимся по сказке. СПб.: «Детство- пресс»,2001.

Т.Б.Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СП.б.: «Детство- пресс»,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.

Публикация посвящена устному народному творчеству в развитии детей дошкольного возраста. Работа освещает значимость устного народного творчества для целостного и встестороннего развития ребенка....

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК

Аннотация: в статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью м...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК

В статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью моделей....

Педагогический проект" Сказкатерапия как средство развития связной речи и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; раз...

Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей дошкольного возраста с нарушением речи

 В данном материале раскрыты сложности запоминания стихоторений детьми и предложены "живые" мнемотаблицы, которые делают процесс разучивания стихотворений интересным и эмоциональ...

Игровая программа по экологии «Игра, как средство развития экологических представлений и познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: привлечение внимания к окружающему миру, развитие умений видеть красо...