Консультация для воспитателей на лето
консультация

Крюкова Марина Анатольевна
Игровые упражнения для закрепления материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда

воспитателям на летний оздоровительный период

 

Воспитателям на летний оздоровительный период:  

- осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, обогащать пассивный и активный словарь, развивать грамматически правильную фразовую и связную речь, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

- пополнить речевые уголки в группах: раздаточным (наглядным) материалом по обогащению словаря, карточным материалом по автоматизации звуков, дидактическими и развивающими играми по формированию грамматического строя речи.

 

Звукопроизношение

 

1.     Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку, "недоавтоматизированные" звуки могут «потеряться».

2.     Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова, произнося слово правильно,  с четкой артикуляцией.

         

Артикуляционная моторика

 

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, по 4 – 5 упражнений за сеанс (см. папку).

Фонематические процессы

 

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

Игра «Дует ветер».

Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? ».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

-дифференциация фонем (старший дошкольный возраст).

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-выделение гласных из ряда звуков.

-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

-узнавание гласных на фоне многосложных слов.

-выделение согласных из ряда других звуков.

- узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Поймай звук».

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове? Какой 1, 2, 3?)

 

Слоговая структура слова

(слоговой анализ и синтез)

 

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения: 
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Педагог воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного слова.

Прошагай слово.

Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр — самолет). Затем дети отмеряют шагами придуманные ими слова.
Одно слово на двоих

 Катать мяч по столу друг-другу, называть слова по слогам (один слог говорит взрослый, следующий слог - ребенок). Затем ребенок произносит слово целиком. Опора – предметные картинки.

Исправить ошибку в словах

- Проверь, правильно ли я сказала, исправь меня:

мотолок (молоток), моколо (молоко).


Лексико-грамматический строй речи

 

«Один - много». (с 4 лет)

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

«Чудесный мешочек". (с 4 лет)

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

«Кто кем раньше был». (с 4 лет)

Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).

Медведь был кем? - медвежонком

Лиса – лисенком

Заяц – зайчонком

Ёж – ежонком

Волк – волчонком

Белка – бельчонком

Лось – лосенком

«Кто самый наблюдательный». (с 4 лет)

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

«Подскажи Незнайке». (с 4-5 лет)

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать, чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой);

Стучать…, строгать…, сверлить…, резать…, копать…, подметать…

Игра в лото «Два и пять». (с 5 лет)

Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование: карточки лото с изображением двух и пяти предметов.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

«Посчитай». (с 5 лет)

 Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.          

«Услышь ласковое слово». (с 4 лет)

Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

петух — петушок;

снег — снежок;

круг — кружок;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

дочь — доченька;

лиса — лисичка;

вода — водичка;

сестра — сестричка;

перо — перышко;

крыло — крылышко;

гнездо — гнездышко;

бревно — бревнышко;

солнце — солнышко.

«Подумай и назови». (с 6 лет)

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

         Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

«Скажи наоборот». (с 6 лет)

Цель: учить детей образовывать слова-антонимы.

Ход игры:

Большой-маленький

Толстый-тонкий (худой)

Кислый-сладкий

Высокий-низкий

Тепло-холодно

Весело-грустно

Пришёл-ушёл

Прилетел-улетел

Сел-встал и т. д.

«Из чего сделано?» (с 6 лет)

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Варенье из клубники - это какое варенье? Клубничное варенье.

Сок из апельсина - это какой сок? Апельсиновый сок.

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот.

Дом из кирпича - это какой дом? Кирпичный дом.

Ваза из стекла - это какая ваза? Стеклянная ваза.

Стол из дерева - это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё?» (с 5-6 лет)

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры:

Хвост лисы - это чей хвост? Лисий хвост.

Уши зайца - это чьи уши? Заячьи уши.

Лапы медведя - это чьи лапы? Медвежьи лапы.

Платье мамы - это чьё платье? Мамино платье.

Платок бабушки - это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Назови одним словом» (с 4 лет)

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием«груша, яблоко, банан» «фрукты»«собака, кошка, корова» - «домашние животные» и т. д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы«Мебель»«Стол, стул, кровать, диван…» и т. д.

 

 

 

 

 

 

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом.

Цель: напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени....

Консультация для воспитателей "Проводим лето с пользой"

Лето – это масса времени для принуждённых бесед и занятий с ребёнком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, кто-то остаётся в огороде, но у ...

Консультация для воспитателей на лето: "Физическая активность детей летом посредством организации подвижных игр".

Консультация для воспитателей на лето: "Физическая активность детей летом посредством организации подвижных игр"...

Консультации для воспитателей Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем возд...

Консультация для воспитателей на лето.

Инструктор по физкультуре....

Консультации для воспитателей "Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом".

Консультации для воспитателей "Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом"....