Применение приёмов кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии
В статье изложен опыт использования приёмов кинезиологии в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_inovats_22.03.20_leyngard_1.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение приёмов кинезиологии в работе учителя-логопеда
с детьми с тяжелыми нарушениями речи
О.З. Лейнгард МБДОУ «Детский сад № 9 г. Челябинска»
В статье изложен опыт использования приёмов кинезиологии в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учителя-логопеда.
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века. Тенденции современного образования призывают всех педагогов, в том числе учителей-логопедов стремится к новому формату, к поиску современных путей решения проблемы, к созданию новых форм сотрудничества педагога и ребенка.
Инновационные педагогические технологии- это новые, обладающие повышенной эффективностью методы, приемы и формы обучения и воспитания, организации совместной деятельности педагога и воспитанника. Поэтому в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи наряду с традиционными методами, используются инновационные педагогические технологии, которые решают следующие задачи:
-повышают интерес и положительный эмоциональный настрой детей к занятиям;
-создают ситуации успеха для каждого ребенка;
-способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций;
-развивают все компоненты речи через разные виды анализаторов (зрительный, обонятельный, тактильный, температурный, вкусовой, слуховой).
Существуют разнообразные инновационные приёмы и методы в коррекции нарушений речи, но одним из эффективных в работе учителя-логопеда является кинезиология.
Кинезиология изначально использовалась для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, но после изучения её возможностей психологами и нейролингвистами, стала применяться в логопедической работе. Эта технология основана на связи речи с движением. Она направлена на развитие темпа и ритма дыхания, совершенствование движений артикуляционных органов, формирование корректного грамматического и звукового оформления речевого высказывания, способствует выработке речедвигательной координации.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно: нарушение звукопроизношения (снижение внятности речи, дефекты звуков), сниженный фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). [2]
У детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная сформированность ручного праксиса.
С целью повышения эффективности логопедической работы над коррекцией звукопроизношения, развитием речевого дыхания и развития мелкой моторики применили в работе приёмы кинезиологии.
Технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствии с особенностями его развития и образовательными потребностями. Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов, постепенное усложнение от простых к сложным упражнениям, увеличение темпа выполнения заданий.[3]
В комплексы кинезиологии включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Комплекс самомассажа
Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Это наиболее важное направление в коррекционной работе с детьми с тяжёлым нарушениям речи.
Цель: развитие и укрепление мимических мышц, стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса мышц.
1. Самомассаж ушных раковин: помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу-вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в стороны и вверх.
3. «Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко откройте рот.
4. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
5. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к
вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
8. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
9. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании, 3-5 раз. Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
10. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.
12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
13. Кусаем попеременно верхнюю, нижнюю губу.
14. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
15. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Комплекс дыхательных упражнений
Цель: нормализация ритмов организма, развитие самоконтроля и произвольности, формование правильного диафрагмального дыхания, продолжительность выдоха, его силы и постепенности.[1]
1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
2. Выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала только темное, затем только светлое.
3. «Облако дыхания». Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем живот, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
4. Глубоко вдохните. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).
5. Глубокий вдох (руки медленно поднимаем до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).
Комплекс упражнений для развития мелкой моторики
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, развитие переключаемости с одного движения на другой; повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительных установок на образовательный процесс, повышение жизненных сил организма. [4]
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
3. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
4. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7. «Эстафета». Сжать толстый гладкий карандаш указательным пальцем, подержать его и передать указательному пальцу другой руки. Передавать карандаш другим пальцам, как эстафетную палочку.
8. «Вертолет». Вращать тонкий длинный карандаш между пальцами сначала правой рукой, затем левой. Усложнение: вращать обеими руками одновременно.
9. «Два-пять». Правой рукой показываем два пальца, левой рукой пять, меняемся.
Комплекс глазодвигательных упражнений
Цель: улучшение восприятия, расширение поля зрения, однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и активируют мыслительную деятельность. [4]
1. «Солнышко». Повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз).
2. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками круг, квадрат, треугольник.
3. «Ладошки». Закрывание ладонями глаз на тридцать секунд для снятия напряжения глаз.
4. «Далеко-близко». Переводим взгляд с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.
5. «Пальминг». Разотрите ладони друг о друга, для того чтобы они разогрелись. Ладонями закройте глаза таким образом, чтобы в глаза не попадал ни малейший лучик света. Таким образом, вы сможете добиться максимального расслабления глаз.
6.«Филин». Крепко зажмурить, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.
7. Совместные движения глаз и языка вверх-вниз, влево-вправо. Усложнение - движения разнонаправленные.
Таким образом, в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, используя кинезиологию, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.
Оценив, какое положительное воздействие оказывает использование приёмов кинезиологии на развитие ребёнка, мы и дальше будем применять их в логопедической практике, в качестве эффективной инновационной технологии коррекции недостатков речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Список литературы
- Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем: учеб. пособие / П.К. Анохин. — М.: Наука, 1973. – 61 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь: учеб. пособие / Л.С. Выготский – М.: Лабиринт, 1996. – 315 с.
- Сазонов, В.Ф. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: учебно-метод. пособие / В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2000. – 48 с.
4. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения: учеб. пособие / А.Л. Сиротюк – М.: Сфера, 2003. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями р...
Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"
Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...
Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.
Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа....
Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевани...
«Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Специфика речевого дефекта и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности детей, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют по...
Инновационный проект «Мой веселый, звонкий мяч!» для коррекционной работы психолога с детьми с тяжелым нарушением речи.
Бурное развитие информационных технологий, доступность компьютерных устройств, изменения в сферах коммуникаций негативно сказываются на образе жизни взрослых и детей. Образ жизни становится менее акти...
Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...