Нейропсихологические приёмы в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
консультация по коррекционной педагогике
К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств.
Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий можно использовать нейропсихологические технологии.
Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Положительное воздействие кинезиологических упражнения на развитие ребёнка, дает возможность применять их в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ. Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Таким образом, использование в коррекционной работе нейропсихологических приемов повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка. Развивает все компоненты речевой системы, ускоряют исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации), способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения, создает условия для оптимальной работы всех анализаторов у ребенка, развивает компенсаторные возможности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические приёмы в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств.
Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий можно использовать нейропсихологические технологии.
Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Положительное воздействие кинезиологических упражнения на развитие ребёнка, дает возможность применять их в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ. Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Таким образом, использование в коррекционной работе нейропсихологических приемов повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка. Развивает все компоненты речевой системы, ускоряют исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации), способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения, создает условия для оптимальной работы всех анализаторов у ребенка, развивает компенсаторные возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями р...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Материал предназначен для педагогов детского сада....
Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"
Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...
Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.
Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа....
«Технология лэпбук в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с т...
Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....
Инновационный проект «Мой веселый, звонкий мяч!» для коррекционной работы психолога с детьми с тяжелым нарушением речи.
Бурное развитие информационных технологий, доступность компьютерных устройств, изменения в сферах коммуникаций негативно сказываются на образе жизни взрослых и детей. Образ жизни становится менее акти...