Источники формирования грамматического строя речи
статья по логопедии (средняя, старшая группа)
Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому систематическая грамотная организация занятий с ребенком, правильное руководство ими – это важные педагогические условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istochniki_formirovaniya_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Источники формирования грамматического строя речи.
Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому систематическая грамотная организация занятий с ребенком, правильное руководство ими – это важные педагогические условия.
Важнейшим видом деятельности ребенка является игра. Осваивая способы игрового поведения – простое манипулирование игрушками, замещение реальных предметов и действий предметами – заместителями и условными действиями, распределение ролей в игре, налаживание взаимоотношений в игре и пр., - дошкольник осваивает и необходимые для игры способы речевого поведения и типы высказываний (комментирующего, планирующего, корректирующего типа; утверждение, отрицание, вопрос, побуждение к действию). Игровой элемент ребенок вносит всюду: и в быт, и в труд, и в конструирование. Он сопровождает рисование пением, звукоподражаниями; сконструированные дома включаются в игры с куклами; а услышанная сказка может легко стать основой для театрализованного действия. Взрослый может занять то или иное место в игровой деятельности ребенка исключительно как партнер и влиять на игру косвенно через ролевое поведение, какие – то отдельные реплики или вопросы. В творческой игре ребенка активно развивается его язык и грамматическое оформление речи. Но взрослый не должен ставить перед такими играми дидактические цели. В педагогическом процессе могут использоваться аналоги свободных творческих игр – сюжетно – дидактические и игры – драматизации, в которых ставятся дидактические речевые задачи, но эти задачи не должны ставить цель «отработки» какой – то синтаксической конструкции, например. Эти игры должны оказывать воздействие на словарь, грамматику, связность речи, но и должны сохранять творческий характер, игры должны быть интересными и увлекательными. В сюжетно – дидактических играх и играх – драматизациях интенсивно идет процесс формирования синтаксической структуры высказываний ребенка, их соотнесения с действиями ребенка, перевод неречевых средств общения (жесты, мимика, взгляд) в речевые. Такие задачи можно и нужно ставить, но взрослый не имеет права навязывать ребенку какой – то образец речи, требовать его повторения.
Наряду с творческими играми, в методике имеются дидактические игры, разработанные замечательными педагогами для того, чтобы помочь детям в освоении трудных форм словоизменения, (например, образование существительных родительного падежа множественного числа или согласование существительных с числительными), способов словообразования (например, образование названий детенышей животных или людей разных профессий и т.д.). Такие игры стимулируют детскую поисковую активность, воспитывают языковое чутье. Главное условие здесь – теплая эмоциональная обстановка, радостный настрой и доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Своеобразной игрой со смыслами является загадывание и отгадывание загадок. В основе загадки лежит замысловатый вопрос, уподобление одного явления другому. Загадки содержат все типы синтаксических конструкций, имеющихся в языке. Осваивая способы загадывания и отгадывания загадок, ребенок упражняет свой ум и язык. Загадка может служить вводной частью к рассказыванию сказок, рассматриванию предметов и картин, а может выступать как развернутая деятельность – вечер загадок, игра в загадки. Чтобы дети стали сами загадывать загадки, такие вечера и игры надо проводить регулярно, много раз включать в них одни и те же загадки в разных сочетании. Сначала дети просто отгадывают загадки, а в дальнейшем их просят доказать правильность ответа (Почему ты так думаешь? Как ты догадался?). Обосновывая свой ответ, ребенок использует сложноподчиненные предложения. Использование загадок, пословиц, поговорок и других форм фольклора в словесном творчестве детей традиционно. Это источник устойчивых словосочетаний – речевых клише. Вместе с тем в фольклоре же содержатся и средства преодоления клише. Это языковые игры, включенные как элемент во все формы детского фольклора – считалки, дразнилки. Образность народной речи основывается не только на традиционном клишированном построении мысли, но и на перевертышах, парадоксе, игре со звуками и включать фольклорные формы в языковые игры совершенно необходимо.
Овладение грамматическими категориями тесно связано со всем ходом умственного развития ребенка и опирается на познавательное развитие. Поэтому для освоения грамматического строя полезны игры – экспериментирование, логические задачи.
Временные, пространственные и причинные грамматические категории дети осваивают в подвижных играх. От того, насколько регулярно и правильно они организуются, зависит не только здоровье детей, но и их речевое развитие. В таких играх также формируется произвольность поведения, которое имеет значение и для двигательной, и для речевой активности.
На формирование грамматического строя речи оказывают влияние пальчиковые игры («Сорока – сорока», «Коза рогатая», «Ладушки» и пр.), игры с бусами, мозаикой, поскольку упражнение мелкой моторики руки активизирует речевые зоны головного мозга.
Большое значение для формирования произвольности речи имеют дидактические настольные игры. Уметь сдержаться, не подсказать, не ссориться – это важная сторона произвольности речевого поведения.
Своеобразной игрой можно считать и создание альбомов детского словесного творчества. Такие альбомы могут содержать придуманные вместе со взрослыми истории, загадки, рисунки ребенка к придуманным историям. В такой деятельности активизируются сложные синтаксические конструкции, преодолеваются некоторые конструкции разговорной речи.
Большое влияние на формирование грамматического строя речи детей в детском саду оказывает работа по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой и по обучению грамоте. На таких занятиях дети получают знания о причинно – следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений, экспериментирований. А чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимо давать детям творческие задания, которые требуют использовать полученные знания в речевой или игровой деятельности, например, составление загадок, рассказов, сюжетов для игр). В процессе ознакомления с художественной литературой дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи. Здесь также формируется умение использовать средства выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование, оригинальные словосочетания). Занятия по подготовке к обучению грамоте вырабатывают у детей ориентировку в звуковой стороне слова, воспитывают чуткость к звуковой форме и тем самым оказывают влияние на освоение морфологических и словообразовательных средств языка.
Уважаемые взрослые! Учите, играя, наблюдайте за родным словом вместе с ребенком, развивайте у него чуткость и интерес к форме своей речи! Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Из опыта работы воспитателя Коршуновой Е.Е. Источники формирования грамматического строя речи детей
laquo;Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову,а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе,постоянно распределяя по руб...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....
Методика проведения специальных грамматических упражнений и дидактических игр по формированию грамматического строя речи в старшей группе
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.Формирование грамматического строя речи у ребенка –дошкольника включает работу над морфологие...