Проект «По дорогам сказок»
проект по логопедии

Сусликова Лариса Станиславовна

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей восвоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_suslikovoy_l.s._po_dorogam_skazok.docx188.14 КБ

Предварительный просмотр:

https://naurok.com.ua/uploads/files/94818/127537/139142_html/images/127537.001.jpg

Паспорт проекта

Тема проекта: «По дорогам сказок»

Срок реализации: среднесрочный (сентябрь-декабрь).

Тип проекта:  познавательно – творческий.

Аннотация проекта:

Цель данного проекта — создание системы работы поформированию речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опытачерез сказку. Развитие навыков общения, формирование диалогической и монологической форм речи, используя все многообразие методов и форм работы в условиях образовательной программы дошкольного учреждения  на современном этапе модернизации российского образования. Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей восвоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта. В содержании проекта прослеживается  целостный процесс, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Проект будет реализовываться через образовательную деятельность, осуществляемую в непосредственной образовательной деятельности, во взаимодействии с семьей воспитанников, создание предметно пространственной среды. Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта и для которых данный проект предназначен, являются воспитанники и их родители (законные представители), педагогические работники детского сада.

Данный проект рассчитан на работу с детьми 4-5 лет в течениечетырех месяцев.

В проекте предусматривается предоставление информационной и консультативной поддержки родителей и педагогов.

Обоснование необходимости проекта:

В настоящее время в процессе перехода системы образования на новые стандарты, необходимо включать в работу современные технологии. Проектная деятельность одна из универсальных современных технологий, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Во время бесед и занятий с детьми я заметила, что некоторые дети не знают сказок, героев, названий. Напрашивается вывод, что сказок детям дома не читают, или читают в малом количестве. Сразу видно ребенка, который подхватывает текст за воспитателем, какой он живой, глаза горят, как хочется ему досказать быстрее всех конец сказки. И видно другого ребенка, пассивного, молчаливого, у которого во время чтения на лице не видно ни одной положительной эмоции! Хочется сказать таким родителям: «Что же Вы делаете?». Ведь сказки- это первые фантазии ребенка, его внутренний мир. Это образы, которые складываются у него в голове, это его словарный запас, развитие речи. Очень жаль таких детей. К сожалению, при всем желании и старании один воспитатель не справится с этой проблемой, нужна поддержка семьи, причем главнейшая! С помощью этого проекта я хочу достучаться до родителей, чтобы они помогли, своим детям восполнить эту огромную пустую нишу, как чтение сказок!Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.

Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес.В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Опрос родителей и детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.

Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей мной был разработан проект «По дорогам сказок».

Цель проекта:

Для педагога: создание условий для духовно – нравственного развития ребенка через сказки.

Для детей: развитие эмоционально – ценностного отношения к русским народным сказкам. Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей среднего возраста посредством сказки.

Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.

Задачи проекта:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.

2.Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; выражать свое отношение к героям сказки.

 3.Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.

4. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.

5. Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

6. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.

7. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

8. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;

9. Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно, искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.

10. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

11.Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

12. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.

13.Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе  совместной творческой деятельности.

14.При помощи сказочных произведений  бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми.

Основное содержание проекта:

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический:

  • Практический метод: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
  • Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного  театра (педагогом).
  • Словесный метод: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

Формы реализации проекта:

Проводя работу в данном направлении, я уделяю большое внимание организации предметно – развивающей среды в группе. В  окружении ребенка находятся стимулирующие материалы, используемые в процессе специально организованного обучения, и так называемые «свободные», т.е. предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах. Игровое пространство  организовано  таким образом, чтобы дети имели возможность проводить многовариантные игры, создано пространство для самостоятельного  закрепления  материалов знакомых сказок по иллюстрациям, дидактическим играм, художественно - творческой деятельности, которая дает им возможность реализовывать свои склонности к открытию, применять свою фантазию. Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей нравственных представлений. В содержании проекта прослеживается  целостный процесс, приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Интерес детей к сказке способствует пониманию ее содержания. Герои произведения становятся ближе, понятнее. Сочувствие персонажам, волнение

за их судьбу приобретают осознанный характер. Такие же переживания дети начинают испытывать в аналогичных жизненных случаях. Переживая, осмысливая то, что им читают, дети в сущности осмысливают и оценивают действительность, в условиях которой они живут. Они учатся сопоставлять простые, доступные их пониманию жизненные явления с отражением их художественных литературных образах. Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки, я использую разнообразные приемы:

- показ кукольного театра;

- драматизация сказки;

- рисование отдельных элементов сказок.

Лучшему усвоению содержания сказки способствуют такие приемы: демонстрация рисунков, на которых изображены герои сказки  с  ярко       выраженными       нравственными характеристиками; словесные зарисовки. Детям предлагаю  вообразить себя художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке и почему. Предлагаю  прослушивание сказки в грамзаписи, пропеть песенку из сказки или проговорить ту или иную фразу. В процессе слушания произведения, дети понимают и переживают его содержание, дают правильную оценку его героям. У них возникают ясные, конкретные образы: в своем воображении они представляют себе, как надо действовать в данной ситуации.  Большой интерес и желание у детей вызывает работа у зеркала, такие задания детям очень нравятся. Например, предлагаю показать «сердитого дедушку», «цветок»; игры: «Что хорошо, что плохо», «Кто говорит», «Ай да Иванушка! Вот ведь чудак». В процессе работы над формированием нравственных представлений средствами сказок детям предлагаю придумать свою концовку сказки.  Методы  нравственного  воспитания  детей  дошкольного  возраста  применяются  взаимосвязано,  в  комплексе,  а  не  изолированно  друг  от  друга. Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Этапы работы со сказкой:

 Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

 Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

 Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы:  подбор, расстановка и дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.

Материально-технические ресурсы: наличие оснащенной  материально-технической базы детского сада (создана предметно-развивающая среда детского сада). Аудио- и видеопроигрыватели, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная доска.

Программное обеспечение для нововведения:  рабочие учебные программы приоритетного направления «Социализация», «Речевое развитие, «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познание» на основе государственных образовательных стандартов нового поколения.

Информационно-методическая среда:  теоретико - практические, учебно - методические семинары, педагогическая мастерская, единая методическая тема.

Информационные ресурсы:  теоретические работы, учебно-методические комплекты, дополнительная и справочная литература, программно-методические материалы, дидактические игры, дидактический материал, интернет - ресурсы.

Мотивационные ресурсы:  система морального и материального поощрения педагогов, гранты.

Нормативно-правовые ресурсы:  пакет документов регламентирующего характера.

Партнеры

Партнерами проекта являются: МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»;

 - родительская общественность.

Целевая аудитория

Проект рассчитан для средней группы в условиях дошкольного образовательного учреждения.  Количество детей в группе – 25. Также участниками проекта являются родители (законные представители) воспитанников. Целевые группы и их интересы в проекте:

Воспитанник:  

- освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опытадетей среднего дошкольного возраста через сказку;

 -развитие навыков общения, формирование диалогической и монологической форм речи;

 - развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых воспитанники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные  возможности;

 -  получение возможности раскрыть свои способности;

 - формирование  адаптивности к условиям окружающей действительности.

Воспитатель:

 - осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;

- определение собственного уровня педагогического мастерства;

 - представление собственных научно-методических достижений;

 - обобщение опыта, публикация научно-методических материалов;

 - творческое самовыражение.

Администрация образовательного учреждения:

 - мониторинг уровня профессионализма воспитателя;

- представление материалов об опыте воспитателя на  награждение, конкурсы;

 - изучение и накопление материала, накопленного педагогами;

 - создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.

План реализации проекта:

 Подготовительный этап:

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме;

 подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки, буклетов, консультаций.

Опрос детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

Выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.

Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»

Оформление книжного уголка в группе.

Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы     по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.

Игры – драматизации.

Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.

Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.

Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.

Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.

 Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого.

Подвижные речевые игры с персонажами сказок.

 Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).

 Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.

 Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги.

Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен.

Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, занятия на свежем воздухе.

Основной этап:

Работа с воспитанниками:

Рассматривание  с детьми иллюстраций русских народных сказок.

Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.

Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.

Продуктивная, изобразительная деятельность.

Создание атрибутов для игр-драматизаций.

Работа с родителями.

Подбор художественной литературы.

Выполнение творческих заданий.

Консультации для родителей.

Проведение бесед и НОД по теме проекта.

Отгадывание загадок о сказках и героях сказок.

Организация книжной выставки «Мои любимые сказки».

Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.

Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.

Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др.

Раскрашивание иллюстраций к сказкам.

Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.

Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.

Знакомство детей с содержанием проекта, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, пробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

Заключительный этап:

Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».

Драматизация сказки «Колобок» для родителей (видеосъёмка).

Показ  сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей группы.

Обновление предметно – развивающей среды.

Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»

Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По дорогам сказок».

Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.

Подведение итогов проектной деятельности.Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают  содержание небольших сказок.

Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников: К.И. Чуковского, Ш. Перро, Х.К. Андерсена, С. Михалкова.

Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый,  настольный, театр масок) в самостоятельной  деятельности.

Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.

Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.

Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде  фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Формы и методы работы с детьми.

    Название мероприятия, дата

         Цели и задачи

Участники и ответственные за мероприятие

Определение проблемы;

постановка цели, задач;

сбор информации, литературы, дополнительного материала.

составление перспективного плана работы.

сентябрь

Создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг и коррекцию деятельности, механизмы оценки результативности

Воспитатель

Обеспечить участников проекта необходимым оборудованием, материалом для участия в реализации проекта

Оформление необходимого материала

Подбор методической, справочной литературы  

Подготовить и оснастить групповое помещение,необходимым оборудованием, в том числе и нетрадиционным.

Воспитатель

Информирование и анкетированиедля родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка»

 1-2 сентября

Составить анкету, анкетирование родителей, информирование о проекте.Обмен информацией по проекту через сайт.

Воспитатель, родители, дети

Оформление книжного уголка. Книжная выставка «Что за прелесть эти сказки».

3 сентября

Восприятие и формирование зрительных образов

Дети группы, воспитатель, родители.

Просмотр мультфильмов.

сентябрь

Вызывать интерес детей к произведениям детских писателей

Дети группы, воспитатель, родители.

Интегрированное занятие: «Заюшкина избушка» (развитие речи и лепка).

Показ сказок с помощью настольного театра, театра на ложках, пальчикового театра, фланелеграфа.

Беседы с детьми: «Что такое сказка», «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «Кто пишет сказки?», «На кого из сказочных героев я похож?», «Кто рисует картинки к сказкам?»

7-11 сентября

Познакомить с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».

Формировать умение вести диалог.

 Учить детей эмоционально и активно отвечать на вопросы, вызвать у детей желание использовать слова и выражения из сказки.

Продолжать учить детей лепить избушку, развивать мелкую моторику.

У детей расширяются знания о сказках. Повышается речевая активность детей, развиваются творческие способности, навыки общения.

Дети группы, воспитатель, родители.

Дидактические игры:

  «Подбери иллюстрацию к сказке»

«Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, кубики, пазлы).

 «Узнай по описанию»

 «Доскажи словечко» (загадки о сказках)

Кубики «Любимые сказки»

Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин»,

Пальчиковые игры: «Репка», «Колобок»,

Игры – драматизации по сказкам «Колобок, «Репка».

 9-11 сентября

Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства. Цельпальчиковыхигр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.Развивать у детей артистические способности, создать психологический комфорт. Умение понимать детей содержание сказки

Дети группы, воспитатель.

Наши любимые мультфильмы.Литературная викторина «Сундучок со сказками».

14-15 сентября

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией.Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге. Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание - организовать досуг детей.

Воспитатель, родители, дети

Комплекс утренней гимнастики:

 «В гостях у сказки»

2 неделя сентября

Способствовать укреплению здоровья детей, развивать двигательную активность детей в процессе комплекса. Создать эмоциональный подъем, развивать организм ребенка. Формировать умение ориентироваться в пространстве, находить свое место в колонне, строиться в пары.

Дети группы, воспитатель.

Чтение художественной литературы:

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Маша и медведь», обр. М.А. Булатова;

«Три медведя»

«Петушок - золотой гребешок»

11-15 сентября

Учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.

Воспитатель, родители, дети

НОД по ФЭМП «Гуси – лебеди»

21 сентября

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Воспитатель, дети.

НОД по рисованию:

«Петушок – золотой гребешок»

НОД по лепке:

«Колобок»

НОД по аппликации

«Репка»

Строительные игры «Построим домики для сказочных героев»

 

Музыкально – ритмические движения: «Колобок», «Бабка – Ежка».

21-25 сентября

Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок: 

- закреплять умение составлять цепочку-рассказ;

- формировать умение узнавать и называть сказки   по иллюстрациям  и героям;

- продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху на картонной заготовке;

-Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

-развивать   мелкую моторику пальцев рук;

-Прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать доброту, отзывчивость, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.

Развивать умение выразительно выполнять музыкально – ритмичные движения, танцы.

Дети группы, воспитатель, родители.

Беседы по сказкам, содержание, проигрывание ситуаций.

28 сентября

Научить детей оценивать ситуации, поступки героев.

Воспитатель, родители, дети

Подвижные игры: «Заинька, попляши», «Пузырь».

29 сентября

Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Развивать у детей быстроту реакции на сигнал.

Воспитатель, дети

Дидактические игры:

 «Расскажи сказку по серии картинок»

«Составь сказку»

«Назови сказку»

Сюжетно – ролевая игра «Доктор Айболит»

Пальчиковые игры: «Сказки», «Теремок»

Игры – драматизации по сказкам «Теремок», «Три медведя»

1-2 октября

Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства. Цельпальчиковыхигр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.Развивать у детей артистические способности, создать психологический комфорт. Умение понимать детей содержание сказки

Воспитатель, дети

НОД по физкультуре «Колобок»

5 октября

упражнять детей в ходьбе и беге, с выполнением заданий;

-упражнять в прыжках из обруча в обруч; упражнять в ползании по туннелю, в ходьбе змейкой между предметами, в ходьбе приставным шагом по канату;

-закрепить умение выполнять общеразвивающие упражнения с предметами (мячами);        

-развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве; воображение;

-развивать умение подражать повадкам лесных зверей;

  -воспитывать доброту, отзывчивость, желание действовать сообща, взаимодействовать в парах; уважительное отношение детей друг к другу;

 -формировать  у детей интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Воспитатель, дети, инструктор по физической культуре.

Подбор, изготовление и приобретение (изготовление) необходимых атрибутов в театральном центре (настольный театр).

6-9 октября

Пополнить уголок театральный необходимыми атрибутами.

Воспитатель, родители.

Интегрированное занятие: «Три медведя» (развитие речи и лепка)

  1. октября

Познакомить с русской народной сказкой «Три медведя».

Формировать умение вести диалог.

 Учить детей эмоционально и активно отвечать на вопросы, вызвать у детей желание использовать слова и выражения из сказки.

Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху на картонной заготовке.

Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление.

Развивать умение отгадывать загадки.

Развивать интонационную выразительность речи.

 Воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу; воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

Дети группы, воспитатель

Показ сказки « Теремок » детям  младшей группы.

9 октябрь

Развивать внимание, связную речь,  память детей.

Воспитатель, родители, дети

Подвижные игры: «Гуси – гуси», «У медведя во бору».

7-8 октября

Развитие двигательной и речевой активности детей

Воспитатель, дети

          НОД по рисованию:

 «В гостях у солнышка»

НОД по лепке:

«Встреча зайца и колобка»

НОД по аппликации

«Сказочный домик – теремок»

Конструирование

«Кроватки для трех медведей»

Музыкально – ритмичные движения «Бабка – Ежка»

12-16 октября

Закрепить знания детей о содержании сказок: «В гостях у солнышка»,«Заюшкина избушка»«Три медведя»; 

- закреплять умение составлять цепочку-рассказ;

- формировать умение узнавать и называть сказки   по иллюстрациям  и героям;

- продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху на картонной заготовке;

-развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

-развивать   мелкую моторику пальцев рук;

-прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать доброту, отзывчивость, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Воспитатель, дети

Чтение художественной литературы:

«Лисичка - сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова

«Пузырь, соломинка и лапоть»

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;

19-23 октября

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

Формирование навыка нравственной оценки произведения.

Развитие способности к сопереживанию героям.

Воспитатель, дети

Подбор и изготовление необходимых костюмов в театральный уголок.

26-30 октября

Учить согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.Тренировать координацию, мелкую моторику. Развивать эстетический вкус.Оснащение предметно – развивающей среды.

Воспитатель, родители

Заучивание ролей и подготовка к драматизации

26-30 октября

Способствовать развитию диалогической речи;

Совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с прилагательными, глаголами и числительными;

развитие навыков словообразования и словоизменения.

Развитие связного речевого высказывания; восприятия, внимания, мышления;

 Выработка четких координированных движений во взаимодействии с  речью;

Развитие целостного восприятия русской народной сказки;
 продолжать развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре- драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей; развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение.

Создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

Воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

 Подготовить костюмы, атрибуты

Воспитатель, родители

Интегрированное занятие: «Сказки дедушки Корнея» (развитие речи и аппликация)

НОД «В гостях у сказки»

2ноября

Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить детей эмоционально воспринимать содержание произведений К. Чуковского, понимать их нравственный смысл.

 Закреплять знания  о сказках К. Чуковского, учить узнавать сказки по отрывкам, по иллюстрациям. Учить отвечать на простейшие вопросы, активизировать речь детей.

Упражнять в звукоподражании, четком произнесении звуков в слогах.

Воспитатель, родители, дети

НОД по ФЭМП: «Стоит в поле теремок»

11 ноября

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользовать выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Упражнять в счёте до пяти. Учить различать геометрические фигуры. Формировать умение различать количество звуков на слух. Закреплять понятие «длинный-короткий», закреплять цвета, развивать внимание память, фантазию.

Воспитатель, родители, дети

Чтение и подбор иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского

3 ноября

Подобрать иллюстрационный материал для ознакомления детьми.Оснащение предметно – развивающей среды.

Воспитатель, родители

 

Чтение художественной литературы:

«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;

Х.К. Андерсен «Дюймовочка»,

«Три поросенка»  пер. С. Михалков

3-6 ноября

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.

Воспитатель, родители, дети

Беседы по сказкам, содержанию, проигрывание ситуаций.

В течение месяца.

Научить детей оценивать ситуации, поступки героев

Воспитатель, родители

 НОД по рисованию:

 «В гостях у солнышка»

НОД по лепке:

 «Подарки для колобка»

НОД по аппликации

 «Чудо – дерево»

9-13 ноября

 Закрепить знания детей о содержании сказок

- закреплять умение составлять цепочку-рассказ;

- формировать умение узнавать и называть сказки   по иллюстрациям  и героям;

- продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху на картонной заготовке;

-развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

-развивать   мелкую моторику пальцев рук;

-прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать доброту, отзывчивость, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

 Воспитатель, родители, дети

Подбор и приобретение (изготовление) необходимых атрибутов в театральном центре (пальчиковый театр)

16-20 ноября

Пополнить пальчиковый театр необходимыми атрибутами.Оснащение предметно – развивающей среды.

Воспитатель, родители

Показ контрольно - итогового мероприятия «Литературно-театральное представление   «По страницам сказок К.И. Чуковского»

20 ноября

Развивать внимание, память детей

Воспитатель, родители, дети

Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж»

23 ноября

Развивать графические навыки у детей. Развивать эстетический вкус

Воспитатель, родители, дети

Чтение художественной литературы:

«Красная шапочка» Ш. Перро,

«Доктор Айболит», «Федориногоре», «Чудо – дерево», «Путаница», «Муха – цокотуха», «Краденое солнце» К. И. Чуковский

23-27 ноября

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

 Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

Воспитатель, родители, дети

Дидактические игры:

«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя).

«Из какой сказки волшебная вещь?»

26 ноября

Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства. Учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя.

Воспитатель,дети

Заучивание ролей и подготовка к драматизации

(оформление масок-шапочек).

23-28 ноября

Развивать внимание, память детей.

Развивать монологическую речь, общую моторику

Воспитатель, родители, дети

Наши любимые мультфильмы.

В течение месяца.

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

Воспитатель, дети

Интегрированное занятие «Путешествие в страну сказок» (развитие речи и лепка)

         3 декабря

Развитие связной речи через устное народное творчество.

Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок; 

- формировать умение узнавать и называть сказки   по иллюстрациям  и героям;

- продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху на картонной заготовке;

-развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

-развивать   мелкую моторику пальцев рук;

-прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать доброту, отзывчивость, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Воспитатель, дети

Показ на фланелеграфе сказки «Теремок».

2 декабря

Развивать внимание, память детей.

воспитатель,  дети

Выставка совместных с родителями работ по сказкам.

11декабря

Развивать графические навыки у детей, мышление, моторику. Развивать эстетический вкус

воспитатель, родители, дети

   НОД по рисованию:

 «Избушка для трех медведей»

     НОД по лепке:

«Избушка для зайчика»

          7,10 декабря

воспитатель, дети

Чтение художественной литературы:

«Бычок — черный бочок, белые копытца»;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой. 

«Пых» белорусская сказка, обр. Н. Мялика;

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

8 декабря

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

Формирование навыка нравственной оценки произведения.

Развитие способности к сопереживанию героям.

воспитатель, дети

«Наши любимые мультфильмы» -просмотр мультфильмов.

7-11 декабря

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

воспитатель, дети

Беседы по сказкам, по их содержанию, проигрывание ситуаций.

10 декабря

Научить детей оценивать ситуации, поступки героев.

воспитатель,дети

Динамические паузы: «Буратино», «Колобок», «Мышка»

15-16 декабря

Создание положительного настроя, пробуждение интереса и переключение внимания детей на другой вид деятельности, а так же коррекция психофизических функций. Снять повышенное мышечное напряжение и переключить внимание. Способствовать развитию подвижности артикуляционного аппарата, раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

воспитатель,дети

Открытый показ сказки «Гуси-лебеди»

Презентация результатов деятельности по проекту

май

Пополнить театр необходимыми атрибутами, костюмами, декорациями

Развивать внимание, память детей, дикцию.

воспитатель, дети

НОД по физкультуре: «Кто в теремочке живет?»

18 декабря

Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве; воображение;

-развивать умение подражать повадкам лесных зверей;

  -воспитывать доброту, отзывчивость, желание действовать сообща, взаимодействовать в парах; уважительное отношение детей друг к другу;

 -формировать  у детей интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.

воспитатель, инструктор по физической культуре, дети

Подвижные игры: «Бабушка Маланья», «Водяной»

12 декабря

Развивать общие движения, воспитывать слуховое внимание.

воспитатель, дети

Изготовление книжек-самоделок по любимой сказке ребенка.

14-18 декабря

Совершенствовать навыки детей и родителей изготовления книг-самоделок.

воспитатель, родители, дети

Подражательные движения, характерные для животных: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петушок и др. )

14-18 декабря

Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве; воображение;

-развивать умение подражать повадкам лесных зверей;

  -воспитывать доброту, отзывчивость, желание действовать сообща, взаимодействовать в парах; уважительное отношение детей друг к другу;

 -формировать  у детей интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.

воспитатель,дети

Презентация книг-самоделок перед другими детьми и родителями. Подготовка альбома «Наши любимые сказки».

 Фотоотчет «Мы-артисты». Выставка рисунков «В мире сказок»

21-25 декабря

Ознакомление детей и взрослых с подобранными материалами

воспитатель, родители, дети

Презентация проекта «По дорогам сказок»

28 декабря

Раскрытие творческого потенциала детей, воспитание творческой направленности личности, развитие воображения; 

воспитатели

Ожидаемые  результаты и социальный эффект:

Предполагается, что по итогам реализации проекта будут получены различные результаты, как связанные с личностными изменениями воспитанников и педагогов, так и с созданием инновационной образовательной модели.

Результат

Индикатор

Для социума

Повысится уровень активности детей, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач

Положительная динамика  (данные мониторинговых замеров)

Успешная социализация  и высокий уровень  сформированности нравственных представлений у дошкольников на выходе в школу

Положительная динамика

Родители станут активными участниками образовательного процесса.

100%

Для участников образовательного процесса

Создание системы работы по формированию нравственных представлений детей

Наличие перспективного плана, учебно-дидактического комплекса

Развитие образовательной среды по формированию нравственных представлений детей

Наличие в банке данных дидактических и методических образовательных ресурсов по интеграции образовательных областей «Здоровье», «Познание»,«Социализация»

Эффективное использование модели работы по формированию нравственных представлений

Проведение открытого семинара для участников образовательного процесса Наличие мониторинга

Повышение уровня компетентности воспитанников: - высокий уровень сформированности нравственных представлений;

Положительная динамика Не менее 70%

Результативное участие воспитанников в конкурсах, смотрах и т.д.

Ежегодное наличие призеров  (дипломантов, лауреатов)   конкурсов, смотров

Создание информационной поддержки участников образовательного процесса.

Наличие банка данных по данной теме

Проведение просветительских мероприятий по вопросам интеграции образовательных областей для участников образовательного процесса.

Круглый стол для родителей   (1 раз в год)

Достижение педагогом  высокого уровня квалификации в вопросах применения интегрированного подхода в образовательном процессе

Удовлетворенность собственной профессиональной деятельностью; изменение к целям и результатам собственного труда;  способность оценивать не только учебные результаты, но и личностный рост, различные

достижения как образовательные результаты;  расширение сферы профессиональной и личностной самореализации через вовлечение в новые виды образовательной деятельности

Создание методических рекомендаций

3 методические рекомендации по каждому возрасту

Создание  диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень сформированности нравственных представлений и уровень их личностной динамики

Диагностический инструментарий по образовательным областям

Удовлетворѐнность родителей образовательным процессом в дошкольном учреждении

Положительная динамика

Памятки родителям

На каждого родителя

Рекомендации педагогам

30 экземпляров

Электронное СМИ «Образовательный форум»

Статья «Роль русской народной сказки в воспитании дошкольников».

Публикации опыта работы  на сайте детского сада, в других интернет-ресурсах

Опыт работы опубликован на сайт

Презентация по итогам реализации проекта

Проект «По дорогам сказок»

Для  выявления  уровня   знаний  была проведена диагностикапо сформированности речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, насколько развиты навыки общения, обследовано формирование диалогической и монологической форм речи.

Показатели достижений детей в средней группе на начало проектной деятельности

Достижения (чем овладевают дети)

Показатели достижений детей

Знакомство (повторение) с русскими народными сказками: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и лиса» (узнавание сказок и пересказ эпизодов).

В процессе разыгрывания сказки взрослым (настольный, кукольный театр) узнают сказку и могут пересказать ее небольшой эпизод.

Подбор заместителей к персонажам сказки и ее разыгрывание.

Самостоятельно выбирают заместители персонажей сказки и разыгрывают ее по ходу рассказывания взрослым.

Подготовка игровой площадки для проведения игры-драматизации.

Размещают условные заместители персонажей и декораций на игровой площадке, соблюдая пространственно-временные отношения (при этом каждый ребенок раскладывает один заместитель).

Использование элементов символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.

Используют цвет для обозначения своего отношения к персонажам сказки.

Показатели достижений детей в средней группе на заключительном этапе проекта

Достижения (чем овладевают дети)

Показатели достижений детей

Знакомство со сказками: «Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «У солнышка в гостях», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и др. (узнавание сказок и пересказ эпизодов).

В процессе разыгрывания сказки взрослым (настольный, кукольный театр), просмотре иллюстраций, прослушивании небольших отрывков и др. узнают сказку и могут пересказать ее небольшой эпизод.

Подбор заместителей к персонажам сказки и ее разыгрывание.

Самостоятельно выбирают заместители персонажей сказки и разыгрывают ее по ходу рассказывания взрослым.

Подготовка игровой площадки для проведения игры-драматизации.

Размещают условные заместители персонажей и декораций на игровой площадке, соблюдая пространственно-временные отношения (при этом каждый ребенок раскладывает один заместитель), распределяют роли и следуют сюжету сказки при ее разыгрывании.

Использование элементов символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.

Используют цвет, пентаграммы, выразительные движения, мимику для обозначения своего отношения к персонажам сказки.

В результате проведенного мониторинга были выявлены следующие результаты:

В средней группе № 9 было продиагностировано 24 ребенка, из них высокий уровень  иметь 15 детей, что составило 62%, средний уровень – 9 детей, что составило 38%, низкий – 0 детей – 0%.

Анализируя результаты мониторинга экспериментальной (участник проекта) и контрольной групп, можно сделать вывод о том, что работа по реализации проекта принесла видимые результаты развития детей в области ознакомления детей с сказками и развития речи дошкольников: дети научились быстро узнавать и называть знакомые сказки; пересказывать сказки и небольшие эпизоды; подбирать заместители к персонажам сказки и разыгрывать ее; подготавливать игровую площадку для проведения игры-драматизации; использовать элементы символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.

Реализация проекта:

 В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности,   здоровье сберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи. Я считаю, что основная цель проекта - формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки - была достигнута.

На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен перспективный план мероприятий для детей, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству.

Основной этап проектной деятельности длился четыре месяца. На всех занятиях по всем образовательным областям я использовала разнообразные сказочные сюжеты, знакомые детям. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; дети стали называть писателей – сказочников, повысилась речевая активность. Из дома дети приносили свои любимые книги со сказками и рассказывали о них. У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Исполняемая роль, произносимые реплики ставили детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность вызывала у детей особый восторг. Все дети желали надеть маску и костюм и превратиться в того или иного сказочного персонажа. Даже робкие и стеснительные дети стали принимать активное участие в театрализованной деятельности.

С особой гордостью дети показывали для детей группы сказку «Колобок», «Гуси-лебеди». Они чувствовали себя настоящими артистами. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогало преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще объединялись для обыгрывания той или иной сказки.

Закреплению представлений о сказках способствовали занятия по изо деятельности. В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» применяла традиционные и нетрадиционные техники рисования (ладошками, пальчиками, рисование на манной крупе). В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали цветными карандашами, восковыми мелками сказочных героев, раскрашивали раскраски, распечатанные родителями. Регулярно устраивались выставки поделок и рисунков детского творчества. Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Моя любимая сказка» и с гордостью показывали свои рисунки детям и воспитателям и рассказывали о своей любимой сказке.

На заключительном этапе обобщить полученные знания по теме помогла викторина по сказкам.Все воспитанники были активными в ответах, поэтому каждый участник получил в награду сказочную медаль.

В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители.Особую роль в работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснялась значимость семейного чтения, подчеркивалась его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений.  Для родителей были оформлены папки – передвижки о видах театра, о роли сказки в развитии и воспитании ребенка, было проведено анкетирование о том, какие книги родители дома читают детям, есть ли в домашней библиотеке сказки. Чтение сказок стало доброй семейной традицией во многих семьях. Благодаря родителям предметно – развивающая среда группы пополнилась новыми видами театров (пальчиковый, разные виды настольных театров, театр ложек). Работы оказались оригинальными и неповторимыми. Была организована выставка поделок, сделанных руками родителей «Театр своими руками», подготовлена театральная постановка для детей музыкальный спектакль «Колобок », альбом с рисунками детей, размещена информация для родителей  с результатами и фотографиями проекта.

 Дети стали чаще инсценировать сказки, используя новые виды театров.

Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки, однако, понять её мудрость самостоятельно им удаётся не всегда, на помощь ребёнку должны прийти взрослые.

Сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Таким образом, анализируя проектную деятельность, мы можем утверждать, что этот метод вполне возможен при использовании работы со сказками. Ведь сказки это не только чтение, слушание, но это и драматизация, и игра и многие другие виды деятельности. Которые плавным образом будут сочетаться в деятельности, как и ребенка, так и взрослого.

Дошкольники закрепили умения и навыки при работе с цветными карандашами, пластилином, ножницами, отображали своих героев сказок в сюжетных иллюстрациях.
При поддержке родителей пополнили уголок книги сказками.
Опыт работы над проектом «Мы – маленькие сказочники» был представлен на педагогическом совете в ОДО.

Внимание дошкольников удержать очень трудно, но используемые технологии, методы и приемы работы позволили достигнуть хороших результатов. По результатам мониторинга, полученного в ходе викторины «Что мы знаем о сказках?», 60% детей имеют высокий уровень усвоения материала, 15 % детей имеют уровень усвоения материала – выше среднего, 25% детей имеют  средний уровень.   80 % родителей приняли активное участие в реализации проекта. В результате работы над проектом я повысила и своё профессиональное мастерство.

Контрольно – измерительные материалы:

Сформированный уровень знаний детей по теме проекта можно определить с помощью викторины «Что мы знаем о сказках?» (см. приложение), с помощью игры: «Из какой сказки герой», «Собери картинку», «Расскажи сказку», отгадывания загадок.

Перспективы развития проекта:

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучению с помощью освоения детьми духовного богатства народа, его культурно – исторического опытапосредством сказки и во взаимодействии детского сада и семьи.

В дальнейшем будет продолжена работа:

 - по созданию программы по формированию нравственных представлений посредством сказки у дошкольников среднего дошкольного возраста;

 - расширению  и обновлению содержания учебно-дидактического комплексадля детей дошкольного возраста.  

Для педагогических работников: методические разработки – конспекты занятий, сценарии мероприятий, картотеки игр и динамических пауз.

Для детей: фотоальбомы, книжки - малышки, альбом с рисунками и иллюстрациями к сказкам, маски к играм и спектаклям,фигурки-персонажи иатрибуты для театрализованных игр к сказкам изготовленные родителями.

Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.

Для родителей (законных представителей): консультации: «О роли родителей в развитие речи ребенка», «Играйте вместе с детьми», «Как устроить домашний театр для детей», «Театрализованная деятельность», «Как устроить домашний театр для детей», «Развитие речи дошкольников в игре», «Как читать детям сказки», «Роль сказки в жизни детей-дошкольников».

Проект носит цикличный характер. Для продолжения работы в рамках проекта выбирается рассказы или поэзия.

Программно – методическое обеспечение:

  1. Алексеева, М. М. Методика работы с художественной литературой в детском саду[Текст] // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие. – М., 1998. 78с.
  2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
  3. Венгер, Л. О чем рассказывает сказка [Текст]// Дошкольное воспитание. – 1992, № 2.С. 17-21
  4. Гербова, В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет.[Текст] Изд-во Мозаика-Синтез, Москва, 2006. – 234 с.
  5. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения [Текст]/ А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева – Спб.: Питер, 2012. – 345с.
  6.  И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
  7.   Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г.
  8.  Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
  9. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  10. Расскажи мне сказку: Литературные сказки для детей. Книга для воспитателей детского сада, детей младшего школьного возраста, родителей [Текст]/ Сост. Э.И.Иванова. — М.: Просвещение, 1993. – 464 .
  11.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». - М.: АРКТИ,
  12. CD – диск «Виртуозы мировой классической музыки» Часть 1. Изготовитель ООО «Stereolife» Россия, г. Москва.
  13.  CD – диск «77 лучших песен для детей». Детское музыкальное издательство «ТВИК» (оформление) 2007 г.
  14. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "По дорогам сказок"

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспит...

Презентация проекта"По дорогам сказок"

Проект по театральной деятельности « По дорогам сказок», целью которого было развивать творческие  способности  и духовно-нравственные качества у дошкольников по  средствам  театра...

Проект "по дорогам сказок"

У каждого из нас внутри талант таитьсяИ очень важно в детстве дать ему раскрыться...

Проект "По дорогам сказок Чуковского"

Разработанный мной проект развивает коммуникативные способности детей  дошкольного возраста, развивает свзную речь, памть ,развивает творческие способности детей при драматизации отрывков из прои...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Проект " По дорогам сказок"

Содействовать развитию познавательной  сферы  детей, обогащать словарь....

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...