Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией.
статья по логопедии
Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребёнка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несёт ещё и компенсаторную нагрузку.
У детей с дизартрией интонационно-выразительная окраска речи резко снижена, что обусловлено наличием очаговой неврологической симптоматики. В существующих методиках по коррекции дизартрии исследования носят фрагментарный характер, который не уделяет проблеме должного внимания. В связи с этим, предлагаю вам серию заданий по развитию просодической стороны речи (физических характеристик голоса: силы, высоты, художественного тембра; темпа и ритма высказывания; интонационного рисунка фразы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать и активно над ней работать, т.к она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения. Большинство проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе общения, возникает в контексте резко выраженных трудностей реализации ритмико-интонационного оформления высказывания. Это обусловлено тем, что нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение письма и чтения.
Для развития просодики (физических характеристик голоса: силы, высоты, художественного тембра; темпа и ритма высказывания; интонационного рисунка фразы) предлагается следующая серия заданий:
Задания I вида – развивать умения воспринимать физиологические характеристики чужого голоса и воспроизводить их в собственной речи.
- Восприятие детьми уровня громкости (силы) голоса. Можно предложить два стихотворных текста, смысловое содержание которых предопределяет громкость прочтения. Инструкция «Я прочитаю текст два раза. Ты должен внимательно послушать и сказать, когда (в первый или во второй раз) текст был прочитан правильно – тихо или громко. Объясни, почему этот текст нужно читать громко или тихо?».
Примеры стихотворных текстов:
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад.
Тише-тише, тише-тише:
По полу крадутся мыши,
Мимо крепко спящей кошки,
Чтоб собрать от хлеба крошки.
- Восприятие детьми изменения громкости (силы) голоса. Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть по порядку цифры. Ты должен определить, какие цифры я назвала громким голосом, какие – обычным (средним по громкости) голосом, а какие – тихим голосом?»
- Восприятие детьми высоты голоса. Инструкция: «Я прочитаю текст два раза. Ты должен внимательно послушать и сказать, когда (в первый или во второй раз) текст был прочитан правильно – высоким или низким голосом. Объясни, почему этот текст нужно читать высоким голосом или низким голосом?».
Примеры стихотворных текстов:
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.
Солнышко, солнышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают!
- Восприятие детьми изменений высоты голоса. Инструкция 1: «Я буду называть по порядку дни недели. Ты должен определить, какие дни я называла высоким голосом, а какие – средним по высоте голосом, а какие – низким голосом?»
Инструкция 2: «Я прочитаю текст два раза. Ты должен внимательно послушать и сказать, когда (в первый или во второй раз) текст был прочитан правильно».
Примеры:
(низкий голос)
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
(высокий голос)
Прямо в мишку угодила.
Застонал, заохал мишка –
На носу вскочила шишка.
«Объясни, почему этот текст нужно читать вначале низким голосом, а в конце высоким голосом (вначале высоким, а в конце низким голосом)?».
- Восприятие детьми изменений (художественного) тембра голоса. Предлагается картинка с изображением домика на лесной полянке и трёх зверей – мышки, зайца и медведя.
Инструкция: «Послушай текст и выполни задание:
На лесной полянке в домике жили три друга – мышка, заяц и медведь. Целый день они были заняты различными делами, а вечером садились на крылечке и рассказывали, что за день сделали. «Я на поле зерно собирала, в мешок складывала и домой несла», - говорила мышка высоким тонким голоском. «Я на огороде капусту и морковку собирал» - говорил заяц обычным голосом. «А я сегодня нашёл дупло с пчёлами. Мёду собрал целую кадушку. На всю зиму хватит» - говорил медведь низким грубым басом. Вот как-то вечером, когда все звери легли спать, постучался им в дверь заблудившийся в лесу ёжик и спросил: «Кто в домике живёт?» Звери ответили ёжику по очереди. Послушай голоса зверей и помоги ёжику определить, кто отвечал первым, кто вторым, а кто третьим».
Педагог произносил фразу: «Я в этом домике живу. А ты кто и зачем пришёл?», изменяя тембр голоса в соответствии с каждым героем текста. Ребёнок называл сказочного героя, которого он узнал по голосу.
Аналогичные задания предлагались на материале сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Инструкция: «Покажи на картинке (или назови), кто так говорит…».
- Возможность использования детьми в собственной речи голоса различной громкости. Инструкция: «Представь, что сейчас за дверью стоит твой друг (имя). Позови его громким (тихим, обычным) голосом, произнося фразу: «Имя, открой дверь и войди в комнату».
- Возможность изменения громкости голоса детьми в собственной речи. Инструкция: «Посчитай от одного до пяти (до десяти). Начинай считать громко, заканчивай счёт тихим голосом. (Начинай считать тихо, заканчивай счёт громким голосом)».
- Возможность использования детьми в собственной речи голоса различной высоты.
Инструкция: «Попроси у меня карандаш. Говори высоким (низким, обычным) голосом, произнося фразу «Дайте мне, пожалуйста, карандаш».
- Возможность изменения высоты голоса детьми в собственной речи. Инструкция: «Посчитай от одного до пяти (до десяти). Начинай считать высоким голосом, заканчивай счёт низким голосом. (начинай считать низким голосом, заканчивай счёт высоким голосом).
- Возможность использования детьми в собственной речи различного (художественного) тембра голоса. Работа проводится на материале сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Ребёнку предлагается самостоятельно проговорить голосом одного из сказочных героев заданное предложение. Если ребёнок не может самостоятельно справиться, то задание выполняется по образцу, воспроизведённому педагогом. Инструкция: «1) Скажи голосом Иванушки… 2) Слушай внимательно. Я скажу голосом Бабы Яги, а ты повтори за мной…»
Задания II вида – работа над темпом и ритмом речи.
- Развитие способности воспринимать и выделять акцентированный (ударный) слог в слоговом ряду, в словах, простых по слоговой структуре; акцентированного слова в предложении.
- Педагог произносит двух-, трёх- и четырёхсложные ряды (состоявшие из слогов типа СГ), выделяя голосом один слог, затем просит ребёнка отхлопать слоговой рисунок, выделяя более громким хлопком акцентированный слог и повторить слоговой ряд вслух (ПА – ПА’ – ПА).
- Педагог проговаривает двусложные, трёхсложные и четырёхсложные слова, акцентируя внимание ребёнка на ударном слоге. Ребёнок должен воспроизвести ритмический рисунок слова при помощи отстукивания или отхлопывания и повторить слово, выделяя голосом ударный слог (па’па, река’, рука’, ве’шалка, коро’ва, молоко’ и т.п.)
- Педагог предъявляет ребёнку предметные картинки (названия которых состоят из двух, трёх и четырёх слогов, без стечения и со стечением согласных) и предлагает назвать их, выделяя голосом ударный слог (о’кна, гво’зди, коньки’, ба’бочка, авто’бусы, велосипе’д и т.п.)
- Педагог произносит фразу (из двух, трёх и четырёх слов) с акцентированным (выделенным более сильным, интенсивным голосом) словом и просит ребёнка назвать выделенное слово, а затем повторить фразу, выделяя голосом это же слово (Мама заснула. Гости ушли. У Тани мама работает в школе. Мой щенок ещё маленький.).
- Педагог повторяет одну и ту же фразу (из двух, трёх и четырёх слов), каждый раз выделяя голосом новое слово; после каждого предъявления ребёнок должен определить и назвать акцентированное слово, а затем повторить фразу в соответствии с заданным образцом (На улице холодно. Даша рисует дом. Мама сварила вкусный суп. Наконец пришла долгожданная весна).
- Развитие восприятия и возможности изменения темпа речи.
А) Восприятие различного темпа и изменений темпа речи.
- Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду перечислять месяцы. Ты должен определить, как я говорила – медленно, быстро или в нормальном, обычном темпе?».
- Предлагаются стихотворные тексты, смысловое содержание которых предопределяет темп прочтения. Инструкция: «Я прочитаю текст два раза. Ты должен внимательно послушать и сказать, когда (в первый или во второй раз) текст был прочитан правильно – быстро или медленно. Объясни, почему этот текст нужно читать быстро или медленно?».
Прыг, скок, на листок,
А потом – на цветок.
А потом – на сучок.
Прыг, скок, прыг, скок.
Кто это? – Кузнечик.
Кто так медленно ползёт,
Дом свой на себе несёт?
Проползёт ещё немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползёт … улитка!
- Инструкции: «Слушай внимательно. Я буду считать от одного до десяти. Ты должен определить, когда я говорила медленно, а когда быстро: в начале или в конце счёта?».
- Предлагалось прослушать стихотворный текст, прочитанный с изменением темпа речи, и определить, когда текст проговаривался медленно, а когда – быстро (в начале, середине или конце текста).
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Всё быстрей, бегом, бегом!
Карусель кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два –
Вот и кончилась игра.
Б) Воспроизведение различного темпа и изменений темпа речи.
- Инструкции: 1) «Посчитай от одного до пяти (до десяти) быстро (медленно)». 2) «Посчитай от одного до десяти быстро, а от десяти до одного медленно». 3) «Назови дни недели. Говори быстро (медленно)». 4) «Посчитай от одного до пяти (до десяти). Начинай счёт медленно (быстро), заканчивай счёт быстро (медленно)».
- Предъявляется сюжетная картинка и предлагается составить предложение. Затем нужно произнести это предложение в быстром, медленном и среднем темпе.
Задание III вида – изучение мелодико-интонационного компонента.
- Исследование понимания эмоционального оттенка (или основного тона) высказывания.
- С опорой на картинку. Педагог читает вслух текст с различной эмоциональной окраской (радостью, грустью) и ребёнок, глядя на картинку, отражавшую сюжет, должен определить, какое эмоциональное настроение передаётся в тексте. Инструкция: «Слушай внимательно. Скажи, как я прочитала – радостно или грустно, печально?»
ВЕСНА: После долгой зимы, наконец, наступила весна. Выглянуло яркое, ослепительное солнце. Под его лучами закапали сосульки. Расчирикались воробьи. Капель и птичий щебет – замечательная весенняя музыка!
У ОКНА: Маленький Дима стоит у окна. По стеклу за окном текут дождевые струи – на улице идёт сильный дождь. Гулять сегодня нельзя. Мама и папа на работе, бабушка что-то готовит на кухне, ей некогда поиграть с Димой. А одному играть неинтересно. Скучный сегодня день.
- Без опоры на наглядность. Педагог читает в слух текст с различным эмоциональным оттенком (радостью, грустью) и ребёнок самостоятельно должен определить, какой эмоциональный оттенок передаётся в тексте. Инструкция: «Слушай внимательно. Скажи, как я прочитала – радостно или грустно?»
Дождик бежит по траве
С радугой на голове.
Дождика я не боюсь,
Весело мне, я смеюсь.
Мне слышится кукованье кукушки.
Месяц из облака выставил ушки.
Запах росы и сена нагретого.
А мне почему-то грустно от этого…
- Исследование восприятия и воспроизведения различных интонационных типов высказывания (повествовательных, вопросительных, восклицательных).
А) Восприятие и понимание интонационных типов высказывания. Выдаются три карточки разного цвета: белая обозначала повествовательную интонацию; синяя – вопрос; красная – восклицание. Инструкция: «Я буду говорить разные предложения, а ты слушай внимательно. Если в предложении о чём-то спрашивается, то ты должен показать синюю карточку. Если я просто о чём-то говорю ровным спокойным голосом, то ты показываешь белую карточку. Если я сильно чему-то удивляюсь, сержусь, радуюсь, или настоятельно прошу, что-то выполнить, мой голос становится более громким и сильным – я восклицаю или побуждаю, то ты должен показать красную карточку».
- Высказывания, разные по форме и интонации. (Разные по интонации высказывания предъявляются в разной последовательности).
На небе тучи, скоро пойдёт дождь. Завтра мы пойдём в кино. Мама пошла в магазин. (Белая карточка) Что ты делал сегодня утром? У тебя много друзей? У тебя есть домашние животные? (Синяя карточка) Новый Год – замечательный праздник! Как весело кататься на горке зимой! Обманывать плохо! Не грустите, улыбнитесь! Переходя дорогу, будьте внимательны! (Красная карточка).
- Высказывания, разные по интонации, но одинаковые по форме.
Завтра мы пойдём в кино. (БК) Ты летом поедешь на море? (СК) Завтра мы пойдём в кино! (КК) Ты летом поедешь на море. (БК) Завтра мы пойдём в кино? (СК) Ты летом поедешь на море! (КК)
Б) Воспроизведение различных по интонации высказываний.
- Перед ребёнком помещается игрушечный медвежонок. Инструкция:
«Мишка только что позавтракал. Спроси у мишки, убрал ли он со стола посуду. Скажи мишке строгим голосом, чтобы он вымыл посуду. Скажи мне, как мишка вымыл посуду – хорошо или плохо. Похвали мишку за то, что он такой аккуратный и старательный».
(Мишка, ты убрал со стола посуду? Мишка, вымой посуду! Мишка хорошо вымыл посуду. Мишка, ты молодец!)
- Педагог предлагает ребёнку на слух фразу и просил произнести её с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
У Кати сегодня День Рождения. Дима очень любит мороженое. Щенок утащил тапочки. Завтра Миша идёт в зоопарк.
- Педагог предъявляет ребёнку картинку (Девочка разбила вазу. В лесу мальчики нашли ежа. Дети катаются на лыжах.) и просит составить предложение о том, что на ней изображено. Затем ребёнок должен произнести свою фразу с разной интонацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....
Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией
Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией....
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....
Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте ставятся такие задачи как правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собст...
Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4-5 лет.
На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся о...
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...