Мастер-класс для педагогов «Использование игр и упражнений для развития ритмической стороны речи дошкольников»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Представленный материал поможет познакомить педагогов с примерами игр и упражнений для развития ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое ритм?
Основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природой, дыханием. К. Станиславский
Упражнения на переключение
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему
«Использование игр и упражнений для развития ритмической стороны речи дошкольников»
Цель: трансляция педагогического опыта использования игр на развитие ритмической стороны речи в работе с дошкольниками.
Задачи:
- показать значимость применения игр для развития ритмической стороны речи в образовательной деятельности с детьми;
- познакомить педагогов с примерами игр и упражнений для развития ритмической стороны речи;
- создать условия для профессионального совершенствования педагогов.
Оборудование: раздаточный материал по количеству участников: ритмические карточки, деревянные палочки, ложки, кубики, камушки стеклянные и пластиковые, грецкие орешки, звучащий молоточек; кинезиологические мешочки, аудиозаписи игр на ускорение «Руки, плечи, уши, нос», аудиоколонка, куб с кружочками.
Ход:
1. Вводная часть.
Добрый час, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе! Для начала я хочу спросить у вас, что такое ритм? (Это последовательное чередование чего-либо) А где встречается ритм в нашей жизни? Вы правы! (слайд 2,3,4)
2. Основная часть
«Основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природой, дыханием» К. Станиславский
Ритм – широкое понятие. Есть ритм смены частей суток, времён года…Ритм сердца, дыхания, речи, ходьбы. Ритм даёт движение, жизнь. Если на минутку представить, что ритма нет, остановится жизнь, время, развитие.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других речевых способностей.
От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи. Работа над ритмом является одним из самых важных направлений коррекции в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР, ведь у них часто эта способность бывает нарушена.
С целью профилактики речевых нарушений развитием чувства ритма рекомендуется заниматься как можно раньше и в доступной для дошкольников форме: в различных ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры в продуктивной деятельности. (слайд - упражнения на переключение)
Большое значение для развития ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Допускается отстукивание ритма ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания.
Я предлагаю вам сегодня узнать, как можно просто и интересно работать над развитием ритма у детей дошкольного возраста.
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы.
- Сначала берем простые ритмы, затем сложные. Их можно отхлопать,
протопать, отстучать каким-то предметом. Давайте посмотрим на предметы, которые находятся у вас на столах. Выберите понравившийся вам предмет: палочки, орешки, камушки, ложки, звучащий молоточек и др.
(Дать пример ритмов: ** ***; *** ** и др.)
А сейчас выберите любую карточку с ритмическим рисунком и отстучите ритм. (Участники выполняют задание).
- Далее предлагаются ритмические задания с использованием ударения
- (сильный хлопок, удар) для выделения части ритмического рисунка (на слайде + карточки). (Участники выполняют задание). Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Параллельно развивается способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи.
Пример: Та тату татату
Тата тата татата
- Игра «Передай привет»
Нужно встать по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передаем заданное количество ударов в заданном ритме (на карточках), затем отвечаем на вопросы. Инструкция: «Передай привет правильно». Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?».
- Игра с кинезиологическими мешочками (в кругу)
Далее предлагаю поиграть в игру с кинезиологическими мешочками (с разными наполнителями). Упражнения даются от простого к сложному.
Что можно развить с их помощью дополнительно?
- координация рука-глаз
- внимательность
- ловкость и точность движений.
Предлагаю сделать подготовительное упражнение: походить с мешочком, спина прямая.
- Встанем в круг, ноги на ширине плеч, спина прямая, не наклоняемся, следим глазками. Правило: мешочек не роняем. Возьмем по мешочку любого цвета в правую руку, будем подбрасывать и ловить мешочек сначала правой рукой, затем левой. Далее можно двумя руками одновременно. (Задания: проговорить слоговые цепочки, подбрасывая мешочек: па-ба-па)
Индивидуально: Сейчас будем перекладывать мешочек из своей правой руки в свою левую руку под счет: 1- перекладываем мешочек из правой руки в левую, 2 – правая рука возвращается обратно, 3 – мешочек перекладываем в правую руку, 4 – левая рука возвращается обратно. (Образец логопеда) Можно медленно, затем быстро. Добавляем речь: слоги (ла, ла, ла и др.)
- Работа в парах. Возьмите по мешочку в правую руку, передаем мешочек товарищу по кругу. Под счет: 1 – передаем мешочек партнеру в левую руку, 2 – правая рука возвращается обратно, 3 – мешочек перекладываем в правую руку, 4 – левая рука возвращается обратно и т.д. Добавляем речевые задачи (повторение слогов, слов, чистоговорок). Затем передаем в другую сторону.
- В кругу передавать мешочки против часовой стрелки под счет. Мешочек в правой руке. На счет 1 – передаем мешочек соседу, 2 – перекладываем из своей левой руки в правую руку и т.д. по кругу. Повторяем слоги (например: са-са-са-са…)
Усложняем: проговариваем чистоговорку:
Ла-ла-ла- высокая скала,
Ло-ло-ло – в саду у нас тепло,
Лы –лы-лы- чистые полы.
Можно проговаривать стихотворение:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
4. Музыкальные игры с ускорением
Что тренируем такими играми?
координацию,
внимание,
память,
переключаемость, чувство ритма,
работают обе руки, соответственно и оба полушария мозга.
Такие игры дарят бодрость и хорошее настроение!
Игра «Руки, плечи, уши, нос»
3. Рефлексия.
Итак, мы заканчиваем наш мастер-класс. Важно помнить, что у человека слышат не только уши, но и каждая клетка организма. И чем младше ребёнок, тем восприимчивее он относится к звуковому воздействию. И, совершенно неважно, учитель-логопед вы или воспитатель, важно развивать чувство ритма у детей и начинать это как можно раньше. Ведь ритм - это удивительный мир звуков, и он достоин того, чтобы познакомить с ним ребёнка.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен.
И в завершение нашего мастер-класса я предлагаю вам такое упражнение, которое позволит мне узнать Ваше мнение. Если Вам был неинтересен материал, то хлопните 1 раз, если что-то вызвало Ваш интерес, хлопните 3 раза, а если для Вас предоставленный материал был актуален, привлекателен, и Вы хотите его использовать в работе, то жду бурные аплодисменты.
Еще раз благодарю всех за плодотворную работу! Желаю вам крепкого здоровья, творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Презентация и мастер-класс...
Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников.
Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской реч...
Мастер – класс: «Использование статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса у дошкольников»
Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса, как одно из современных средст...
Консультация для родителей. Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.
Консультация для родителей.Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников. 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «мол...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»
Мастер – классдля воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»...