Квест-игра по обучению грамоте старших дошкольников с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 16» г. Канаш
Квест-игра
по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Тема: Гласные и согласные звуки
(закрепление пройденного)
Подготовила учитель-логопед:
Михайлова И. В.
Канаш- 2021
Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках [а], [о], [у], [э], [и], [ы] и изученных согласных звуках [м], [п], [т], [к], [х] их артикулировании, звучании и обозначении .
Задачи:
Образовательные:
- закреплять понятия «гласный звук», «согласный звук», «гласные буквы», «согласные буквы»;
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки, согласные звуки;
- закрепить умение определять звук, стоящий в начале, середине, конце слова.
- закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях;
- закрепить зрительные образы символов гласных звуков, согласных звуков.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы], [м], [п], [т], [к], [х];
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие слухового и зрительного внимания.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всего занятия;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
- вслушиваться в речь педагога и говорящего.
Оборудование: магнитная доска, ИКТ, символы гласных и согласных звуков (звуковые фонарики), гласные и согласные буквы, презентация «Маша-первоклассница», контейнеры, воздушные шары красного, синего, зеленого цветов.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку из мультфильма «Маша и медведь» (если дети утром умываются…)
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите у нас гости, поздоровайтесь с гостями.
- А теперь поздороваемся с нашими ручками и ножками.
(Звучит песня Железновой «Здравствуйте, ладошки»)
-Ребята, что мы делаем, когда видим солнышко?
-Радуемся.
-Покажите, как вы радуетесь.
-У нас сегодня гости. Вы что сделали?
- Удивились.
- Покажите, как вы удивились.
- Вы рады их видеть?
Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!
- Но у нас есть ещё один гость. Сделайте теперь задумчивое лицо. Для того чтобы узнать, кто же к нам сегодня пришел в гости - мы присядем сейчас на думки и послушаем с вами внимательно звуки (звук дождя, звук пения птиц, голос Маши)
-Верно, это Маша. (1 СЛАЙД)
- Она пошла в школу в первый класс и многое уже знает. Значит как можно ее назвать? (школьница, первоклассница).
- Маша, приготовила вам какой- то сюрприз, но узнать мы можем только тогда, когда выполним её задания. Она передала мне задания.
Прежде чем начать выполнять Машины задания повторим правила: | Наши ушки внимательно слушают. Ротик - на замочке Рука - ключик к замочку. Наши глазки всё замечают и запоминают. Говорим чётко, громко, красиво |
1 задание: Угадайте звук по артикуляции. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом (2 - 6 СЛАЙДЫ)
-Ребята, а теперь Маша покажет вам звуки, а вы их должны отгадать.
- Как вы узнали, какой звук показывает Маша?
- Правильно, по положению губ.
- Ребята, как называются звуки, которые загадала Маша? (гласные)
-Почему они называются гласными? (Их можно пропеть, воздух выходит свободно изо рта, не встречает преграду).
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (7 слайд).
- М, П, Т, К, Х что-то я кашлять начала, ребята, видимо заболеваю.
- А какими звуками я кашляла? (согласными)
- А как вы догадались?
- Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим и зеленым)
8 – 9 слайды
- задание: Звуковые фонарики
- Звуки мы произносим и слышим
- задание: «Придумай слово на заданный звук»
Встали в круг (игра с мячом)
- Подарю вам звуки я, Вы вернете мне слова. Ты подумай, милый друг, чтобы был вначале звук (мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.) Л.: А теперь я буду называть вам слова, и бросать мяч, а вы мне будете называть последний звук в словах (коньки, весна, ведро, кенгуру, комната, кино).
Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
Четвертое задание: «Дыхательная гимнастика со звуками»
Пятое задание: «Сухой бассейн»
- А теперь Маша предлагает поиграть с сухим бассейном и найти буквы.
- Что такое буква? (это символ звука, произнести правило о буквах)
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Шестое задание: «Подари картинку»
- Маша пригласила к вам своих друзей Катю и Харитона. Кате нужно подарить картинки в названии которого есть звук К, а Харитону со звуком Х.
(ребенок должен объяснить свой выбор)
- Ребята, мы с вами все задания Маши выполнили.
- А хотите, посмотреть какой сюрприз приготовила для вас Маша? Зажмурьте глазки, не подглядывайте (заносятся воздушные шарики красного, синего и зеленого цветов) - 10 слайд
-Они прилетели к нам с ветром! Маша и её друзья, очень рады за вас, что вы справились со всеми заданиями, и дарят вам своё радостное настроение
-Давайте скажем спасибо Маше и её друзьям, а также дедушке ветру за то, что он нам помогал.
- Как вы думаете, почему Маша вам подарила воздушные шарики красного, синего и зеленого цвета? - Ответы детей
- Какое задание Маши было самым интересным для тебя?
- Что такое звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?
- А теперь, давайте, попрощаемся с Машей и его друзьями и скажем им «До свидания!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР
В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....
Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР
представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...
консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"
Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...
опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"
Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...
Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).
Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
Обобщение опыта работы...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....