Звуковая культура речи
картотека по логопедии
Картотека упражнений по звуковой культуре речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_zkr.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека по ЗКР
Звуки С, З, Ц (устранение возрастных особенностей произношения)
1. «Поезд». «Паровоз» выпускает пар - ссс…
2. «Пошли за водой» Дети с ведёрками подходят к крану и имитируют звук льющейся струйки – ссс..
3. «Насос». Имитируют наполнение велосипедной шины или «шина лопнула» - ссс..
4. «Пильщики». Дети парами , взявшись на крест руками, «пилят» бревно, имитируя звук пилы – ззз..
5. «Песня комара». Дети делятся на две группы: одна – грибники, а вторая – комары. Дети – комары бегают вокруг грибников и поют – ззз. Затем дети меняются ролями.
6. «Поймай комара». Ребёнок ловит, комары «улетают» со звуком ззз..
7. «Телефон». Дети тихо передают звуки с – з.
8. «Лошадки». Дети в упряжке бегают и, сильно прижимая кончик языка к верхним деснам, ритмично цокают языком – ц ц ц.
9. «Базар». «Торговцы» продают товар в названии, которого есть звук с или ц.
10. Домино, речевое лото. Воспитатель, показывая картинку лото, спрашивает: «У кого коза?» Ребёнок отвечает: «У меня коза»
11. Загадки (дети только отгадывают загадки на определённый звук). Если ребёнок отстаёт от группы, воспитатель, не настаивая, на правильном произношении данного звука, сам произносит слова.
Звуки Ш, Ж (устранение возрастных особенностей произношения)
1. «Лес шумит». Дети в кругу раскачиваются и произносят: шшш.. (показать картинку леса, поиграть во время прогулки..)
2. «Пузырь лопнул». Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а затем приседают, сжимаются в комок с шипением: шшш..
3. «Курочки». Дети прогоняют «курочек» (сдувают бумажки) со стола, с ладони со звуком кш-кш-кш..
4. «Баюканье». Дети укачивают кукол: ш-ш-ш..
5. «Поезд». Изображая движущийся поезд, дети произносят: шшш, а при остановке, разводя руками в стороны, выпускают пар со звуком ссс..
6. «Пчёлки». Вокруг ребёнка с цветком в руке кружатся «пчелки» и жужжат: ж-ж-ж..
7. «Змейка». Дети по очереди вытягивают из предложенной им колоды карточки. Кто вытянет карточку со змейкой (остальные пустые), тот «змейка» и должен правильно прошипеть позмеиному: шшш..
8. Речевое лото, домино (слова со звуком Ш). Если ребёнок отстаёт от группы, воспитатель, не настаивая, на правильном произношении данного звука, сам произносит звук, слова.
Звуки Ч, Щ (устранение возрастных особенностей произношения)
1. «Поезд»: ч-ч-ч, чу-чу-чу. Поезд мчится, и свистит, И колёсами стучит. Я стучу, стучу, стучу, Всех на дачу прикачу. Чу-чу, чу-чу, чу-чу.
2. «Кот и мыши». Мыши, убегая от кота, говорят: «Я от кошки убегу, жить хочу-хочу-хочу!»
3. Потешки. Чи-чи-чи, чи-чи-чи, Испекли калачи во горячей печи.
4. Стишки. «Наша Таня громко плачет..» Я вам быстро перечислю, Что я каждой щёткой чищу. Этой щёткой чищу платье, Этой щёткой чищу обувь, А вот этой – не забуду, По утрам я чищу зубы.
5. Считалочки. Чок-чок каблучок Наскочил на сучок. Оторвался, поломался, Чок-чок каблучок! Почини мне, старичок, Вот этот каблучок. Если ребёнок отстаёт от группы, воспитатель, не настаивая, на правильном произношении данного звука, сам произносит звук, слова.
Звуки К, Г (устранение возрастных особенностей произношения)
1. «Кукушка». Дети подражают пению кукушки (ку – ку, ку – ку..).
2. «Кукушка деток собирает». Ку-ку! Ку-ку! То кукушка поёт, Своих деток зовёт. Растеряла детей, Жалко бедненьких ей. Ку-ку! Ку-ку! Дети хором имитируют крик кукушки или по очередииграют роль кукушки.
3. «Петушок с семьёй». (К.Ушинский). Дети произносят: ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, кудкуда!
4. «Квакушечка» (инсценировка). Тук-тук-тук (стучат в домик лягушки). - Кто тут? - Ква-ква-ква. - Ты, квакушечка, пришла? - Ква-ква-ква это я. Дайте комара! Лягушка хочеткомара. (Дают ей комара)
5. «Гуси». Дети играют в гусей, подражая их крику: га- га-га или го-го-го.
6. «Волк и гуси». Один ребёнок или взрослый – волк , остальные дети – гуси. - Гуси! Гуси! - Га –га –га! - Есть хотите? - Га –га- га!
7. «Лиса, пастух и гуси». ПАСТУХ: Гуси, гуси, вы откуда? ГУСИ (взмахивают руками – «крыльями»): га-га-га, га-га-га, все мы с юга, все мы с юга. ПАСТУХ: гуси, гуси, вы куда? ГУСИ: га-га-га, га-га-га. Мы летим на луга. ПАСТУХ (приглашает жестом): к нам сюда, на луга, на зелёные луга. ГУСИ (летят): га-га-га, га-га-га! ЛИСА: ага, так вот вы куда? Здесь хозяйка я! Лиса ловит гусей, пастух защищает их. Пойманные гуси становятся помощниками лисы.
8. Стишки, потешки. Ай, гугу-гугу-гугу, Не кружитесь на лугу! На лугу-то лужица. Головушка закружится – Галя в лужу упадет!
9. «Дождик» (инсценировка). Капля раз, капля два, Медленно сперва – Кап, кап, кап, кап (под медленные хлопки). Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять – Кап, кап, кап, кап (хлопки учащаются). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (поднимают руки над головой, имитируя зонтик). Если ребёнок отстаёт от группы, воспитатель, не настаивая, на правильном произношении данного звука, сам произносит звук, слово.
Звуки Т, Д, Н (устранение возрастных особенностей произношения)
1. «Дуда». Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду, Я играю во дуду, Во серебряную: Ду-ду-ду-ду-ду, Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.
2. «Поезд». Вагоны тарахтят: та-та-та-та-та-та.
3. «Дятел». Дети имитируют стук дятла по дереву: Дятел дерево долбит, Дятел клювом дуб долбит: Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Червяка он ищет тут.
4. Игра в слова (отхлопывать в ладоши или отстукивать ногами): мо-ло-ток, бу–ты-лка, ло-па- та; ком- пот, молот, рот, пи –лот, точ –ка; де- ду-шка, Да –ша, де- ти, доч –ка.
5. Загадки, Потешки, стишки. От топота копыт Пыль по полю летит- Кто бежит? (Лошадь) Длинные ноги бежали по дороге: Топы, топы, топ, топы, топы, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ –топ –топ- топ –топ –топ.
Устранение недостатков звонкости согласных звуков (устранение возрастных особенностей произношения)
1. Комарики поют: ЗЗЗ.. Водичка течёт ССС..
2. Пассажирский поезд шипит: ШШШ… Товарный поезд идёт: ЖЖЖ..
3. Ваня плачет: ВВВ… Ване больно (дует на ручки): ФФФ..
4. Игра «Где дядя Том?». Дети «разыскивают» Тома. - Чей это дом? Где дядя Том? Сторож. Этот дом дяди Тома, но дяди Тома нет дома. Давайте искать дядю Тома. (находят его). - Дядя Том, иди в свой дом и скажи нам, кто построил твой дом. - Я Том, я построил этот дом.
5. «Речевое лото» Слова нужно произнести верно, хотя бы с помощью взрослого.
Устранение недостатков смягчения согласных звуков (устранение возрастных особенностей произношения)
1. «Репка» (тянут, потянут…)
2. Считалки. Тётя Катя, Дядя Ваня, Тётя Соня, Няня Дуня, выходи, Игру нашу заводи!
3. Стишки. Вед. В солнышке весь день! Дети. Тинь – тень! Тинь – тень! Вед. Оттепель весь день! Дети. Тинь – тень! Тинь – тень! Постепенно дети заучивают стихотворение полностью.
4. Загадки.
5. «Парные» звуки (д-т, в-ф, п-б..): «Дятел». Дети имитируют движение головы дятла ипроизносят вместе с воспитателем: Дятел долбит клювом дуб, приговаривает: Тук да тук, тук да тук, тук-тук-тук.. Червячков вылавливает. Так им и надо – портить дерево нельзя1
6. Диалог. - Куда Семён, едешь? - Сено косить. - На что тебе сено? - Коров кормить. - На что тебе коровы? - Молоко доить. - На что тебе молоко? - Вас, детки, поить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...