Рекомендации логопеда для родителей по лексическим темам
консультация по логопедии

Баринова Людмила Викторовна

Рекомендации логопеда для родителей по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby._yagody.docx13.42 КБ
Файл den_pobedy.odt7.6 КБ
Файл derevya_i_kustarniki.docx227.94 КБ
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye.doc47 КБ
Microsoft Office document icon dom._mebel.doc47.5 КБ
Файл zimnie_zabavy.docx120.65 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx14.1 КБ
Файл nasekomye.docx58.61 КБ
Файл nash_gorod.docx20.02 КБ
Файл obuv.docx16.93 КБ
Файл odezhda.docx656.22 КБ
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc2.09 МБ
Файл polevye_i_sadovye_tsvety.docx29.38 КБ
Microsoft Office document icon posuda.doc47.5 КБ
Файл transport.docx273.16 КБ
Файл shkolnye_prenadlezhnosti.docx215.95 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Грибы»

  1. Повторите с ребенком названия грибов: боровик, подосиновик, подберёзовик, маслёнок, волнушка, сыроежка, лисичка, груздь, мухомор. Покажите ребенку картинки с изображением этих грибов.
  2. Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать из грибов.
  3. Попробуйте вместе с ребенком разделить названия грибов на слоги: бо-ро-вик, мас-лё-нок, вол-нуш-ка, ли-сич-ка, му-хо-мор.

4. Образование множественного числа существительных.

        Боровик -  боровики.                       Сыроежка -

          Подосиновик -                              Лисичка -

Волнушка -                      Мухомор –

Запишите ответы ребенка.

      5. Согласование прилагательных с существительными.

 Боровик (какой?) - … (крепкий, съедобный, вкусный,…)

          Мухомор - …

Лисичка - …

Сыроежка - …

Запишите ответы ребенка.

 6.Предложите ребенку нарисовать понравившийся ему гриб.

Тема: «Ягоды»

  1. Покажите ребенку картинки с изображением ягод и повторите их названия: черника, ежевика, брусника, клюква, земляника, малина. Расскажите ребенку где растут эти ягоды.
  2. Образование относительных прилагательных.

Варенье из малины. - Малиновое варенье.

Компот из земляники. – Земляничный компот.

Джем из черники. – Черничный джем.

Повидло из брусники. – Брусничное повидло.

Мусс из ежевики. – Ежевичный мусс.

Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.

  1. Согласование числительных с существительными. Предложите ребенку сосчитать:

Одна ягода, две ягоды, три ягоды, четыре ягоды, пять ягод.

Одна веточка, …

Одна корзина, …

Один листочек, …

  1. Попросите ребенка нарисовать любую ягоду и рассказать о ней по  

плану: как называется ягода, где она растет, какого она цвета, какая она на вкус, что из нее можно приготовить.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ !»

1. Расскажите ребенку о празднике "День Победы", почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

2. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников.

3. Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.

4. Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы).

Смелый - храбрый, отважный, геройский...

Солдат – воин…

Друг – приятель…

5. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Смелый - трусливый.
Враг - ...
Мир - ...

молодой – …

сильный - …

храбрый - …

умный - …


6. Учимся подбирать однокоренные слова.

Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, защищенный...

7. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов и словосочетаний "подвиг", "победа", "героический поступок", "защитник", "ветеран".

8. Продолжаем знакомить ребенка с пословицами.
Объясните значение пословицы

«Мир строит, а война разрушает».

«Где отвага, там и победа»

«Победа – не снег, сама на голову не падает».

«Победа впереди – трус позади».

«Смелому победа идёт навстречу».


9. Ознакомление с художественной литературой.
Можно прочитать ребенку: Л. Кассиль "Главное войско",
Н. Зенькович "Мальчишки в пилотках".

10. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Послушать вместе с ребенком песни: "День Победы", "Священная война".
Побеседовать по содержанию текста.

11.Выучить стихотворение.

Победа

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, предлагаю Вам для совместного изучения с Вашим ребенком материал по теме «Деревья и кустарники»!

  1. Покажите ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения
    (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).
  2. Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья».
  3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лесных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он
    вырос, и расскажи, что где растет.
    (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И
    т. д.)
    Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».

4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели ....        У дуба ствол толстый, а у березы ....

У клена листья большие, а у березы ....        У березы ствол светлый, а у клена ....

5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:

6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы березовый. И т. д.)

7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опорным словам.

8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.

Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

9.        Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает
взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выглядывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

10.        Упражнение «Четвертый лишний»: Зачеркни лишний предмет. Объясни, почему он
лишний.

11. Упражнение «Лабиринт»: Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? {Белочка нашла зеленый дубовый лист. И т. д.)



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

     Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;

Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

в качестве экскурсии посетите зоопарк.

 Загадки.

  • Я, сознаюсь, виновата:

я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

часто бегаю тайком. (Лиса)

  • Под соснами, под елками

живет клубок с иголками. (Еж)

  • Быстрый маленький зверек

по деревьям скок-поскок. (Белка)

  • Серый байковый зверюшка,

косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

и морковку ему дай. (Заяц)

  • Кто зимой холодной

ходит злой голодный? (Волк)

  • Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

 Дидактическое задание «Угадай, кто это?» 

(подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный - ... .

Серый, зубастый, страшный, хищный - ....

Хитрая, пушистая, рыжая, хищная - ....

Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький - ....

Маленький, колючий, быстрый - …

 Дидактическое задание «У кого - кто?» 

(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):

медведь – медвежонок/медвежата       волк – волчонок/волчата

лиса – лисёнок/лисята                        

ёж – ежонок/ежата                                 лось – лосёнок/лосята

бобр – бобрёнок/бобрята                      олень – оленёнок/оленята

рысь – рысёнок/рысята                         белка – бельчонок/бельчата

 Дидактическое задание «Назови маму» 

(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):

у медвежонка мама медведица

у лисёнка мама лисица

у рысёнка мама рысь

у лосёнка мама лосиха….

 Дидактическое задание «Кто где живет?»

(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).

Кто живет в норе?       В норе живёт лиса.

Кто живет  в берлоге?  В берлоге живёт медведь.

Кто живет под кустом?  Под кустом живёт заяц.

( в дупле – белка, в логове – волк)

Дидактическое задание «Чей хвост?» 

(упражняем в образовании притяжательных прилагательных) - желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:

Вариант №1.

Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»

Вариант №2. Упражнение «Измени слова по образцу»:

нос лисы – лисий нос,  лапы зайца – заячьи лапы

след медведя – медвежьи следы, рога лося – лосиные рога

 Упражнение на координацию речи с движениями.

Я как белка в колесе прыгаю на месте,

Чтобы было веселей, поскакали вместе.

Раз, два, три, четыре, пять - начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд - он подпрыгнул десять раз.

Ребенок совершает прыжки  на месте.

Под счет ребенок прыгает 5 раз.

После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз.

Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса 

(по выбору) по плану:

Название животного.

Где живет?

Жилище.

Внешний вид (части тела).

Чем питается?

Детеныши.

Ознакомление с художественной литературой.
- Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
- Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку "Лиса и волк".

 Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.

Составить предложения со словосочетаниями: "две белки", "пять белок", "два волка", "пять волков" и т. д. (развитие связной устной речи). 13. Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...
У волка хвост длинный, а у медведя - ...
Лиса - хищное животное, а заяц - ...

Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность

«Заяц»
«У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе».

В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

«Заяц зимой»
«
Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух»

Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
- Что спасает зайца от врагов

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке - сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Дом. Мебель»

Родителям рекомендуем:

Во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, деревянные и каменные

Внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребенок, сосчитать, сколько в нем этажей, на каком этаже находится ваша квартира, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес.

На иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в городах и сельской местности.

Совершить с ребенком экскурсию по своей квартире, обратив внимание на то, сколько в ней комнат ( прихожая, ванная, кухня, туалетная комната, гостиная, спальная , подсобные помещения ),объяснив их назначение

Рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение

Загадать ребенку загадки о мебели:

За ним мы обедаем, пишем, читаем,

Рисуем и разные игры играем.

Он нашей гостиной на ножках стоит,

Нарядною скатертью сверху накрыт.

( стол )

С ножками он, но не бежит,

Со спинкою он, но не лежит.

А у него сиденье есть,

Куда мы можем лечь и сесть.

И он для отдыха нам дан.

Что это? Знаете ? …. ( диван )

             

               Он с дверями, но не дом,         Дверки, ножки, полки есть.

И живет одежда в нем.        А на полках и несчесть:

Он хранит белье, носки.        Полотенца и бельё

Платья, брюки, пиджаки.        И для мамы и моё.

                                     ( шкаф для белья, гардероб, шифоньер )

На кухне мы не редко

Сидим на …. ( табуретке )

Оно вроде стула, но мягкое очень.

И есть подлокотники в нем, между прочим,

На нем короли восседали когда – то,

Что это за мебель, узнали, ребята?

                                                           ( кресло )

У него четыре ножки,

На коня похож немножко.

Выгнул спинку горделиво,

Величаво и красиво.

Он, хотя всегда стоит,

На себя присесть велит.

Все , кто на него взглянул,

Сразу скажут, -  … ( это стул )

Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:

Слов – названий – дом, этаж, лестница, окно, пол, потолок, стена, фундамент, двери, замок, крыша, подъезд, лифт, квартира;

прихожая, коридор, кухня, спальня, балкон, лоджия, водопровод, колодец, отопление, печка, освещение, электричество;

 пещера, иглу, чум, юрта, вигвам, сакля, хата, изба, дерево, железобетон, кирпич, камень, стекло, пластик;

архитектор, экскаваторщик, бульдозерист, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, электрик, сантехник, стекольщик, кровельщик;

стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, трельяж, тумбочка, раскладушка, сервант, комод, стенка, гардероб (шифоньер, шкаф), столяр, металл, ткань, кожа, войлок, поролон

Слов – признаков – кирпичный, деревянный, пластмассовый, железобетонный, каменный, одноэтажный, многоэтажный, высотный, стеклянный, удобный, уютный, новый, старый, древний, кожаный, модный,

Слов – действий – строить, возводить, заселять, покупать, проводить, обновлять, благоустраивать, ставить, класть, передвигать, переставлять, ломать, разрушать, ремонтировать, красить, мыть, украшать, наряжать.

Закрепите с ребенком образование относительных прилагательных.

 « Назови какой?»

Дом сделан из дерева – деревянный;

------------- из кирпича – кирпичный;

------ из железобетона – железобетонный;

диван из кожи – кожаный;

окно из пластика – пластиковое;

стол из стекла – стеклянный

Поупражняйте ребенка в падежном и предложном согласовании

В доме большое окно.

В доме нет … окна.

Я подошел к … окну.

Я мечтаю о большом … окне.

У меня растут цветы под … окном.

Подберите родственные слова:

      Стол – столик, столешница, столяр, столовая, настольная ( лампа).

        Дом – домик, домашний, домовой, домище, домовладелец.

«Чей это дом?»

Иглу – ледяной  у эскимосов и других народов Севера

Чум – временное жилище оленеводов;

Юрта – жилище для жителей степей;

Вигвам – дом индейцев;

Сакля – каменный дом горных жителей;

Хата – крестьянский дом на Украине, в Белоруссии.

Изба – деревянный дом крестьян России.

Помогите ребенку в усвоении творительного падежа с предлогом:  

 « Дом с чем?»

Дом с крышей, --- с потолком, --- с полом, ….со стенами, с дверями, ----- с комнатами,  ----с этажами,  --- с лестницами,

Дом со ступеньками, --- с окнами,  ----с балконом, ---с лифтом.

Стул с ножками и с сидением, шкаф с дверкой и с полкой,

Кровать с матрацем и ножками, кресло со спинкой и     подлокотниками, диван с сидением и с подушками, комод с ящиками и ручками.

Усвоение родительного падежа существительных .

« Чего не бывает?»

Не бывает стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, кресла без подлокотника, дивана без сидения, серванта без полок.

Усвоение родительного падежа множественного числа существительных:

« Чего много в доме?»

В доме много – этажей, ---окон, --- стен, ---лестниц, --- ступенек,

много стен, --- потолков, --- полов, ---балконов, --- подъездов, много дверей, комнат, ---квартир.

Подберите признаки к слову  мебель.

Мебель ( какая?)- деревянная, пластмассовая, плетеная,   железная, мягкая, кухонная, красивая, модная. богатая, офисная.

Подберите действия « Для чего нужна мебель?»

Мебель нужна, чтобы сидеть, лежать, кушать, читать, писать,       рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить вещи, вешать, ставить, …

Поупражняйте ребенка в усвоении предлога  для.

Крышка нужна для … стола. Спинка нужна для .. ( стула, кресла, дивана). Ножки нужны для.. ( стола, стула, кресла, дивана, кровати). Дверца нужна для … ( шкафа, тумбочки ). Ящики нужны для … ( комода, стола). Матрац нужен для … кровати.

Подлокотники нужны для … кресла.

Пересчитайте различные виды мебели.

Один    стул      шкаф      трельяж     сервант

Два       …          …              …              …

Пять     …          …              …              …

Составить предложения со словом   СТОЛ, употребляя предлоги

В,  НА,  ПОД,  У,  ЗА,  ИЗ,  К,  МЕЖДУ,  ОКОЛО,  ИЗ-ПОД

Учите ребенка сравнивать:

Чем отличается кровать от дивана? Чего нет у кровати?

Чем отличаются и чем похожи кресло и стул?

Чем кресло отличается от дивана?

Чем похожи и чем отличаются книжный шкаф и мебельная стенка?

Чем похожи и чем отличаются табурет и стул?

Чем мягкая мебель отличается от жесткой?

Помогите ребенку составить рассказ – описание по плану:

Название мебели

Как она выглядит ( детали, цвет, размер )

Для чего нужна эта мебель?

Из каких материалов изготовлена?

Дополнительные сведения , известные вам.

Поиграйте пальчиками:

В нашей комнате столовой –

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне-

Есть для платьев шкаф зеркальный.

Две широкие кровати с одеялами на вате

И березовый комод

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

Объясните ребенку, что нужно знать при обращении с мебелью?

Нельзя прыгать по кровати, дивану или креслу т.к. можно    поломать пружинную конструкцию мебели, порвать и испачкать обивку, а так же самому пораниться.

Нельзя царапать мягкую мебель острыми предметами и трогать ее грязными руками, чтобы не порезать и не испачкать обивку.

Не следует раскачиваться на стуле или табуретке, т.к. можно упасть на пол, получив серьезную травму, а так же поломать эту мебель.

Необходимо быть очень осторожным, становясь на стул или табуретку, чтобы  что- нибудь достать.

Напомните ребенку, что деревянная мебель боится воды. Поэтом, если пролили жидкость на деревянную поверхность мебели, необходимо немедленно вытереть ее тряпочкой. Иначе древесина вздуется и покоробится.

Нельзя рисовать на мебели, т.к. стереть следы такого «художества» порой бывает невозможно.

Привлекайте ребенка к регулярному вытиранию пыли с мебели влажной тряпочкой. Полированные поверхности нужно вытирать сухой тряпкой.

Объясните об осторожном и аккуратном обращении с дверцами шкафов. Об необходимости беречь пальцы, не дергать дверцы резко, чтобы не поломать и не оторвать их.

Приучайте ребенка следить за чистотой и порядком в шкафах.

Время от времени вместе с ним перебирайте вещи в гардеробе, протирайте посуду в серванте и книги в книжном шкафу.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зимние забавы»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр;

выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.

Задание 2. Дидактическая игра «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

Задание 3. Дидактическая игра «Кому что нужно» (употребление дательного падежа имен существительных): клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки - ... , лыжи - ... , шайба - ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Санки, лыжи, скакалка, коньки.

Задание 5. Посмотри на картинку и скажи, чего не бывает зимой.

hello_html_3fe0fc80.gif

Задание 6. Выучить стихотворение.

Работница

Мы слепили бабу снежную,

Бабу снежную, потешную,

А зима сказала ей:

«Стань работницей моей!

У тебя в руках метла,

Ты б дорожки замела.

Раздели со мной заботы

И старайся дотемна».

А уволила с работы

Бабу снежную весна. (В. Шварц)

Объяснить ребенку, почему «уволила с работы бабу снежную весна».



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зимующие птицы»

  1. Выучить название зимующих птиц: воробей, ворона,

сорока, голубь, сова, синица, снегирь.

  1.  «Кто как голос подаёт?»

Воробей – чирикает.

Ворона – каркает.

Голубь – воркует.

Сорока – трещит.

Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят.

  1.  «Скажи наоборот»

Улетела – прилетела.

Сытая – голодная.

Близко – далеко.

Низко – высоко.

Вниз – вверх.

Назад – вперёд.

  1. Игра «2 и 5»

Воробей - два воробья, пять воробьев

Ворона -  две вороны, пять ворон

Снегирь - два снегиря, пять снегирей

Голубь - два голубя, пять голубей

Синица - две синицы, пять синиц

  1.  «Подбери признак»

Воробей (какой?) – серый, маленький, бойкий.

Ворона

Синица

Голубь

Снегирь

  1. Игра «Четвертый – лишний»

Голубь, ворона, воробей, сова;

Петух, синица, гусь, индюк.



Предварительный просмотр:

             https://i.pinimg.com/originals/32/2f/c7/322fc7d49d1bade619c4a8be4c52fca9.jpg

 Лексическая тема "Насекомые"

 

  • спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;
  • побеседовать с ребенком о насекомых;
  • в парке, в сквере рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху;
  • рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики);
  • рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;
  • рассказать, что муха — вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

 Поиграйте в игру «Веселый счет»: 1 бабочка…5 бабочек; 1 комар…5 комаров; 1 маленький муравей…5 маленьких муравьев.

Игра «Бывает – не бывает»: Девочка ловит бабочку – Девочка поймана бабочкой. Бабочка ловит девочку. – Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. – Девочка ловит бабочку.

 Игра «Летает – не летает».

(Взрослый называет насекомое, а ребенок поднимает руки в стороны, если насекомое летает, опускает – если не летает): муравей, божья коровка, гусеница, бабочка и т.д.

 Отгадай загадку и нарисуй отгадку:

           Спал цветок и вдруг проснулся

           Больше спать не захотел.

           Шевельнулся, встрепенулся,

           Взвился вверх и улетел.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муравей сидел около...

Божья коровка ползла по...

Жук спрятался под...

Муха села на ....        

Гусеница сидела на...

Муха ползла по ....



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Наш родной город»

1.Помогите ребенку вспомнить ваш полный адрес, адрес детского сада, названия главных  проспектов и площади, реки города Самара. Почему так назван? Чем наш город знаменит?

2. Посетите с ребёнком некоторые достопримечательности города (музеи, театры, памятники, парки), вместе составьте рассказ о вашей экскурсии. Обратите внимание, какие дома в городе: высокие, многоэтажные, кирпичные, бетонные, благоустроенные, одноэтажные, двухэтажные,. , девятиэтажные.

3. Сравните, чем отличается город от деревни?

4. Во время прогулки по городу, обратите внимание на различные строения, здания (почта, аптека, детский сад, школа, поликлиника, библиотека, магазин, музей, театр, завод, памятники,.)

5. Выучить стихотворение.

Мы по городу шагаем,

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

6. Объясните ребёнку понятие «улица».

Каждая улица имеет своё название, а каждый дом — свой номер. Покажите свою улицу (бульвар, проспект); номер на доме, номер на двери квартиры.

7. Выполнить лексико-грамматические упражнения:

1. «Один — много»: город — города, улица — улицы, проспект — проспекты, дом — дома, вокзал — вокзалы, театр — театры,

завод — заводы, аптека — аптеки, школа — школы,

библиотека -библиотеки, площадь — площади.

2. «Чей? Чья? Чьи?»: двор, город, улица, дома.

Это мой двор. Это мой город. Это моя улица. Это мои дома.

3. «Сосчитай до пяти слова»: улицагород, дом, мост.

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц. И т. д.

4. «Скажи, какой? (какая)— большой, красивый, известный, чистый.

Улица (какая) — длинная, широкая, узкая, красивая,.

8.  Игра «Закончи предложение»          

Большой город, а маленький ….

Маленький городок, а огромный …

Жительница города….

Житель города….

Все мы жители города, мы …

Все мы жители г.Самара, мы …

Парк в городе, какой? …

Поездка за город …

9. В городе  Самара много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:
на улице – уличный
в театре - …
на бульваре - …
на вокзале - …
в  парке - …

10.  Игра  «Четвёртый лишний»
Машина, улица, проспект, переулок

Автобус, лодка, автомобиль, самосвал.

11. Игра «Подбери признак»

город (какой?) — ...,

улица (какая?) — ...,

дом (какой?) — ....

12. Игра «Сосчитай до 5»

Например: один магазин, два … три … четыре … пять …

Слова: дом, улица, фонарь, музей.

13.Речь и движение «Город»

Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон. (показывают крыши и распахивают руками как окна)

Город наш такой большой, (руки в стороны)

Он уютный и живой. (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет, (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается, (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится! (знак кистями рук «класс»)

14.Скороговорка До города дорога в гору, От города с горы

15. Чистоговорка «Этажи»

Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?

Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей?

16. Игра «Как назвать улицу?»

Постройте из кубиков целый город. Придумайте названия улицам своего города.

Например:

Вот улица на которой расположена больница. Какая это улица? – Больничная.

А на этой улице растут клёны. Какая это улица?...

Эта улица полна цветов. Какая это улица?...

А на этой – расположена школа. Какая это улица?...

Здесь аптека. Какая это улица?... и так далее.

17. Нарисовать картинку на тему «Моя улица».



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «ОБУВЬ»

  Родителям рекомендуется:

 - рассмотреть и ощупать обувь: туфли, сапоги, ботинки, тапки, валенки,     босоножки, кроссовки, кеды; определить материал (кожа, резина, ткань), из которого они изготовлены, и назначение (домашняя, уличная, спортивная, нарядная, праздничная);

 - помогите ребенку усвоить значение обобщающего слова «обувь» (это то, что мы одеваем на ноги);

 -  обратить внимание на части обуви: подошва, каблук, носок, пряжка, шнурки, замок;

 - во время прогулки будет полезно обратить внимание ребёнка на то, как обуты люди. Объяснить ребёнку, почему человек меняет обувь в зависимости от времени года. Сравнить осеннюю, зимнюю и летнюю обувь;

 - рассказать о профессии сапожника, который шьёт и ремонтирует обувь;

 - в качестве экскурсии посетить магазины, где продают обувь;

 - учите правильно пользоваться глаголами:

                             Обуваю – разуваю ( КОГО ТО)

                             Снимаю – надеваю (ЧТО-ТО)

 - показать и рассказать, как за ней ухаживать: обувь моют тряпкой, чистят щёткой, сушат и при необходимости несут в обувную мастерскую на ремонт.

Играем с ребёнком:

- Игра «Много - один». 

(употребление как множественного, так и единственного числа существительных): туфли – туфля, ботинки – ботинок., валенки – валенок, сапоги - сапог, тапки - тапок и т.д.

- Игра «Назови ласково». 

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): туфли – туфельки, ботинки – ботиночки, сапог - сапожок, валенки - валеночки, тапки - тапочки ...

- Игра «Для чего - какая». 

(образование относительных прилагательных): для дома – домашняя, для улицы – уличная, для спорта – спортивная, для праздника – праздничная.

- Игра  «Наоборот».

 (употребление слов антонимов): чистая одежда – грязная…, низкий каблук - , толстая подошва - , узкий носок - , детская обувь - …, домашняя обувь - …С глаголами: обувать – разувать, снимать – надевать, завязать – развязать, расстегнуть – застегнуть, пачкать – чистить.

- Игра «Четвертый лишний» 

(по темам «Одежда», «Обувь») используя предметные картинки или натуральные предметы.
- майка, шорты, 
сандалии, куртка (объясняем ребенку: лишние сандалии – это обувь, а все остальные предметы – одежда)
- тапки, ботинки, 
шарф, сапоги….

(придумайте свои варианты предметов)

-  Игра «Чего не стало?» 

по теме «Обувь».

Берем не более 4 - 5 предметов, убираем один.

Читаем и отгадываем:

Что же летом на ногах? -
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,

Я надену... 
                        (Босоножки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой:

Утром - в школу,

Днём - домой.

                          (Валенки)

Выпал снег. Замёрзли ножки.

Нужно нам обуть ...

                                  (Сапожки)

Что на ножки надевать,

Чтобы прыгать и скакать?

Чтобы ножки не опухли,

Надевать что нужно?

                                     (Туфли)

Ботинок 
Попросила мама сына: 
- Зашнуруй-ка свой ботинок: 
Раз-два — вправо, 
Раз-два — влево! 
— Он не хочет шнуроваться, — 
Митя думал оправдаться. 
И чтоб это доказать, 
Узелочки стал вязать: 
Раз-два — справа, 
Раз-два — слева. 
— Вот! Мешают узелочки 
Мне продергивать шнурочки!

                                        О. Чернорицкая



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Одежда»

https://du76.pervroo-vitebsk.gov.by/files/00669/obj/140/18203/ico/18203.jpg

1. Поговорите с ребёнком об одежде, покажите и назовите детали одежды (воротник, манжеты, брючину, рукав, карманы и  т.д.).

https://du76.pervroo-vitebsk.gov.by/files/00669/obj/140/18203/img/18663.png https://du76.pervroo-vitebsk.gov.by/files/00669/obj/140/18203/img/18673.png https://du76.pervroo-vitebsk.gov.by/files/00669/obj/140/18203/img/18683.png https://du76.pervroo-vitebsk.gov.by/files/00669/obj/140/18203/img/18693.png https://du76.pervroo-vitebsk.gov.by/files/00669/obj/140/18203/img/18703.jpg

2. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду.  Познакомьте ребёнка с их названиями.

3. Расскажите ребёнку: кто шьёт одежду и где это делается («Шьёт одежду швея на швейной фабрике».); какие инструменты и материалы используются в работе; где продаётся одежда («В магазине «Одежда»»).

Объясните ребёнку, что есть одежда детская и взрослая, летняя и зимняя, домашняя, спортивная.

4. Игра «Один — много».

Один (одна)

"Много" + сущ. в Р. п., мн. ч.

рубашка

платье

шарф

майка

носок

куртка

...

много рубашек

много ...

много ...

много ...

много ...

много ...

...

 

5. Поиграйте с ребёнком в игру «Из чего - какой?».

Взрослый: "Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама. Закончи предложение. Например: брюки сшили из шерсти. Они шерстяные".

Примеры для игры:

- Юбку (платье, платок) сшили из шёлка. Юбка (платье, платок) какая (какое, какой)?

- Шапку (шарф, кофту) сшили из шерсти. Шапка (шарф, кофта) какая (какой)?

- Перчатки (куртку, пальто) сшили из кожи. Перчатки (куртка, пальто) какие (какая, какое)?

6. Игра «Подбери признак».

- Платье какое?

- Новое, нарядное, летнее, …

- Шуба какая?

- Меховая, зимняя, тёплая, …

- Блуза какая?

- Шёлковая, разноцветная, лёгкая, …

- Куртка какая?

- Осенняя, удобная, лёгкая, …

- Свитер какой?

- Тёплый, вязаный, шерстяной, …

7. Игра «Скажи ласково».

Шуба – шубка, пальто – пальтишко, плащ — плащик, платье – платьице, рубашка – ..., футболка – ..., сарафан – ..., халат – ..., юбка – ..., шорты – ..., колготки – ..., носки – ..., шарф – ..., платок – ..., майка – ..., брюки – ... .

8. Игра «Весёлый счёт».

Одна рубашка, две …, три …, четыре …, пять … .

Одно платье, два …, три …, четыре …, пять … .

Один шарф, два …, три …, четыре …, пять … .

9. Игра «Скажи наоборот».

Взрослая одежда – … (детская одежда).

Чистая рубашка – … .

Длинный шарф – … .

Сухие перчатки – … .

10. Игра «Что лишнее и почему?».

Куртка, шапка, сапоги, шарф.

Туфли, тапки, кроссовки, шуба.

Рубашка, туфли, носки, джинсы.

11. Упражнение «Будь внимательным».

Взрослый ребёнку:

- Послушай внимательно слова, повтори их по памяти: «КУРТКА», «ПАЛЬТО», «КОФТА».

- Как назвать их одним словом? («Одежда»).

- Отхлопай слова, определи в них количество слогов: «ПАЛЬ – ТО», «КУРТ – КА», «ШАРФ», «ШАП – КА», «БРЮ – КИ», «ПЕР – ЧАТ – КИ».

- Назови самое короткое слово. («ШАРФ»), самое длинное слово («ПЕРЧАТКИ»).

12. Одежда. Пересказ.

Задания для ребёнка:

1. Рассмотри картинку.

2. На рисунках раскрась треугольник коричневым, рубашку и шорты - по тексту, бант у мишки - красным карандашом.

3. Послушай рассказ о том, что Катя сшила мишке.

У Кати был пушистый коричневый мишка. Катя сшила мишке желтую рубашку с красными горошками. Катя сошьет мишке синие шорты. Мишка будет очень нарядным.

4. Покажи и назови:

- Где Катя?

- Где мишка?

- Где рубашка?

- Где шорты?

5. Ответь:

- Какой мишка?

- Что сшила Катя мишке?

- Какая рубашка?

- Что Катя сошьет для мишки?

- Какие шорты?

- Каким будет мишка?

https://du76.pervroo-vitebsk.gov.by/files/00669/obj/140/18203/img/18593.png

13. Нарисуйте девочку или мальчика в зимней и летней одежде.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Полевые и садовые цветы»

Цель: продолжать знакомить детей с цветами, дать  первоначальные знания о  их строении, условиях роста и ухода, развивать желание любоваться цветущими растениями, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

  1. Расскажите  ребенку, из каких частей состоит растение:

У растения в земле прячется корешок, от корешка идёт стебель. На стебле есть листья и цветы.  

  • Рассказать, что есть цветы, которые растут в саду (садовые): нарцисс, гвоздика, пион, астра, роза, тюльпан.
  •  Есть цветы, которые растут на полянках (полевые): мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, колокольчик, ландыш, незабудка.
  • Объяснить, что полевые  цветы вырастают сами, их не растит человек.  Цветы садовые высаживает человек, за которыми надо ухаживать.

  1. Посмотрите с детьми презентацию «Цветы» https://youtu.be/PXQZLX_856o

  1. Игра “Забывчивый покупатель”

Правила игры. Покупателю необходимо купить цветок, но он забыл его название. Он описывает этот цветок, а продавец должен догадаться по описанию. (Например: Я хочу купить цветок, но забыл его название. Он растёт в саду, на стебле есть шипы, бывает красной, белой, жёлтой. (Роза). В вашем магазине я хочу купить один цветок, но забыл его название. Это полевой цветок голубого цвета, его форма похожа на колокол. (Колокольчик). И т.д.

  1. Игра «Подбери действие»

Цветы (что делают) - растут, цветут, пахнут, расцветают, распускаются, вянут.

Люди с цветами (что делают) – выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, срезают, любуются, рвут, срезают, нюхают, рисуют.

5. Игра «Один - много»

          Цветок —цветы.

Трава -травы.

Колокольчик - колокольчики.

Ромашка -ромашки.

Одуванчик - одуванчики.

Незабудка - незабудки.

Гвоздика - гвоздики.

Колокольчик - колокольчики.

Василёк - васильки.

Ландыш - ландыши.

Астра - астры.

Мак - маки.

Роза - розы.

Нарцисс - нарциссы.

Тюльпан - тюльпаны.

6. Игра «Какой-какое-какие?» (следим за окончаниями)

Душистый – роза душистая, цветы душистые, растение, подсолнух…

Ароматный – цветок ароматный, роза, фиалки, растение….

Нежный – лепесток нежный, цветы, растение, незабудка …

7.  «Закончи предложение»

Я рыхлила землю, чтобы …

Я поливала цветы, чтобы …

Я собрала букет, чтобы …

Я налила воду в вазу, чтобы …

8. Загадайте ребенку загадки:

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?     (Ромашка)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.   (Колокольчик)

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зернышек.    (Подсолнух)

9. Стихи для заучивания:

- Эй, ромашки,

Дайте мне ответ:

Вы откуда, если не секрет?

— Не секрет, — ответили ромашки,

— Нас носило солнышко в кармашке!

В. Орлов

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Жаркий празднует денек.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернет цветок,

«До утра! До новой встречи!»-

И погаснет огонек.

Е. Серова

10. Почитайте детям книги:

1.Д.Родари. Для чего розам нужны шипы?

2.О.Высотская. Одуванчик.

3.М.Пришвин. Золотой луг.

4.Э.Шим. Ландыш.

5.Румынская сказка. Ромашка.

6.Божена Немцова. Розочка.

7.Н.Сладков. Шмель и цветок.

11. Нарисуйте рисунки на темы:

 « Поле одуванчиков» (рисование одуванчика ватными палочками)

 «Красивый тюльпан» (рисование тюльпана пластиковой вилкой)

12. Слепите с ребенком. Тема «Корзина цветов»

(понадобится заготовка из картона  в форме корзины )

Чтобы слепить цветок, берем пластилин желтого цвета, отламываем  от большого куска маленький кусочек и раскатываем  между ладонями круговыми движениями,  чтоб получился шарик. Затем готовый шарик прикладываем на картонную заготовку и пальчиком придавливаем его. Серединка цветка готова. Чтобы сделать лепестки, можно скатать из другого цвета так же несколько шариков, расплющить их и прилепить по кругу возле серединки.

Можно сделать не круглые, а длинные лепестки (как у ромашки), для этого шарики раскатать в жгутики (колбаски) и так же придавить вокруг серединки.

13. Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы:

«Цветик семицветик»,

«Ночной цветок»,

«Как мы весну делали»



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Посуда»

 

   Родителям рекомендуем:

  • Напомните ребёнку, что ПОСУДА – это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.
  • Рассмотрите посуду, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в магазин

      « Посуда»;

  • Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:

        слов – названий  предметов-  поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, блюдце, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз;

          железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь

          слов признаков -   чайна, столовая, глубока, мелкая, большая,  маленькая, острый, длинный- короткий, круглый, прямоугольный, квадратный, гладкий, граненый, стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный;

        слов действий -  накрывать, подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, купить, продать.

  • Побеседуйте о назначении посуды.   Прочитайте ребёнку стихотворение

                      « Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

  • Обратите внимание ребёнка на части посуды и материалы, из которых она сделана.
  •  Поиграйте с ребёнком в игру с мячом  « Какой? Какая? Какие?»:

ложки  (какие?) – серебряные                             тарелки ( какие?) – фарфоровые

кастрюля ( какая?) – эмалированная                  ваза ( какая? ) – хрустальная

нож ( какой?) – металлический                           поднос ( какой?) – пластмассовый

кувшин ( какой?) – стеклянный                          блюдо ( какое?) – фаянсовое

  • Прочитайте ребёнку стихотворение К.Чуковского « Федорино горе».       Выясните, какие названия  посуды запомнил ребёнок.

  • Расскажите ребёнку, что посуда бывает  чайной, кофейной, столовой, кухонной.  Пусть он подберет по несколько названий посуды каждого вида.  

  • Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать : нож,  лож-ка,  ковш,  вил – ка,  чаш – ка,  та- рел- ка, каст – рю – ля,   по – ва – реш- ка.

  • Предложите ребёнку прослушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней:

У нашего  Вовки на блюдце морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки  смородина в  чашке.

Ну а у Валерки грибочки в  тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй.

  • Выполните с ребёнком упражнение « Посуда» для развития  творческого воображения и координации речи с движением:

Вот большой стеклянный чайник            ребёнок надувает « живот», одна рука Очень важный, как начальник                 на поясе, другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые  чашки,                               приседает, одна рука на поясе;

Очень хрупкие  бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца                          кружатся, рисуя руками круг

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки-                          потягиваются, руки вверх, сомкнуть над Голова на тонкой ножке.                       головой

Вот пластмассовый поднос-                 развести руки в стороны

Он посуду нам принёс

  • Подберите слова действия к предметам:

Чайник ( что делает? что с ним делают?)  – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, чистят, вытирают

Сахарница – кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают …

Чашка – пьют, наливают, разливают, выпивают, моют …

  • Поиграйте с ребёнком в игры:

« Назови ласково» ( уменьшительно –ласкательное существительное)

чашка – чашечка          тарелка – тарелочка

блюдце – блюдечко      кастрюля – кастрюлечка

ковш – ковшичек          сковорода – сковородочка

« Что с чем?»    ( усвоение творительного падежа с предлогом )

чайник … ( с носиком )              кастрюля … ( с крышкой)

тёрка … ( с дырками )                тарелка … ( с донышком)

сковорода …( с ручкой)

« Из чего?» ( усвоение родительного падежа существительного с предлогом)

суп наливаю из … ( кастрюли)

мясо беру из … ( сковороды)

чай наливаю из …  ( чашки)

рис ем из … ( тарелки

воду наливаю из … ( ведра)

« Чего не бывает?»

Не бывает  чайника без … ( носика)

Не бывает тёрки без … ( дырочек)

Не бывает кастрюли без … ( крышки )

Не бывает ножа без … ( лезвия)

« Где живут продукты?»

сахар живет в … ( сахарнице)

соль живет в … ( солонке)

сухари живут в … ( сухарнице)

масло живет в … ( масленке)

чай живет в … ( чайнике)

кофе живет в … ( кофейнике)

селёдка живет в … ( селёдочнице)

салат живет в … ( салатнице)

« Сделай и расскажи» ( ребёнок выполняет инструкцию и рассказывает о своих действиях):

Поставь чашку на блюдце.  ( Я поставил чашку на блюдце )

Возьми чашку с блюдца     ( Я взял  чашку с блюдца )

Поставь чашку возле блюдца.   ( Я поставил чашку возле блюдца )

Поставь чашку справа от блюдца  ( Я поставил чашку справа от блюдца)

« Посчитай посуду»

Один ( одна)  нож       вилка        чашка       поднос    кастрюля

Два  ( две )     ножа        …              …             …               …

Пять               ножей      …              …              …               …  

« Четвёртый лишний»

Кастрюля, хлебница, сковорода, миска ( в хлебнице не готовят пищу)

Чашка, стакан, кружка, вилка  ( вилка не предназначена для питья)

Ложка, вилка, нож, кастрюля ( кастрюля к столовым приборам не относится)

чайник, ведро, самовар, чашка  ( ведро к чайной посуде не относится )

  • Учите ребёнка сравнивать:
  • Чем кувшин отличается от бутылки?
  • В чем различия чашки, кружки и стакана? Чего нет у стакана?
  • Чем отличается кухонный нож от столового?
  • Чем похожи,  чем отличаются чайник от самовара?
  • Чем банка отличается от бутылки?
  • Чем отличается чайная ложка от столовой?
  • Чем миска отличается от тарелки?
  • Почему ложка не может выполнять работу вилки?

  • Выучите с ребёнком стихотворение:

Жила – была посуда:

Чайник, чашка и блюдо,

Ножик,  вилка и ложка,

Кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой,

Посуда дружила с водой

И с человеком дружила,

Её она вкусно кормила.

  • Составьте с ребёнком рассказ – описание о предмете посуды по плану:
  •  название предмета посуды;
  • из каких деталей она состоит?
  • из чего изготовлена?
  • для чего эта посуда предназначена?
  • какие бывают виды этой посуды?

  • Поупражняйте ребенка в отгадывании загадок:

Он из стали и прекрасно                                 У нее зубцы стальные

Режет овощи и мясо.                                            Длинные и острые

Только лезвие не трожь.                                         Ею подцеплять куски

Ну, конечно, это …    ( нож )                                  Очень даже просто нам.   ( вилка)

Он – пузатый  великан,                                  На кухне ей всегда почет,

У него не нос, а кран.                                            Она и жарит и печет,

От него исходит жар.                                             Не приготовить нам еды

Что же это….  ( самовар)                                       Без кухонной   …. ( сковороды)

На кухоньке нашей                                         Для нас она необходима,

Мы варим в ней кашу,                                            Ведь пищу из нее едим мы.

Картошку, бульоны,                                           Глубокая и мелкая

Супы, макароны.   ( кастрюля)                              Зовут ее …. ( тарелкою)

Лишь для хлеба создана,                                 Ее за ручку мы берем,

Бережет его она. ( хлебница)                                  Чай, кофе из нее мы пьем. (чашка)

Сел за стол я и копаю                                     Она из стекла, из пластмассы, металла

Маленькой лопаткою.                                             Продукты хранить нам всегда помогала:

Инструмент я окунаю                                             Повидло и джемы, сироп и варенье,

В борщ, в повидло сладкое.                                    Крупу и муку, маринад и соленья

Что лопатка зачерпнет,                                                                                ( банка)

Отправляю прямо в рот:

Кашу, торт, бульон, окрошку…                     Имеет хобот, а не слон,

Знают все, что это … ( ложка)                               Он чашкам отдает поклон.  ( чайник )



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Транспорт»

Родителям рекомендуется:

  • Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите ему назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
  • Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и
  • назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть он сам покажет части грузовика, которые Вы назовѐте.
  • Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».
  • Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.
  • Без помощи человека транспорт не сдвинется с места.
  • Людей, которые управляют разными транспортными средствами, называют по-разному. Расскажите ребѐнку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому назвать, чем управляет машинист, капитан, летчик, водитель.

Задание 1. Пальчиковая игра «Транспорт»

Выполняйте с детьми гимнастику для пальчиков и кистей рук.

Будем пальчики сгибать –          (Хлопаем в ладоши, стучим кулачками)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолѐт,              (Загибаем пальцы на обеих руках)

Трамвай, метро и самолѐт.          (Начиная с большого)

В кулак мы пальцы собирали,    (Сжимать и разжимать кулаки

И транспорт правильно назвали. (Сцепить пальцы в «замок»)

Задание 2.  Игра «Один – много»

Инструкция: Это автобус – а по городу ездят… автобусы.

Это поезд, а между городами ходят… поезда.

Это машина, а в городе много… машин.

Это самолѐт, а в небе много… самолѐтов.

Задание 3. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Пароход, лодка, самолёт.

Автомобиль, трамвай, троллейбус.

Самолёт, вертолёт, велосипед.

Автобус, троллейбус, самокат.

Задание 4 . Игра «Назови транспорт ласково»

Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие – нет.

грузовик – грузовичок        машина - …

трамвай – трамвайчик        корабль – …  

лодка – лодочка                  самолет - …

           

Задание 5. Игра «Назови звуки»

Предложите ребенку назвать звук издаваемый машиной.

«МАШИНА» - рррр;

 «САМОЛЕТ» - уууу;

«ПОЕЗД» - чух-чух-чух/ ту-туууу

«ПАРОХОД» - дууу-дуууу, и т.д.

Задание 6. Выучить стихотворение.

Показывайте малышу движения из текста и вместе проговаривайте слова и звуки.

машина цв.png

«Шофёр»

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофёр.

Задание 6. Отгадайте загадки.

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь. 

Мне открыты все пути

Вам со мной не по пути.

bd8078d428c08d769b1b56a57fbd7184.jpg

Паровоз без колесs1200 (3).jpg

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл.

Что за чудо - жёлтый дом!00c.jpg

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Он в без брежном океанеs1200 (4).jpg

Туч касается крылом.

Развернётся над лугами,

Отливая серебром.

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть внимательным, осторожным и осмотрительным.

Помните!

Нарушая правила дорожного движения, вы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплекс «транспортных» привычек.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

  • Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.
  • Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.
  • Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.
  • Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.
  • Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.
  • Переходите улицу строго под прямым углом.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
  • При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.
  • Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.
  • Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.

Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.

Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по лексической  теме:  «Школа. Школьные принадлежности»

  1. Расскажите ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;
  2. Рассмотрите  вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;
  3. Задайте  ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?
  4. Сходите с ребенком в магазин, где продают канцелярские  товары, или на школьную ярмарку.
  5. Отгадать загадки и выучить по выбору.

Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

Черный Ивашка — деревянная рубашка.

Где носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

  1. Дидактическая игра «Подбери признак»:

портфель (какой?) — кожаный, вместительный, яркий, большой ... .

тетрадь (какая?) – …

пенал (какой?) – …

ручка (какая?) – … и т. д.

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 Ручка, резинка, мяч, пенал.

 Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

  1. Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

  1. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

Чтобы было, где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

  1. Объяснить ребенку пословицы:

Ученье — путь к уменью.

Ученье свет, не ученье — тьма.

  1.  Дидактическая игра «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности). Составляя при этом сложноподчиненное предложение: Я кладу в рюкзак пенал, потому что…

Я собираю тетради в клетку и в линейку, чтобы …. и т. д.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Семья"

Рекомендации по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР на материале лексической темы: "Семья"...

Ркомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Инструменты"

Рекомендации логопеда для родителей  по обогащению словаря, формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР на материале лексической темы: "Инструменты"...

Рекомендации учителя-логопеда доу родителям по лексическим темам (для совместного выполнения с детьми дома).

Представлен практический материал -рекомендации полексическим темам для совместного выполнения с детьми дома...

Рекомендации учителя-логопеда родителям по лексическим темам.

Рекомендации для родителей младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Первый  период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)...

Тематическое планирование , тетрадь взаимосвязи с воспитателями и советы логопеда для родителей по лексической теме "Сад. Фрукты"

В методической разработке содержится материал для написания тематического планирования, тетради взаимосвязи с воспитателями и оформления стенда советов логопеда на примере лексической темы " Сад....

Рекомендации логопеда для родителей по закреплению материала по лексической теме: "Летние забавы".

В рекомендациях представлены задания для закрепления грамматического строя речи, слогового анализа, связной речи и мелкой моторики и развитию слуховой памяти....

Дистанционные рекомендации воспитателя для родителей по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендации к формированию знаний у детей по лексической теме "Дикие животные" для радителей....