Консультации логопеда для родителей по лексическим темам
картотека (старшая группа)

Золотова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«Встречаем птиц»

1.Рекомендуем родителям побеседовать с ребёнком:

- Какое сейчас время года? (СЕЙЧАС ВРЕМЯ ГОДА – ВЕСНА)

- А какой один из главных признаком весны? (ВЕСНОЙ С ЮГА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ПТИЦЫ)

- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной из теплых стран? (ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ)

- Каких перелетных птиц ты знаешь? (ЛАСТОЧКА, ЖУРАВЛЬ, СКВОРЕЦ, ГРАЧ, СОЛОВЕЙ, ЛЕБЕДЬ)

2. Поиграйте в игру «Назови части тела птицы»

Какие части тела птиц ты знаешь, что есть у птиц?

- У птиц есть голова.              - У птиц есть две лапы.

- У птиц есть два крыла.        - У птиц есть хвост.

- У птиц есть клюв.                - Тело птиц покрыто перьями.

3. «Назови ласково»

Голова – … головка  Лапы – … лапки      Крыло – …крылышко

Хвост –… хвостик    Клюв –… клювик    Перо –… перышко

4. «Кто как голос подает?»

Кукушка - … КУКУЕТ.

Соловей - …ПОЕТ.

Ласточка - …ЩЕБЕЧЕТ

Скворец - …ПОЕТ.

Журавль - … КУРЛЫКАЕТ.

Дикая утка - …КРЯКАЕТ

Лебедь - … ГОГОЧЕТ.

5. Упражнение «Чей? Чья? Чье?»

У утки (лебедя, журавля) чей клюв? …. УТИНЫЙ, ЛЕБЕДИНЫЙ, ЖУРАВЛИНЫЙ.

- Голова чья?  - … УТИНАЯ, ЛЕБЕДИНАЯ, ЖУРАВЛИНАЯ.

- Крыло чье?  - … УТИНОЕ, ЛЕБЕДИНОЕ, ЖУРАВЛИНОЕ.

6. Упражнение «Назови птенца»

- У кукушки - … КУКУШОНОК.

- У соловья - …СОЛОВЬЁНОК.

- У ласточки - …ЛАСТУШЕНОК

- У скворца - …СКВОРЧОНОК.

- У журавля - … ЖУРАВЛЕНОК.

- У дикой утки - …ДИКИЙ УТЕНОК

- У лебедя - … ЛЕБЕДЕНОК.

6. Подбери нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по)

- Грач вылетел ... гнезда.

- Грач прилетел ... гнездо.

- Грач подлетел ... гнезду.

- Грач кружит ... гнездом.

- Грач сел ... ветку.

- Грач ходит ... пашне.

7. Составьте описательный рассказ о перелётных птицах.

Грач – это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

8. Перескажите рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Объясните ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».

Вопросы:

Какие птицы прилетают весной первыми?

Что сразу начинают делать грачи?

Где они вьют гнезда?

Когда они выводят птенцов?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по лексической теме

«Животные жарких стран»

Родителям рекомендуем:

  • Показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога.
  • Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках.
  • Поинтересуйтесь у ребенка, какие животные живут там, где жарко. Кого из них он видел в зоопарке.
  • Посетить с ребенком зоопарк.
  • Поиграйте с ребенком в дидактические игры:

1. Игра «Добавь словечко»

В жарких странах живут ловкие, хвостатые ... (обезьяны).

В жарких странах живут большие, толстоногие ... (бегемоты).

В жарких странах живут сильные, гривастые ... (львы).

В жарких странах живут пугливые, быстрые, полосатые ... (зебры).

В жарких странах живут горбатые, длинноногие ... (верблюды).

В жарких странах живут пятнистые, длинношеие... (жирафы).

В жарких странах живут огромные, сильные ... (слоны).

2. Игра «Скажи наоборот» (обогащение словаря ребёнка словами-антонимами). Взрослый начинает предложение, а ребёнок его заканчивает

  • У жирафа шея длинная, а у бегемота...
  • У обезьяны хвост тонкий, у тигра....
  • У слона уши большие, а у зебры...
  • У бегемота широкая спина, а у зебры...
  • У черепахи панцирь твердый, а у льва грива...
  • Обезьянка веселая, а бегемот...
  • Слон добрый, а крокодил... и т. п.

3. Игра «Придумай новое слово» (образование сложных прилагательных)

У обезьяны длинный хвост, значит она…. (длиннохвостая).

У слона большие уши, значит он…

У бегемота толстая кожа, значит он…

У жирафа длинная шея, значит он…

У слона толстые ноги, значит он…

У зебры короткая шерсть, значит она…

4. ПРОЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ СТИХОТВОРЕНИЕ С. МАРШАКА «ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ?» И ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ: ПРО КАКИХ ЖИВОТНЫХ ГОВОРИТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ? ГДЕ ОНИ ЖИВУТ?

«ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ?»

- ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ?

- В ЗООПАРКЕ У ЗВЕРЕЙ.

ПООБЕДАЛ Я СПЕРВА

ЗА РЕШЕТКОЮ У ЛЬВА.

ПОДКРЕПИЛСЯ У ЛИСИЦЫ,

У МОРЖА ПОПИЛ ВОДИЦЫ.

ЕЛ МОРКОВКУ У СЛОНА,

С ЖУРАВЛЕМ ПОЕЛ ПШЕНА.

ПОГОСТИЛ У НОСОРОГА,

ОТРУБЕЙ ПОЕЛ НЕМНОГО.

ПОБЫВАЛ Я НА ПИРУ

У ХВОСТАТЫХ КЕНГУРУ.

БЫЛ НА ПРАЗДНИЧНОМ ОБЕДЕ

У МОХНАТОГО МЕДВЕДЯ.

А ЗУБАСТЫЙ КРОКОДИЛ

ЧУТЬ МЕНЯ НЕ ПРОГЛОТИЛ.

(С. МАРШАК)



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме

«Животные Севера»

1.Родителям рекомендуется рассказать детям о животных, живущих на Севере: про белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпу.

Рассказать о внешних признаках, характерных повадках животных Севера.

2. Сделать с ребёнком дыхательную гимнастику:

«Погреем пальчики» Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

«Вьюга» Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

  1. Поиграть в игру «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): один толстый морж, два … толстых моржа, три …  Словарь: белый медведь, пушистый песец, серый тюлень, большой кит.
  2. Произнести чистоговорки:
  • ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ – толстые тюлени
  • ЛЕНЬ-ЛЕНЬ-ЛЕНЬ - маленький тюлень
  • ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени
  • ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи
  • ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы
  • ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи
  1.  Поиграть в игру «Чьи детеныши?» Составление сложных предложений с союзом а. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
  • У медведя медвежонок, а у кошки ... .
  • У тюленя тюлененок, а у коровы ... .
  • У пингвина пингвиненок, а у волка ....
  • У оленя олененок, а у лисы ... .

  1. Ответить на вопросы: чей? чья? (образование притяжательных прилагательных).

Шерсть собаки — чья шерсть? — ... (собачья шерсть)

След оленя — чей след? — ... (олений след)

Нос тюленя — чей нос? — ... (тюлений нос)

Голова волка — чья голова? — ... (волчья голова)

Уши собаки — чьи уши? — ... (собачьи уши)

Копыта оленя — чьи копыта? — ... (оленьи копыта)

Клюв пингвина - …

  1. Составление рассказа-сравнения «Морж и ёж»

«Морж живет на севере, а ежик —в наших лесах. Морж большой, а ежик маленький. Морж гладкий, а ежик колючий. У моржа ласты, а у ежа лапки. Морж любит рыбу, а ежик —грибы, яблоки и мышей».

Песец – лиса

Морж – слон

Белый медведь – бурый медведь

  1. Составление описательного рассказа о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:

Название. Где живет? Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).

Повадки. Чем питается? Как добывает корм? Враги.

Как защищается? Детеныши.



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«КОСМОС»

1. Родителям рекомендуем:

- расскажите ребёнку о празднике День космонавтики;

- рассмотрите картинки и фотографии с изображением

космоса, космонавтов и космической техники;

- расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине.

2. Поиграйте в игру «А что это такое?»

Объяснить ребёнку значение слов:

- старт (место, где происходит запуск летательных аппаратов);

- взлёт (момент, когда космический аппарат отрывается от земли

 и поднимается в воздух);

- посадка (спуск на землю, приземление летательных аппаратов);

- скафандр (одежда, которую носят в суровых условиях космоса

для поддержания жизни человека);

- шлем (средство защиты головы от повреждений; важнейшая

часть скафандра).

3. Речевое упражнение «Назови ласково»

- Звезда - ЗВЁЗДОЧКА

- Космический корабль - КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛИК

- Солнце - СОЛНЫШКО

- Космонавт - КОСМОНАВТИК

- Скафандр - СКАФАНДРИК

- Звездочёт – ЗВЕЗДОЧЕТИК

4. Речевое упражнение «Скажи наоборот»

 - Близкая планета - ДАЛЕКАЯ ПЛАНЕТА

- Яркая звезда - ТУСКЛАЯ ЗВЕЗДА

- Большая ракета - МАЛЕНЬКАЯ РАКЕТА

- Маленький звездолет - БОЛЬШОЙ ЗВЕЗДОЛЕТ

- Злой гуманоид - ДОБРЫЙ ГУМАНОИД

5. Речевое упражнение «Один-много», «Много чего, кого?»

Слова: звезда, планета, космонавт, телескоп, ракета.

- Звезда - звёзды - много звёзд;

- Планета - планеты - много планет;

- Космонавт - космонавты - много космонавтов;

- Телескоп - телескопы – много телескопов;

- Ракета - ракеты - много ракет.

6. Речевое упражнение «1-2-5»

Слова: планета, спутник, ракета, звезда.

- Одна планета - две планеты - пять планет;

- Один спутник - два спутника - пять спутников;

- Одна ракета - две ракеты - пять ракет;

- Одна звезда - две звезды - пять звёзд

7. Речевое упражнение «Семейка слов»

Подберите родственные слова к слову КОСМОС:

- КОСМОнавт, 

- КОСМический,

- КОСМОлёт,

- КОСМОдром,

- воздушно-КОСМический.

8. Речевая игра «Подбери признак»

Космонавт какой?

- Сильный, смелый, отважный, здоровый, крепкий,

мужественный, любознательный, решительный,

ответственный, дисциплинированный.

9. Разгадайте «Космический кроссворд»

    1.Звезда, которая помогает людям находить направление на север в ночное время (Полярная).

    2. Модель Земли (глобус).

    3. Первый человек, побывавший в космосе (Гагарин).

    4. Источник света и тепла (солнце).

    5. Космический камень, который упал на землю (метеорит).

    6. Название космического корабля (Восток).

    7. Первые животные, побывавшие в космосе (собаки).

    8. По вертикали должно получиться слово ПЛАНЕТА.

1/8

2

3

4

5

6

7


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«ЛЕТО. ЦВЕТЫ НА ЛУГУ»

1. Родителям рекомендуем побеседовать с детьми о лете:

- Вспомните, какие цветы появляются в конце весны и с приходом лета. Рассмотрите строение цветка: цветок, стебель, лист, корень (на картинках, иллюстрациях и в природе).

- Дети должны узнавать и называть цветы: одуванчик, незабудка, гвоздика, ромашка, колокольчик, василёк, ландыш, астра, мак, роза, нарцисс, тюльпан, лилия.

- Обратите внимание на цвет и запах (аромат) цветов.

- Расскажите детям, что есть цветы, которые растут в саду (садовые):

нарцисс, гвоздика, пион, астра, роза, тюльпан. Есть цветы, которые растут на полянках в лесу и на лугах (полевые, луговые): мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, колокольчик, ландыш, незабудка. Объясните, что полевые и луговые цветы вырастают сами, их не растит человек.

2. «Назови одним словом»

Мак, василёк, раза, ромашка, незабудка – это ЦВЕТЫ.

3. «Один – много, много чего?»

- Цветок – цветы – много цветов

- Трава – травы – много трав

- Колокольчик – колокольчики – много колокольчиков

- Ромашка – ромашки – много ромашек

- Одуванчик – одуванчики – много одуванчиков

- Незабудка – незабудки – много незабудок

- Гвоздика – гвоздики – много гвоздик

- Василёк – васильки – много васильков

- Ландыш – ландыши – много ландышей

- Астра – астры – много астр

- Мак – маки – много маков

- Роза – розы – много роз

- Нарцисс – нарциссы – много нарциссов

- Тюльпан – тюльпаны – много тюльпанов

4. «Посчитай до пяти»

- Одна ромашка – две ромашки... пять ромашек

- Один колокольчик – два колокольчика… пять колокольчиков

- Одна гвоздика – две гвоздики… пять гвоздик

- Один одуванчик – два одуванчика… пять одуванчиков

- Один василёк – два василька… пять васильков

- Одна роза – две розы… пять роз

- Один тюльпан – два тюльпана… пять тюльпанов

5. «Назови ласково»

- Цветок – цветочек  

- Лейка – леечка  

- Роза – розочка

- Стебель – стебелёк  

- Луг – лужок

- Тюльпан – тюльпанчик

6. «Жадина» (сказать вместе со словом «мой, моя, моё, мои»)

Слова: мак, незабудка, васильки, роза, ландыш, поле, луг, колокольчик.

- Мой мак

- Моя незабудка

- Мои васильки

- Моя роза

- Мой ландыш

- Моё поле

- Мой луг

- Мой колокольчик

7. «Закончи предложение»

- Я собираю одуванчики на полянке, чтобы... сплести венок.

- Я срезаю розу очень осторожно, потому что… на стебле есть шипы.

- Я пойду на луг, чтобы… собрать для мамы красивый букет. 

8. Послушай рассказ, а потом перескажи его:

Лето

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зелёная. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках. А у иных головка вся золотистая, будто крохотное лучистое солнышко.

Ответь на вопросы: С чем сравнивает автор цветы? Как ты думаешь, о каких цветах он рассказал? Видел ли ты их?

9. Прослушай стихотворение и назови цветы, которые запомнил (на каждый цветок загибай палец).

Цветы

Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,

Василёк, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс!

Хорошо запомни ты, как называются цветы!



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«Мебель»

1.  Рекомендуем родителям рассказать детям, для чего нужна человеку мебель и из чего делают различные виды мебели. Попросите ребёнка назвать мебель для спальни, кухни, гостиной, прихожей.

2. Поиграйте в игру «Назови, какой»

             

- Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный;

- Кровать сделана из железа – железная кровать;

- Диван сделан из кожи – кожаный диван;

- Стул сделан из пластмассы – пластмассовый стул;

- Скамейка из металла – металлическая скамейка;

- Диван с обивкой из плюша – плюшевый диван;

- Кресло с обивкой из велюра – велюровое кресло.

3. Подберите родственные слова.

Стол – столешница, столовый, столоваться, столик, настольная (лампа).

4. Придумайте предложения со словом «стол», употребляя «маленькие» слова (предлоги): на, в, под, у, за, из, к, между.

- На столе стоит ваза;

- В столе лежит книга;

- Под стол забежала кошка;

- У стола стоит стул;

- Достань книгу из стола;

- К столу подошёл мальчик;

- Журнал лежит между столом и стеной.

5. Посчитайте различные виды мебели «2-5-9»:

- Слова: Стул, стол, шкаф, диван, кресло, кровать

6. Игра «Доскажи слово»

- Если ты захочешь спать, в спальне ждёт тебя …(кровать);        

- Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на … (стуле);

- С пирогами чай попьём за обеденным … (столом);        

- Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване);

- У чистюли Любочки всегда порядок в … (тумбочке);        

- Свитер, кофту, тёплый шарф аккуратно сложим в …(шкаф);

- Смастерил вчера Николка для своих игрушек…(полку);        

- Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

7. Назовите слова с противоположным значением («слова-неприятели»)

- порядок – беспорядок;

- уют – запущенность;

- чистота – грязь;

- старый – новый;

- прочный – ветхий;

- старинный – современный;

- забивать – выдергивать;

- прибить – оторвать.

8. Игра «Скажи одним словом»

- Стол для газет и журналов – журнальный стол;

- Стол, за которым обедают – обеденный стол;  

- Стол, за которым пишут – письменный стол;

- Стол для компьютера – компьютерный стол;          

- Полка для книг – книжная полка;

- Шкаф для книг – книжный шкаф.

9. Сделайте пальчиковая гимнастику и разучите стихотворение:

Раз, два, три, четыре, много мебели квартире.

(Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

(Загибаем пальчики на каждое название мебели)

А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили! Много мебели в квартире!

(Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

1. Побеседуйте с ребенком о продуктах питания. Можно задать ему такие вопросы:

- для чего нужна еда?

- кто готовит еду?

- из чего готовят то или иное блюдо?

- почему вредно есть много сладостей?

- из каких продуктов готовят твое любимое блюдо?

Попросите ребёнка назвать хлебобулочные продукты (батон, булка, хлеб, ватрушка, сухари). Назвать молочные продукты (молоко, кефир, сметана, сыр, творог). Назвать мясные продукты (колбаса, сосиска, сарделька)

2. Поиграйте в речевую игру «Из чего, какой, какая?»

- каша из манки – манная

- каша из гречки – гречневая

- каша из риса – рисовая

- каша из пшена – пшённая

- каша из перловки – перловая

- каша из кукурузы – кукурузная

- суп из гороха – гороховый

- суп из фасоли – фасолевый

- суп из вермишели – вермишелевый

- суп из геркулеса – геркулесовый

- суп из риса – рисовый

3. Речевая игра «Один-много, много чего?»

- котлета – котлеты – котлет

- молоко – молоко – много молока

- пирог – пироги – пирогов

- холодец – холодец – много холодца 

4. Речевое упражнение «Назови ласково»

Хлеб – хлебушек; сыр – сырок, сырочек; колбаса – колбаска; творог – творожок; масло – маслице; молоко – молочко.

5. Речевое упражнение «Посчитай: 1-2-5»  

Слова: булка, пирожок, ватрушка, рогалик.

6. Игра «Хваста». Представьте, чем могут похвастаться продукты в магазине?

В молочном отделе:

- Творог вкуснее всех… (потому что он очень полезный для здоровья зубов)

- Масло сливочное вкуснее всех… (потому, что его добавляют в любое блюдо: «Кашу маслом не испортишь!»)

В мясном отделе:

- Сосиски вкуснее всех… (потому что их можно быстро отварить и съесть)

- Колбаса вкуснее всех… (потому что с ней можно быстро приготовить бутерброд)

В хлебном отделе:

- Пирожное вкуснее всех… (потому что оно сладкое и красивое)

- Хлеб вкуснее всех… (потому что «Хлеб – всему голова!» и «Без хлеба нет обеда!»)

7. Речевое упражнение «Жадина» 

Слова: хлеб, масло, сметана, сосиски

- Мой хлеб, моё масло, моя сметана, мои сосиски.

8. Речевая игра «Закончи предложение»

- У повара закончились… (свежие продукты питания)

- Он мечтал о… (свежих продуктах питания)

- Повар заказал… (свежие продукты питания)

- Ему выделили деньги на… (свежие продукты питания)

- Повар поехал за… (свежими продуктами питания)

- Он долго выбирал… (свежие продукты питания)

- Ему посоветовали самые… (свежие продукты питания)

- Повар купил 10 килограммов… (свежих продуктов питания)

- Он попросил доставить в столовую… (свежие продукты питания)

- В столовую привезли 10 килограммов… (свежих продуктов питания)

- Повар любовался… (свежими продуктами питания)

- Повар приготовил вкусные блюда из… (свежих продуктов питания)

- Он рассказал кондитеру о… (свежих продуктах питания)

- Теперь кондитер тоже мечтает о 10 килограммах… (свежих продуктов питания)



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«Профессии. Инструменты, орудие труда»

1.  Расскажите ребенку о профессии папы и мамы: кем и где работают папа и мама, в чем заключается эта работа.

2.  Предложите ребенку вспомнить названия профессий работников детского сада, магазина, столовой, почты, профессии строителей и транспортников. Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях.

3. Поиграйте в игру «Кто что делает?» 

Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам:

- Врач... – лечит детей.

- Логопед... – учит детей правильно говорить.

- Воспитатель... – воспитывает детей.

- Продавец... – продает игрушки, посуду, продукты.

- Почтальон... – разносит газеты, журналы, письма.

- Маляр... – красит окна, двери, стены.

- Шофер... – водит машину, автобус.

- Летчик... – управляет самолетом.

4. Игра «Один – много, нет кого»

- Учитель - учителя - нет учителей,

- врач - врачи - врачей,

-продавец - продавцы - продавцов,

- пекарь - пекари - пекарей,

- фотограф - фотографы - фотографов,

- портной - портные - портных,

- доярка - доярки - доярок,

- почтальон - почтальоны - почтальонов.

5. Игра «Назови по образцу»

- Он художник, а она – художница;

- он учитель, а она – ...

- он писатель, а она – ...

- он проводник, а она – ...

- он певец, а она – ...

- он переводчик, а она – ....

6. Игра «Кто что делает?»

- Учитель – учит читать, писать, считать;

- пожарный – тушит пожар;

- строитель – строит и ремонтирует дома;

- маляр – красит, белит

- фотограф – фотографирует;

- повар ... - портной ... - парикмахер ... - библиотекарь ...

- врач ... - писатель ... - водитель ... - доярка ...

- птичница .... - продавец … - сапожник …

7. Игра «Кому что надо для работы?»

 Парикмахеру – ножницы, расческа, фен, бигуди;

 врачу – лекарство, белый халат, градусник;

 художнику ...  учителю ...  портному ...

 маляру ...  рыболову ...  продавцу ...

 садовнику ...  плотнику ... доярке ...  трактористу ....

8. Игра «Угадай профессию»

 -Кто носит багаж? (Носильщик)

- Кто сваривает трубы? (Сварщик)

- Кто работает на кране? (Крановщик)

- Кто укладывает кирпичи? (Каменщик)

- Кто чинит часы? (Часовщик)

- Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик)

- Кто красит стены? (Маляр)

- Кто ухаживает за птицами? (Птичница)

- Кто сочиняет музыку? (Композитор)

- Кто играет на рояле? (Пианист)

9. Игра «Исправь ошибку»

- Маляр шьет одежду.

- Водитель управляет самолетом.

- Парикмахер вяжет кофту.

- Библиотекарь разносит почту.

- Фотограф сочиняет музыку.

- Доярка шьет одежду.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«Пресноводные и аквариумные рыбы»

1.Рекомендуем родителям рассмотреть вместе с ребёнком картинки рыб, запомнить их названия:

- аквариумные рыбы: скалярия, сомик, меченосец, гуппи, золотая рыбка.

- пресноводные (речные): ёрш, карп, карась, сом, окунь.

Закрепите в словаре ребёнка обобщающие понятия: «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы». Еще бывают «морские рыбы».

2. Расскажите ребёнку, где живут рыбы? Чем они питаются? Как называются детёныши рыб? Из чего они выводятся?

3. Побеседуйте с ребёнком на тему строения тела и образа жизни рыб:

Попросите ребёнка назвать части тела рыбы: голова, жабры, туловище, хвост, плавники. Спросите у ребёнка:

- Чем дышит рыба? (Рыба дышит жабрами).

- Чем она гребёт? (Рыба гребёт плавниками).

- Чем поворачивает? (Рыба поворачивает хвостом).

- Чем покрыто тело рыбы? (Тело рыбы покрыто чешуёй)

4. Поиграйте в игру «Один-много», «Много чего/кого?»

- карась - … (караси)- … (много карасей);

- щука - … (щуки) - … (много щук);

- плавник - … (плавники) - … (много плавников).

5. Игра «Сосчитай 2-5-9»

- Карась, щука, золотая рыбка, окунь, сом, камбала

6. Игра «Чьи хвосты?» Закончи предложения.

- хвост щуки (чей?) – щучий.

- хвост окуня – окунёвый,

- хвост ерша – ершовый,

- хвост акулы – акулий.

7. «Назови ласково» 

Образец: сельдь – селёдочка, окунь – окунёк, щука – щучка, ёрш – ёршик, сом – сомик.

8. Игра «Назови: чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище»

 

У щуки        

У акулы

голова – щучья

голова – акулья

хвост – щучий

хвост – акулий

туловище – щучье

плавник – акулий

плавник – щучий        

туловище – акулье

 9. «Подбери действие»

- Рыбка к камню… (отплыла или подплыла)

- Рыбка от берега… (переплыла или отплыла)

- Рыбка всю реку… (вплыла или переплыла)

10. Ответь на вопросы полным предложением:

- Как называется суп из рыбы? (Суп из рыбы называется уха)  

- Чем ловят рыбу? (Рыбу ловят удочкой или сеткой)  

- Кто такой рыбак? (Рыбак – это человек, который ловит рыбу)

11.  Составьте рассказ об одной из рыб по образцу.

Например:

Сом – это крупная речная рыба. У него большое туловище, широкая голова, маленькие хвост и плавники. Сом – хищная рыба. Он охотится на других рыб, лягушек, птенцов водоплавающих птиц.

12.  Выучите с ребёнком загадку:

Кто лежит на дне речном?

Старый и усатый... (сом).



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«Грузовой и пассажирский транспорт»

1.  Рекомендуем родителям вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта (легкового, грузового, пассажирского).

- Обсудите, для чего нужен человеку тот или иной вид транспорта (легковой, чтобы поехать куда-нибудь самому или с семьёй; пассажирский транспорт перевозит людей из одного места в другое, а грузовой развозит грузы на разные расстояния).

- Побеседуйте с ребёнком о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

- Расскажите детям о профессии водителя.

2. Игра «Скажи наоборот»

- отъехал – подъехал            - выехал – заехал

- въехал – съехал                  - улетел – прилетел

- заплыл– выплыл                - вылетел – залетел

- взлетел – приземлился      - укатил – прикатил

- уплыл – приплыл               - погрузил – разгрузил

3.  Игра «Один-много»

- автобус - автобусы

- трамвай - трамваи

- самолет – самолёты

- корабль – корабли

- самосвал – самосвалы

- велосипед – велосипеды

- мотоцикл – мотоциклы

- грузовик – грузовики

- такси – такси (Запомни: слово «такси» не изменяется!)

4. Игра «Семейка слов»

«Соберите» семейку слов к слову машина:

- Как можно назвать маленькую машину? (машинка)

- А очень большую? (машинища)

- Как назвать человека, который водит поезд? (машинист)

- Как называется масло для двигателя машины? (машинное масло)

5. Игра «Закончи предложение» (усвоение глагола «ехать» с различными приставками)

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),

На горку …(заехали), с горки мы …(съехали) и дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),

Яму мы... (объехали) и дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),

Через мост... (переехали) и дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали, до города... (доехали),

В ворота... (заехали), вот мы и... (приехали).

6. Игра «Два и пять»

- 2 самолёта – 5 самолётов

- 2 автобуса – 5 автобусов

- 2 самосвала – 5 самосвалов

- 2 велосипеда – 5 велосипедов

- 2 корабля – 5 кораблей

- 2 трамвая – 5 трамваев

- 2 вертолёта – 5 вертолётов

- 2 лодки – 5 лодок

7. Отгадайте загадки:

- По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус)

- Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (трамвай)

- Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

- Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет. (самолет)

- Несется и стреляет, ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (мотоцикл)

- Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль, побежит… (автомобиль)

- Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином. (автобус)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда по лексической теме:

«СКОРО В ШКОЛУ. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»

1. Родителям рекомендуется:

- рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

- рассмотреть школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

- задать ребенку вопросы: что кладут в пенал, в портфель?

- сходить с ребенком в канцелярский магазин.

2. Игра «Назови ласково»

Слова: линейка, карандаш, рюкзак, указка, стул, мел, учебник.

3. Игра «1-2-5»

Слова: ручка, ластик, пенал, линейка, тетрадь, учебник.

4. Игра «Жадина»

Слова: альбом, линейка, краски, фломастеры, пластилин.

Мой альбом, моя линейка, мои краски…

5. Игра «Какой? Какая? Какие?»

- Ручка из пластмассы, значит, она…пластмассовая.

- Тетрадь из бумаги, значит, она … бумажная.

- Ранец из кожи, значит, он … кожаный.

- Папка из картона, значит, она … картонная.

- Карандаш из дерева, значит, он … деревянный.

- Ластик из резины, значит, он … резиновый.

6. Игра «один-много, много чего?»

Слова: ручка, пенал, карандаш, тетрадь, краски.

- Ручка - ручки - много ручек;

- пенал – пеналы - много пеналов;

- карандаш - карандаши - много карандашей;

- тетрадь - тетради - много тетрадей;

- краски – краски - много красок.

7. Игра «Подбери признак»

Портфель (какой?) – кожаный, вместительный, яркий, большой…

8. Игра «Четвертый лишний»

- Ручка, ластик, мяч, пенал.

- Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

- Доска, кукла, мел, указка.

- Урок, перемена, класс, телевизор.

- Учитель, директор, продавец, библиотекарь.

9. «Исправь ошибку в предложении»

- У меня есть портфеля (портфель).

- У меня новый тетрадка (новая).

- Я забыл дома линейкой (линейку).

- Я пишу ручки (ручкой).

- Я рисую в альбом (альбоме).

10. «Подскажи словечко»

- Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

- Чтобы было где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

11. Объясните ребенку значение пословицы:

- Ученье – путь к уменью. (Постигая науку, человек обретает бесценный опыт, который пригодится ему в жизни). 

- Ученье – свет, а неученье – тьма. (Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные задачи, незнание делает человека беспомощным).

12. Отгадайте загадки и выучите по выбору:

- Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

  А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

- Черный Ивашка — деревянная рубашка.

   Где носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш)

- То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

   Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

- Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.

консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....

Консультация для родителей по лексической теме "Хлеб - всему голова"

Консультация для родителей логопедической группы по лексической теме "Хлеб - всему голова"...

Консультация для родителей по лексической теме "Космос".

Консультация для родителей по лексической теме "Космос"....

Консультация для родителей по лексической теме "Дети - герои войны"

Уважаемые родители!Военные годы были тяжелым испытанием для всех. В один миг детям того времени пришлось повзрослеть. Закончилось их детство: игры в игрушки сменились тяжелым трудом и заботой о тех, к...

Методическая разработка на тему: "Консультации для родителей по лексическим темам".

Данный материал представлен в виде домашних заданий по лексическим темам, представленных в виде консультаций. Составлены эти консультации с учетом лексических тем и предназначены преимущественно для д...

Картотека консультаций для родителей по лексическим темам старшая группа

Картотека консультаций для родителей по лексическим темам старшая группа...

Картотека консультаций для родителей по лексическим темам старшая группа

Картотека консультаций для родителей по лексическим темам старшая группа...