« Комплексное воздействие на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
консультация по логопедии

Само понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей его проявления у детей определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи понимают лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_vozdeystvie.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: « Комплексное  воздействие на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Само понимание механизмов возникновения общего недоразвития речи и знание особенностей его проявления у детей определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи понимают лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.
Основные задачи коррекционно-воспитательной работы является устранение речевых дефектов, а также психологических изменений и отклонений у детей, страдающих общим нарушением речи.
Педагогическими средствами логопед воспитывает у ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную личность.
 Формы логопедической работы с детьми дошкольного возраста:
•психолого-педагогическое изучение детей с ОНР;
• организация и использование в логопедической работе содружественной деятельности разных специалистов (врачей, воспитателей, музыкального работника, психолога, коррекционного педагога, инструктора по ЛФК, массажиста);
• консультативно-методическая работа с микросоциальным окружением ребенка с ОНР (прежде всего, работа с родителями);
• система логопедических занятий;
Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.
Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, формирование связной речи детей, совершенствование грамматического оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи. Параллельно развиваются интеллектуальные способности, формируется гармоничная личность.
Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и его близкого окружения.

В логопедической работе осуществляется тесная взаимосвязь логопеда и воспитателя
Основные направления:

• коррекционно-воспитательное;

• общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений.

Основными задачами в коррекционной работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений является всесторонняя коррекция речи, неречевых процессов и формирование личности ребенка. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами функции логопеда и воспитателя четко разделяются.

Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение 15 дней.

Основная задача этого периода - создание дружного детского коллектива в логопедической группе.

Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию и совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

Логопед проводит занятия фронтальные (4-5 детей) и индивидуальные по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной речи, воспитатель проводит ежедневные занятия в вечерние часы.

Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают коррекционные задачи.

На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка. Для этого я разработала систему, которая максимально эффективно реализовывает коррекционный потенциал взаимодействия специалистов.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления речевых нарушений и закрепить учебный материал логопедических занятий, развивать у детей способность применять полученные знания и сформированные умения и навыки.

Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения.

Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям логопеда - пример совместной работы логопеда и воспитателя. Еженедельно в конце рабочей недели логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми.

В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения:

- по отработке артикуляционных упражнений;

- для автоматизации поставленных звуков;

- на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом;

- для развития фонематического слуха;

- по формированию лексико-грамматической стороны речи.

Коррекционная работа представлена тремя этапами: подготовительным, основным и заключительным, решаются следующие цели:

- познакомить детей с различными звуками; научить различать речевые и неречевые, гласные и согласные звуки;

- отработать произношение гласных и согласных звуков; выработать умение дифференцировать звуки на слух и в собственной речи; сформировать навыки фонематического анализа и синтеза;

- обобщить и закрепить навыки, полученные детьми в ходе реализации коррекционной программы.

Огромную роль в коррекционно-образовательном процессе играют медицинский персонал, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог-психолог, а также семья и ее воздействие.

Конечная цель комплексной методики, включающей мероприятия терапии речевого нарушения, — полная социальная реабилитация ребенка с ОНР. В структуру этого понятия входит оздоровление и укрепление нервной системы и организма в целом, перевоспитание личности, развитие коммуникативных функций речи и социальных взаимоотношений с целью подготовки к обучению, активной общественной деятельности в условиях общеобразовательной массовой школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...