Использование игр с мячами в коррекционной работе с детьми с ТНР.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Материал будет полезен для педагогов работающих с детьми с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_s_myachami_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_tnr.docx | 1011.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр с мячами в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Петрова Татьяна Александровна
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №411» г.о. Самара
В работе с детьми с ТНР мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук. При формировании мелкой моторики развиваются не только пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, но и речь. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за речь и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Используя мяч в играх с детьми, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом в коррекционной работе, поскольку игры с мячом:
- отвлекают внимание детей от речевого дефекта;
- освобождают детей от утомительной неподвижности во время НОД;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- регулируют силу и точность движений;
- развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции;
- развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые, надувные, Су-Джок и др. Предлагаем вам подборку игр с разными видами мячей.
1. Игры с большими мячами.
Эти игры не требуют большого пространства и их можно проводить как со всей группой, так и с подгруппой детей.
Игры на развитие ориентировки в пространстве, что важно для детей с нарушениями речи. Нарушение пространственного восприятия создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.
«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»
«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч (в озможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно, пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя.
Игры на обобщение и расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.
Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
«Ловко мне мяч бросай и животных называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход. Вариант 1. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.
«Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Мяч лови, детеныша назови.
«Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».
Кто в берлоге, кто в норе?
Назови-ка поскорей!
«Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости
Кто ползет, а кто плывет,
Кто ползет, а кто идет.
По такому же принципу строим игры: «Подскажи словечко», «Составь предложение», «Горячий – холодный» (антонимы), «Из чего сделано», «Лови да бросай – цвета называй», «Третий лишний», «Какой по форме», «Один – много».
Вспомнили и давно забытые игры с мячами из детства. Дети отбивают мяч о пол и проговаривают, например, «Я знаю названия трех домашних животных (цветов, мебели и т.д.)» и на каждый удар мяча произносят по одному названию из предложенной темы.
Цель: обобщение словарного запаса, закрепление правильного звукопроизношения, фонематических процессов.
Данные игры можно использовать при прохождении с детьми разных лексических тем.
Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков или слова с определенным звуком.
Если услышите звук «А», стукните об пол.
«Нужный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков или слова с определенным звуком, нужно подбросить мяч на заданный звук.
«Мяч передавай - слова со звуком (а, о, и др.) называй"
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, придумывание слова с определенным звуком.
Ход. Педагог называет звук, нужно придумать слово с названным звуком и передать мяч следующему.
Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторик
Можно использовать любые маленькие мячики или шарики.
Упражнения:
сжимание мячика, обхват пальцами, прокатывание, прокатывание между пальцами, разминание между ладонями.
Игры: «Фокусник».
Дети перемещают мячик в соответствии с текстом. Игра совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.
Вариант 1.
1. За рукой и под рукой
Из-под кисти на покой.
2. Между пальцев
Подержу.
И в ладошку положу.
3. Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке скачу – смотри!
4. Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
5. Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
6. Дружит мяч с моей рукой –
Вот я фокусник какой!
Вариант 2. С мячиком – ежиком.
Я мячом круги катаю (между ладоней),
Взад – вперед его гоняю (смена рук).
Им поглажу я ладошку (поглаживание),
Будто я сметаю крошку (смена рук).
Я сожму его немножко (сжимание),
Как сжимает лапу кошка (смена рук).
Каждым пальцем мяч прижму (прижимание),
И с другой руки начну (смена рук).
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук (перебрасывание мяча с руки на руку)!
«Попади в цель».
Попасть (красным, синим и т.п.) мячиком в цель правой (левой) рукой.
«Поймай шарик».
Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой рукой и поймав левой».
«Футбол».
Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальца правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Для следующих игр используем специальные пособия, которые довольно просты в изготовлении.
«Спираль»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Не ползет и не бежит,
Над цветком она кружит,
За витком идет виток
Вот и села на цветок.
Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке и произносит слова.
«Путешествие колобка»
Цель: закрепление изученных грамматических форм; правильное конструирование фразы; умение ориентироваться в пространстве; развитие мелкой моторики рук.
Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.
«Веселые буквы»
Цель: развитие мелкой моторики, составление прямых и обратных слогов.
Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки шарик и читают прямые и обратные слоги, составляют слово, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
«Запомни звук»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление гласных звуков.
Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки
шарик по дорожкам от гриба к звуку, названному воспитателем.
«Снежная фантазия»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие четкой дикции.
Ход. Дети прокатывают шарик по панно, сопровождая движения стихотворным текстом.
Мы снежинки! Это мы парашутики зимы.
Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим.
Мы танцуем дни и ночи, даже несколько недель.
Наши танцы, между прочим, называются метель.
«Разноцветные шары»
Цель: развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений, закрепление основных цветов, закрепление гласных звуков, составление слогов.
Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки, проговаривая слоги. Движениям пальцев предшествуют слова:
Шарик, шарик не грусти, что тебя я отпустил.
Но ты так хотел на небо - ты ж еще на небе не был.
По аналогии можно придумать подобные пособия для различных игр по вашему желанию и в соответствии с другими целями коррекционной работы.
Все описанные виды игр включаем в НОД, в совместную и индивидуальную работу с детьми. Организация игр групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Еще раз хочется отметить, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.
Литература:
Воробьёва Т.В., Крупенчук О.И. Мяч и речь – СПб., 2003
Дошкольная педагогика /Май Июнь/ 2006, стр.40-41
Дошкольная педагогика /Ноябрь Декабрь/ 2005, стр.36-41
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина, СПб,; Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы...
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Опыт работы по использованию пальчикового театра в коррекционной работе с детьми с ОНР
В работе обобщены подходы в развитии мелкой моторики рук и представлен календарный план проведения пальчикового театра...
Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"
Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...
Использование нейропсихологических техник в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ. «Из опыта работы».
В конце прошлого века учеными были проведены несколько исследований показавшие, что определенные движения тела влияют на состояние нейронных связей в головном мозге. Глубже этим вопросом занимали...