Групповое логопедическое занятие на тему «Разделительный мягкий знак». ЗПР 3 класс.
план-конспект занятия по логопедии

Ольга Михайловна Пудовкина

Представленный вариант интересен тем, что включает в себя подробный алгоритм построения логопедического занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповое логопедическое занятие на тему «Разделительный мягкий знак». ЗПР 3 класс.

Цель – умение распознавать в написании разделительный мягкий знак  в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить правило о разделительном мягком знаке.
  2. Совершенствовать навык звукового анализа.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование притяжательных  прилагательных).
  4. Расширять словарный запас.
  5. Развивать орфографическую зоркость.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать межполушарные воздействия.
  2. Развивать слуховое внимание.
  3. Развивать диафрагмальное  дыхание.
  4. Развивать фонематические процессы.
  5. Развивать связную речь.
  6. Развивать слуховую память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речевого общения - совершенствовать умение  формулировать ответ.
  2. Воспитывать любовь к чтению.
  3. Воспитывать самоконтроль и коммуникативное взаимодействие.
  4. Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: ИКТ, предметные картинки, карточки со слогами, схемы слогов, слоги, карточки с заданиями.

Ход занятия:

1.Организационный момент

А) Дыхательная гимнастика.

Б) Кинезеологические упражнения:

«2/3», « Лезгинка».

2.Сообщение темы занятия (слайд 2)

Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособие). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).

А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

- А как вы думаете, чему мы сегодня научимся?

3.Уточнение правила (слайд 3,4)

-Вспомните  когда, в словах пишется разделительный мягкий знак?

-Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами  2 ряда

-Назовите их?

4.Чтение слоговой таблицы (слайд 5)

5. Графический диктант слогов (слайд 6)

-Сейчас зашифруем слоги: слог без разделительного мягкого знака ___ - прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ - «волна».

Тья, вью, ря, лье, фье, гя.

-Проверяем, у всех так?

-Оцените свою работу.

6.Задание на закрепление правила.

-А сейчас с новой строчки запишем слоги:

 тья, ви, бью, вя, лью, тя, вья, вьи, жьё.

-Подчеркните  разделительный мягкий знак, там где вы его написали.

Поменяйтесь тетрадями, и проверти друг у друга (диктую ещё раз)

7.Физкультминутка с перекидыванием мяча:

«Добавь разделит. мягкий знак»: 
зя — зья 
бе - 
ря - 
чи - 
ся - 
лю -

«Убери разделит. мягкий знак» 
лья - ля 
рью - 
бьи - 
сья - 
нья - 
пью –

8. Игра " Внимательные ушки".

 Хлопни, когда услышишь слово, в котором нужно написать, разделительный мягкий знак: ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.

9.Графический диктант (слайд 8)

 Запишите только слоги с разделительным мягким знаком.

листья - ____тья,  птичьи _____чьи, перья - ______рья, ночью. – чью.

10.Работа со словами-паронимами.

Физкультминутка. 
Игра с перекидыванием мяча 
"Добавь разделительный мягкий знак в слово"

Коля – колья, семя – семья, полёт – польёт, лют – льют, полю – полью, солю-солью, гроздь-гроздья, гость-гостья.

11. Звуковой анализ слов (слайд 9,10)

Запись слов, объяснение лексического значения, звуковой анализ.

Семя-семья, полю-полью.

12. Развитие орфографической зоркости

-А сейчас исправьте ошибки в словосочетаниях (слайд  11)  (дети записывают словосочетания в тетрадь)

11.Задания на словоизменение и словообразование

а) образование притяжательных прилагательных (слайд 12)
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных): 
У лисы голова чья? Лисья 
У зайца? У волка? У белки….

б) задания на самостоятельное словоизменение:  (слайд 13)

Составьте из слов предложения, запишите их в тетрадь.
Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).                                                                                     В каком слове разделительный  мягкий знак? Подчеркните его.


весна, птицы, вить, гнёзда – Весной птицы вьют гнёзда._                                                   

- В каком слове разделительный  мягкий знак? Подчеркните его.

12.Задания для самостоятельного выполнения. Закрепление материала.

Прочитайте, вставляя, там,  где нужно разделительный  мягкий знак. Запишите   в тетрадь.

а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица

б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.

в) в предложениях: Плат…е  чист…ят  щ…ёткой.

г) в текстах:

Апр...ель. 
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю. 
Прокат…ился в н…ебе гром. 
Мурав…и под старой ел…ю 
Вс…ей  сем…ёю  строят дом.

Запах прели – запах чего-либо прелого, гнилого.

15.  Подведение итогов занятия.

- Вспомните, между какими буквами  в  словах пишется разделительный мягкий знак?

-Какой звук слышится  при произнесении слов с разделительным мягким знаком?

 -Что вам сегодня понравилось на занятии?

-Что вам было сложно?

-Мне сегодня понравилось, как вы справились с заданиями.

-Предлагаю оценить свою работу, выберете настроение смайлика.

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по теме "Звуки (с) - (ш)"

В создании организационного момента использовалось пальчиковая гимнастика. А также в ходе заняти применялась игра "Чудесный мешочек" , которая помогла детям закрепить названия цвета, формы и способств...

Групповое логопедическое занятие по теме: "Игрушки"

Коспект группового логопедического занятия в средней группе по лексической теме "Игрушки"....

Групповое логопедическое занятие на тему "Звуки [м], [м\']. Буква [М ] Новак Татьяна Михайловна учитель-логопед

Материал может быть полезен  учителям - логопедам а также воспитателям при изучении букв....

Конспект открытого группового логопедического занятия по теме :"Закрепление звуков с,сь. Посуда".

Тема: «Посуда. Закрепление звуков [с], [cь]»       Цель:    Автоматизация  звуков  [с], [cь]   в  слогах,...

Конспект группового логопедического занятия по теме:"Дикие животные наших лесов

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.Задачи: упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных; упражнять в согласовании числительных...

Коррекционно-логопедическое занятие по теме “Буква мягкий знак”.

Цель: познакомить детей с буквами русского алфавита.Задачи: развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным распространённым предложением; способствовать развитию звуко-букве...

Конспект логопедического занятия во 2 классе ЗПР, тема "Разделительный мягкий знак"

Конспект логопедического занятия во 2 класса ЗПР, тема "Разделительный мягкий знак"...