Конспект занятия по теме "Стройка"
учебно-методический материал по логопедии

Романова Ирина Петровна
Цели: 
 
1 Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление, расширение , уточнение лексико - грамматического строя речи детей .
-обогащать и актуализировать словарь детей по теме " Стройка"
- познакомить детей со строительными профессиями, с частями дома,
с материалами, из которых строят дома.
- познакомить детей с однокоренными словами. 
-развитие грамматического строя речи: учить изменять существительные в косвенных падежах , образовывать относительные прилагательные.
 
2 Коррекционно-развивающие задачи:  
 Развитие общеречевых навыков( дыхания , голоса)
Развитие фонематического восприятия, анализа и представления
Развитие слухового внимания и памяти
Развитие зрительного внимания, памяти
Актуализация мыслительной деятельности, развитие и умение решать логические задачи
Развитие общей и мелкой моторики, графо -моторных навыков
 
3 Коррекционно-воспитательные задачи:
- формирование навыков работы в коллективе
-воспитание интереса к познанию, любознательность
- воспитание внимания, усидчивости, терпения
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия в старшей речевой группы

                   

Как мы будем строить дом?

учитель-логопед

Романова Ирина Петровна

Занятие в речевой старшей группе по лексической теме " Стройка"

Цели:

1 Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление, расширение , уточнение лексико - грамматического строя речи детей .

-обогащать и актуализировать словарь детей по теме " Стройка"

- познакомить детей со строительными профессиями, с частями дома,

с материалами, из которых строят дома.

- познакомить детей с однокоренными словами.

-развитие грамматического строя речи: учить изменять существительные в косвенных падежах , образовывать относительные прилагательные.

2 Коррекционно-развивающие задачи:  

 Развитие общеречевых навыков( дыхания , голоса)

Развитие фонематического восприятия, анализа и представления

Развитие слухового внимания и памяти

Развитие зрительного внимания, памяти

Актуализация мыслительной деятельности, развитие и умение решать логические задачи

Развитие общей и мелкой моторики, графо -моторных навыков

3 Коррекционно-воспитательные задачи:

- формирование навыков работы в коллективе

-воспитание интереса к познанию, любознательность

- воспитание внимания, усидчивости, терпения

Ход занятия:

Логопед: Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет.

Логопед :                                                             Дети:

Где живет лиса?                                           В норе

                                                                                     

Где живет волк?                                            В логове

Где живет белка?                                         В дупле    

Где живет медведь?                                   В берлоге          

Где живет корова?                                      В коровнике        

Где живет собака?                                      В конуре            

Где живет лошадь?                                    В конюшне

                                     

Где живет свинья?                                    В хлеву

Где живет человек?                                  В доме

Логопед :                                                                                                  Дети:

У  каждого есть жилищею.

А как сказать о маленьком доме?                                                    ( домики)

     Сказочного человека, который живет в доме называют?        ( домовой)

Человек который любит проводить все время у себя дома?    ( домосед)

Как называют дела которые выполняют по дому?                      ( домашние)

Женщину которая ведет домашние хозяйство называют       (  домохозяйкой)

Логопед :

 Послушайте слова: дом ,домик, домище, домовой, домосед, домашние, домохозяйка. Какое одинаковое слово вы  слышите во всех этих словах?

Дети:                                                                          ДОМ        

Логопед:

Правильно! Все эти слова образовались от одного слова «ДОМ» Это одна семья слов - слова родственники.

Посмотрите у меня на доске нарисовано дерево. Назовите его части.

Дети:  

Корень, ствол, ветви.

Логопед:

Корень у дерева один , а веток много. Одни ветки короткие , другие длинные, но все они выросли из одного ствола и корня. Так и у родственных слов – корень один , а слова получаются короткие, другие длинные. Давайте с вами попробуем найти корень в этих словах.                                                                    

ДОМИК, ДОМИЩЕ, ДОМОВОЙ, ДОМАШНИЕ ,ДОМОСЕД, ДОМОХОЗЯЙКА.

Дети:                                                     корень ДОМ

Логопед:

Я приложу к корню дерева картинку к слову «ДОМ» - это корень наших слов. Какие картинки можно приклеить на ветки?

Дети:

Домик – это маленький дом

Домище – это большой дом

Домовой – это сказочный человек ,который охраняет дом

Домосед – это человек , который любит сидеть дома

Домохозяйка – ведет домашние хозяйство

Логопед:

Молодцы! Все эти слова образовались от одного корня. Как можно назвать эти слова?

Дети: родственники

А еще у них один корень.

Дети: однокоренные

Логопед:

В каком доме может жить человек ? Мы это узнаем  когда починим слова. Я назову нецелое слово, в нем пропущен один звук. Угадайте, какой звук пропал, и назовите это слово.

И . БА    (З)                                                         . АМОК (З)

Какие слова у вас получились?

Дети:

ИЗБА                                                                  ЗАМОК

Логопед:

Какой в этих словах потерялся звук?

Дети:

/ З/

Логопед:

Послушайте еще раз слов и выложите на полосках кружок (синий или зеленый) в нужную клеточку, где находится звук / З/ в слове.(ИЗБА, ЗАМОК)

Логопед:

Выберете слова в которых есть «мягкий звук» /З,/ ( заметный, зимний, зеленый, забавный)

Дети:

ЗИМНИЙ, ЗЕЛЕМЫЙ

Логопед:

Соедините эти слова со словами замок, изба.

Дети:

Зимний замок, зимняя изба; зеленый замок, зеленая изба.

Логопед:

Какой дом мы называем избой?

Дети:

Это деревянный дом, старинный дом. Такие дома строили давно .

Логопед:

Хорошо, вы понимаете, что означает это слово. А теперь давайте разберем это слово на звуки и слоги.

Логопед:                                                                       Дети:

Сколько в этом слове гласных звуков?                          Два звука. /И/,/А/

Сколько согласных звуков?                                               Два. /З/,/Б/

Сколько слогов?                                                                  Два. ИЗ-БА

Какой из слогов слог-слияние?                                         БА

Где в слове изба находится звук/З/?                                В середине слова

Как звучит этот звук в слове?                                              « твердо»

Логопед:

Кто строит дома?

Дети:

Строители

Логопед:

Посмотрите у вас на столе лежат картинки с изображением людей строительных профессий. Назовите пожалуйста эти профессии.

Дети:

Каменщик, штукатур, маляр, плотник, электрик, крановщик, стекольщик.

Игра: « Кто что делает?»

Логопед:

Какую работу выполняют люди этих профессий?

Дети показывают картинки и называют глаголы.

Каменщик кладет кирпичи.

Штукатур штукатурит стены.

Маляр красит стены.

Плотник устанавливает рамы, двери.

Электрик проводит в доме провода, подключает свет.

Стекольщик вставляет стекла.

Крановщик поднимает краном грузы: плиты ,кирпичи ,краску ,трубы…

Логопед:

Вы слышите какой-то шум на стройке. Это стучит молотком плотник. Получается какой-то ритм. Я сейчас каждому из вас простучу ритм. Вы его послушаете и повторите.

.. - - - ; - - - ..; - - .. --; - -…-; - … - -

Логопед:

Давайте теперь покажем, как люди работают на стройке, и какие выполняют действия.

( Развитие речевого дыхания « Новый дом» )

Любим мы пилить строгать, молоточками стучать.   (дети выполняют движения)

Логопед: теперь на счет 1 вдохните, на счет 2 выдохните и произнесите

ТУК-ТУК-ТУК

Логопед: вдохните и выдыхая, на одном выдохе произнесите:

Скоро, скоро за углом

Вдохните – выдохните и произнесите на одном выдохе

Мы построим новый дом.

Вдохните – выдохнете и произнесите

До- о- о- о- ом!

Физ. Минутка « Стройка»

Логопед:

Какие дома строят строители?

Дети:

Большие, красивые ,уютные

Логопед:

Дома разные: школы, магазины, больницы, театры ,детские сады

Давайте мы с вами сейчас построим дом. ( Игра « Стройка»)

Я буду говорить, и показывать, а вы повторяйте за мной.

Получили мы подарки                                      Дети изоброжают,как выкладываю

Кирпичи ,бруски, и арки                                    предметы из коробки.

Из коробки мы берем

Строим мы красивый дом.                           Показывают, как кладут кирпичики.

Строим быстро, строим

Скоро.                                                               Дети садятся на корточки

Без цемента, без раствора.

Дом растет все выше, выше                       Постепенно поднимаются.

Есть карниз, труба и крыша.                         Встают на носочки.

Логопед:

Какой мы построили дом?

Дети:

Большой, красивый, прочный, новый, высокий…

Логопед:

Игра « Сосчитай»

Скажите правильно

1 дом, 2 дома, 5 домов

1 окно, 3 окна, 5 окон;

1 стена, 2 стены, 5 стен;

1 дверь, 2 двери, 5 дверей;

1 крыша, 2 крыши, 5 крыш;

1 труба, 2 трубы, 5 труб;

1 подъезд, 2 подъезда, 5 подъездов;

1 лестница, 2 лестницы, 5 лестниц.

Логопед:

Из каких материалов можно построить дом?

Дети:

Кирпичи, камни.

Логопед:

И все? Давайте я назову вам материалы, из которых дом построим, а вы скажете какой это дом.

Логопед:                                                                     Дети:

Дом из кирпича                                               кирпичный

Дом из бетона                                                  бетонный

Дом из камня                                                   каменный

Дом из пластмассы                                          пластмассовый

Дом из металла                                              металлический

Дом из бумаги                                                бумажный

Дом из глины                                                   глиняный

Дом из стекла                                                  стеклянный

Дом из дерева                                                 деревянный

Дом из соломы                                               соломенный

Дом изо льда                                                   ледяной

( после каждого ответа логопед показывает картинки домов)

Игра на развитие зрительного внимания « Что пропало?»

Логопед:

Посмотрите, сколько домов. Все они разные. Целая улица.

А теперь будьте внимательны. Посмотрите еще раз на эти дома и запомните их.

Закройте глаза. Я считаю до пяти.

(Логопед убирает один дом.)

Открывайте глаза. Какой дом пропал?

( игра повторяется 4 раза)

Логопед:

Возьмите листочки. На них нарисованы разные дома. Соедините все точки и посмотрите, какие получились дома.

( точки « маленького и большого дома» )

Логопед:

Посмотрите, какие получились дома. Целая улица.  Замечательные вы строители. Давайте разложим ваши рисунки на столе и посмотрим, что у нас получилось?

Дети:

Улица.

Логопед:

Придумайте ей название.

( варианты детей)

Логопед:

А на какой  улице вы живете?

Расскажите о доме,  в котором вы живете. Чтобы вы ничего не забыли в рассказе, я вам приготовила план в рисунках.

1 сколько в доме этажей?

2 из какого материала он построен?

3 сколько в нем подъездов?

4 что есть в вашем доме?

( выслушивается 2-3 рассказа)

Итог занятия

Молодцы ребята! Вспомните, с какими профессиями мы с вами познакомились на занятии. В какие игры играли? Какие дома строили? Понравилось вам быть строителями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...