Проект по взаимодействию учителя-логопеда с родителями «Логопедические тропинки»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Шинягина Юлия Сергеевна

В данном проекте представлена организация совместной работы учителя-логопеда и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  по взаимодействию учителя-логопеда  с родителями «Логопедические тропинки»

Подготовила:

учитель-логопеда Шинягина Ю.С.

Актуальность темы.  Очень важным в коррекционной работе с детьми с нарушением речи являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители  - не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Не секрет, что совместная деятельность родителей и специалиста дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Однако, несмотря на большие возможности постоянного коррекционного воздействия, следует отметить, что автоматизация приобретенных навыков не всегда удается в сроки, предусмотренные пребыванием ребенка в дошкольном учреждении. Отсюда возникает необходимость закрепления полученных навыков в совместно с родителями домашних условиях.

Тем не менее, как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создать необходимые условия для постоянных занятий речевого развития с  ребенком.

Вот почему совместная работа логопеда с родителями становится актуальной частью коррекционного процесса. Это в свою очередь побуждает учителя-логопеда искать новые формы и методы  работы с родителями.   Одной из эффективных форм современных педагогических технологий является проектная деятельность.

Цель проекта: формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

Задачи проекта:

  • информировать родителей о речевых нарушениях ребенка.
  • ознакомить с содержанием  индивидуальной работы с ребёнком.
  • повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах развития своего ребенка.

Пути реализации проекта:

- логопедическое обследование речевого развития,

- анкетирование родителей,

- сбор анамнестических сведений о ребёнке,

- проведение родительских собраний, мастер-классов, семинаров-практикумов,

- индивидуальные и групповые консультации для родителей,

- дни открытых дверей для родителей,

- ознакомление родителей со статьями из журналов и книг и интернет-ресурсами,

- изготовление буклетов по развитию речи ребенка дома.

Ожидаемый результат:

  • повысить уровень компетентности в коррекционно-образовательном процессе у родителей;
  • установить тесный контакт и взаимопонимание учителя-логопеда и родителей, содействуют позитивному общению детей и их родителей
  • значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход;
  • повысить профессиональный уровень учителя-логопеда, посредством освоения новых форм, методов и технологий.

Содержание проекта:

1. Подготовительный этап:

- диагностика речевого развития детей,

- ознакомительная работа с родителями,

- анкетирование родителей,

- сбор анамнестических сведений о ребёнке,

- консультация для родителей по теме: «Роль семьи в преодолении нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста»,

- индивидуальные беседы.

2. Практический этап:

- семинары-практикумы  и мастер-классы для родителей:

  • «Организация занятий по заданию логопеда дома»,
  • «Веселый язычок»,  
  • «Развитие тонкой моторики детей старшего дошкольного возраста как эффективный способ подготовки руки к письму»,
  • «Игры и упражнения для развития фонематического слуха детей с ОНР»,  
  • «Как подготовить ребенка к школе?» и т.д.,  

- памятки по выполнению домашних заданий,

- обновление информационных стендов актуальными для родителей темами,

- тематические выставки детских творческих работ по лексическим темам,

- итоговое мероприятие «Путешествие в город Красивой речи», «Умники и умницы»,

- библиотечка для родителей,

- тематические  консультации.

3. Итогово-аналитический этап:

- итоговая диагностика речевого развития детей,

- анкетирование  родителей  по итогам коррекционно-логопедической работы,

 - фотоотчет  по итогам совместной работы учителя-логопеда с родителями.

Участники проекта:

  • Дошкольники (5-7 лет) МБДОУ детский сад № 53 г. Белгорода
  • Родители и  учитель-логопед  МБДОУ детский сад № 53 г. Белгород

Продолжительность проекта:  долгосрочный.

Сроки реализации: 2020– 2022 гг.     

Условия для реализации проекта.

Проект по взаимодействию учителя-логопеда с родителями «Логопедические тропинки» разработан с учётом речевых нарушений и возрастных особенностей дошкольников, а также в соответствии с ФГОС дошкольного образования. 

Продукты проекта:

- перспективно-тематическое планирование работы с родителями,

- сценарии родительских собраний,

- тематические папки-передвижки для родителей,  

- памятки и буклеты для родителей,

- презентации для родителей,

- картотека консультаций и тематических бесед,

- картотека игр и упражнений по лексическим темам, используемая для информационных стендов,

- сценарии итоговых мероприятий,

- фотоотчет  по итогам совместной работы учителя-логопеда с родителями.

Основа совместной деятельности педагога и родителей закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре, где обозначаются цели и задачи работы, информирование о системе логопедических занятий с детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на интересующие их вопросы. Доводятся до сведения родителей результаты логопедического обследования (по средствам мультимедийной презентации).

Проводится мастер-класс по проведению артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик.

В заключении родители заполняют анкеты, так же знакомятся с заранее подобранной мной литературой.  На каждом последующем собрании подводятся итоги работы, отмечаются успехи детей, а так же активность родителей. В мае даются рекомендации родителям на летний период.

В процессе работы с родителями широко использую вспомогательные средства. Организую информационные стенды, тематические выставки, консультации: «О нормальном речевом развитии ребёнка. Учимся рассказывать. Рекомендации логопеда (игры и игровые приёмы). Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей», семинары-практикумы, тематические встречи «Игры на развитие речи детей 6-7 лет», разрабатываю памятки «Родителям на раздумье..», праздники, открытые мероприятия. Вместе с этим провожу работу с тетрадями домашних заданий. В течение года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей.

В конце года проводится итоговое мероприятие «Путешествие в город Красивой речи», знакомство родителей с «буднями» коррекционной работы (фотоотчет), итоговое анкетирование, выдача выпускникам свидетельств об успешном окончании логопункта, награждение родителей благодарностями за участие в развитии ребенка. Созерцание результатов своего труда радует и детей и родителей, активизирует их деятельность.

Проводимые мероприятия решают главные цели:

  • содействуют позитивному общению детей и их родителей
  • обогащают педагогический опыт родителей
  • способствуют повышению результативности коррекционной работы

Главный результат и ценность описанных форм взаимодействия с семьями заключается в том, что дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и педагога есть взаимопонимание и единые требования к ребенку.

Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагога, родителей и детей  удается добиться самого главного – хороших результатов!

Как сказал А. С. Макаренко: « Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме этого, это дело приятное, радостное и счастливое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие специалистов (учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО), воспитателей и родителей в условиях логопедической группы для детей с ТНР по направлени...

Статья на тему: "Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе"

Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевог...

Проект взаимодействия учителя-логопеда с родителями на тему: «Логопедические тропинки"

laquo;Логопедические тропинки» Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.  Расскажи &ndash...

Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Логопедические тропинки Говорушки"

Открытое интегрированное логопедическое занятие в старшей группе "Логопедические тропинки Говорушки" проведено совместно с воспитателями для родителей. Цель занятия - показать родителям резу...

Партнерское взаимодействие с родителями логопедической группы, как фактор воспитания успешного ребенка

Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повыша...

Консультация для родителей. "Современные подходы к взаимодействию воспитателя с родителями в логопедических группах в условиях ФГОС"

Данное выспутление предназначино для воспитателей, с целью сформировать представление о специфике работы воспитателя с родителями детей, имеющих речевые нарушения....