Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОНР I речевого развития
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая группа)
Маршрут рекоменован учителю-логопеду при коррекционной работе с детьми с ОНР I уровня речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_onr_1_urovnya_rechevogo_razvitiya.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка с ОНР I уровня речевого развития
Дата составления:
Срок реализации:
Цель сопровождения: Создание условий для успешной социализации ребенка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, включение в образовательное пространство группы сверстников.
Задачи сопровождения:
- Развитие понимания речи и формирование активного словаря.
- Формирование и развитие артикуляционного праксиса, общей и мелкой моторики.
- Развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, памяти, мышления.
- Формирование произносительных навыков:
- нормализация речевого дыхания;
- формирование умения правильно воспроизводить звуки [а][о] [у] [и] [э] [с с,] [з][з,] [м,] [н,] [п,] [в,] [т,] [б,][д,][л][к]и их сочетания изолированно, в слогах, словах;
- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- формирование умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;
- развитие восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов.
Предполагаемые результаты:
- Пользоваться невербальными и вербальными формами коммуникации;
- Использовать руку для решения коммуникативных задач;
- Проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
- Слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- Воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова.
- Выполнять действия по простым речевым инструкциям.
Логопедическое представление на обучающегося
Фамилия, имя
Возраст
Речевое окружение в норме.
Особенности поведения ребенка: спокойный, усидчивый, работоспособность средняя.
Состояние дыхательной и голосовой функции: дыхание поверхностное, выдох короткий; голос монотонный.
Строение артикуляционного аппарата: без видимой патологии. Движения губ, языка медленные, неточные, в неполном объеме. Испытывает затруднения в переключении с одного движения на другое, подъеме языка в верхнюю позицию.
Импрессивная речь: В стадии формирования. Понимание обращенной речи в пределах обихода. Диспропорция между активным и пассивным словарём.
Экспрессивная речь: Искажение слоговой структуры слова до неузнаваемости, активно пользуется жестами, звуками, слогами, мимикой. Фраза элементарная, состоит из 2 слов без согласования грамматических форм, использования предлогов.
Словарный запас: Вербальные средства коммуникации: звукокомплексы (АВ-АВ, МУ-МУ, МЕ-МЕ, МА-МА, БЕ-БЕ, БА-БА, ТО-ТО, ДА-ДА, ПА-ПА).
Грамматический строй: Дограмматический этап.
Фонетическая сторона речи:
- Слоговая структура: стечение согласных не произносит.
- Звукопроизношение: произносит звуки [ а ] [ о ] [ м ] [ н ] [ п ] [ б ] [ т ][д].
- Фонематические функции: недостаточное фонетическое оформление речи.
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи I уровня
Работа с родителями
Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
- Организация консультаций.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Перспективно-календарное планирование
I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие импрессивного словаря
- Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов-предметов, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов по лексическим темам: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания».
- Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, обувь, одежда, мебель, посуда, продукты питания.
- Уточнение понимания личных местоимений (я, мы, ты).
- Обучение пониманию предлога НА
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Обучение дифференциации форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода.
- Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Что? Кого? Чего?).
- Формирование понимания предложных конструкций с предлогом НА.
Развитие фонематической системы речи
- Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
- Формировать умение различать гласные звуки: [а] – не [а], [у] - [а], [и] – [а], [и] – [у].
Развитие понимания речи
Обучение пониманию и выполнению одноступенчатой инструкции.
Развитие экспрессивного словаря
- Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей.
- Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения.
- Введение в речь личных местоимений (я, мы).
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Обучение образованию и использованию в речи форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже.
- Формирование умения согласовывать числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже.
Развитие фонетической стороны речи
- Воспитание правильного речевого и диафрагмального дыхания и длительного выдоха (2-3 сек) на материале гласных и их слияний.
- Развитие силы, динамики и модуляции голоса на материале слияния гласных и звукоподражаний.
- Развитие подражания речевым звукам.
- Уточнение артикуляции гласных звуков [а, у, о, и].
- Воспитание правильного, умеренного темпа речи.
- Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи на материале звукоподражаний.
Развитие разговорной (диалогической) речи
- Воспитание потребности в речевом общении.
- Формирование умения заканчивать слово.
- Обучение ответам на вопросы Кто это? Что это?
Развитие временных пространственных представлений
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
- Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.
Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.
- Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (из 5 частей с горизонтальным и вертикальным разрезами).
- Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковой гимнастике: «Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».
II период
(декабрь, январь, февраль)
- Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов-предметов, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов по лексическим темам: «Посуда», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы детей», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Транспорт», «Продавец», «Врач», «Профессии на транспорте».
- Обучение пониманию обобщающих слов: посуда, домашние птицы, домашние животные, дикие животные.
- Обучение пониманию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Дальнейшее уточнение понимания личных местоимений (я, мы, ты).
- Дальнейшее обучение пониманию предлогов НА, В.
- Обучение различению количественных числительных (один, два, три).
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кому? Чем?).
- Обучение дифференциации форм единственного и множественного числа глаголов.
Развитие фонематической системы речи
- Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
- Формировать умение различать гласные звуки:[а] – не [а], [у] - [а], [и] – [а], [и] – [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] – [у].
Развитие понимания речи
- Обучение пониманию и выполнению одноступенчатой инструкции.
Развитие экспрессивного словаря
- Развитие номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам.
- Активизация в речи личных местоимений (я, мы, ты).
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Закрепление умения образовывать и использовать в речи имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже.
- Формирование умения отвечать на вопросы (Кто это? Что он делает?).
Развитие фонетической стороны речи
- Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3-4 сек.).
- Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.
- Развитие подражания речевым звукам.
- Активизация движений речевого аппарата.
- Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласными звуками, звукоподражаний.
- Воспитание умеренного темпа речи. Развитие интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.
Развитие разговорной (диалогической) речи
- Обучение пониманию вопросов по предметной картинке.
- Формирование умения договаривать слова.
Развитие временных, пространственных представлений
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
- Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.
Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.
- Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (из 5 частей с горизонтальным и вертикальным разрезами).
- Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковой гимнастике: «Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки», «Игра в снежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».
III период
(март, апрель, май)
Развитие импрессивного словаря
- Продолжение работы по расширению пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем: «Весна», «Мамин праздник», «Цветы» «Перелетные птицы», «Строители», «Пожарный», «Полицейский», «Лес», «Насекомые».
- Закрепление понимания обобщающих понятий: одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, мамин праздник, животные, насекомые, летние игры.
- Закрепление понимания пространственных отношений предметов, выраженных предлогами В, НА.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Обучение пониманию вопросов всех косвенных падежей.
- Закрепление навыков дифференциации единственного и множественного числа имен существительных, глаголов.
Развитие фонематической системы речи
- Развитие умения различать гласные звуки по принципу контраста и гласные, близкие по артикуляции:[о] – [у].
- Обучение дифференциации согласных раннего онтогенеза в открытых слогах.
Развитие понимания речи
Обучение пониманию и выполнению одноступенчатой инструкции.
Развитие экспрессивного словаря
Расширение, уточнение и активизация номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Что это? Кто это? Что он делает?)
Развитие фонетической стороны речи
- Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (5-6 сек.).
- Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.
- Развитие подражания речевым звукам.
- Дальнейшая активизация движений речевого аппарата.
- Уточнение произношения гласных (а, у, и, о, э) и согласных в звукоподражаниях и слогах.
- Воспитание умеренного темпа речи. Развитие интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.
Развитие разговорной (диалогической) речи
- Совершенствование умения договаривать слова.
- Закрепление умения отвечать на вопросы по предметной картинке, по демонстрации действия.
- Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.
Развитие временных пространственных представлений
- Совершенствование умения ориентироваться в схеме собственного тела.
- Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь, утро, вечер), различать и называть их.
Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса
- Закрепление навыков работы с разрезными картинками (из 5 частей с горизонтальным и вертикальным разрезами).
- Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковой гимнастике: «Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».
Список литературы
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика». М.: Учебная литература, 1997.
- Винкжанович С.Н. «Формирование у дошкольников предикативной лексики с использованием пиктограмм». М.: Национальный книжный центр, 2016.
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
- Кислинг У. «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие». М.: Теревинор, 2010.
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 лет с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Филичева Т.В., Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: Просвещение, 1991.
- Филичева Т.В., Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» М.: Гном и Д, 2000.
- Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция». М.: Теревинор, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 1 уровень речевого развития)
Разработка понедельного планирования по ИОМ с детьми 4-5 лет с ЗПР....
План работы учителя-логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР (1 уровень речевого развития) на февраль
Материал сотавлен в соответствии с лексическими темами д/сада и программой ИОМ....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 2 уровень речевого развития) старшая группа Октябрь
Материал соответствует лексическим темам ДОУ , направлен на развитие речи и мышления ребенка с ЗПР ( 2 уровня реч. развития)...