Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОНР I речевого развития
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая группа)

Маршрут рекоменован учителю-логопеду при коррекционной работе с детьми с ОНР I уровня речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iom_onr_1_urovnya_rechevogo_razvitiya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

речевого развития ребенка с ОНР I уровня речевого развития

 

Дата составления:

Срок реализации:  

Цель сопровождения: Создание условий для успешной социализации ребенка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, включение в образовательное пространство группы сверстников.

Задачи сопровождения:

  • Развитие понимания речи и формирование активного словаря.
  • Формирование и развитие артикуляционного праксиса, общей и мелкой моторики.
  • Развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, памяти, мышления.
  • Формирование произносительных навыков:

- нормализация речевого дыхания;

- формирование умения правильно воспроизводить звуки [а][о] [у] [и] [э] [с с,] [з][з,] [м,] [н,] [п,] [в,] [т,] [б,][д,][л][к]и их сочетания изолированно, в слогах, словах;

- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;

- формирование умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;

- развитие восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов.

Предполагаемые результаты:

  • Пользоваться невербальными и вербальными формами коммуникации;
  • Использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • Проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
  • Слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
  • Воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова.
  • Выполнять действия по простым речевым инструкциям.

Логопедическое представление на обучающегося

Фамилия, имя

Возраст 

Речевое окружение в норме.

Особенности поведения ребенка: спокойный, усидчивый, работоспособность средняя.

Состояние дыхательной и голосовой функции: дыхание поверхностное, выдох короткий; голос монотонный.

Строение артикуляционного аппарата: без видимой патологии. Движения губ, языка медленные, неточные, в неполном объеме. Испытывает затруднения в переключении с одного движения на другое, подъеме языка в верхнюю позицию.

Импрессивная речь: В стадии формирования. Понимание обращенной речи в пределах обихода. Диспропорция между активным и пассивным словарём.

Экспрессивная речь: Искажение слоговой структуры слова до неузнаваемости, активно пользуется жестами, звуками, слогами, мимикой. Фраза элементарная, состоит из 2 слов без согласования грамматических форм, использования предлогов.

Словарный запас: Вербальные средства коммуникации: звукокомплексы (АВ-АВ, МУ-МУ, МЕ-МЕ, МА-МА, БЕ-БЕ, БА-БА, ТО-ТО, ДА-ДА, ПА-ПА).

Грамматический строй:  Дограмматический этап.

Фонетическая сторона речи:

  1. Слоговая структура: стечение согласных не произносит.
  2. Звукопроизношение: произносит звуки [ а ] [ о ] [ м ] [ н ] [ п ] [ б ] [ т ][д].
  3. Фонематические функции: недостаточное фонетическое оформление речи.

Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи I уровня

Работа с родителями

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

  1. Организация консультаций.
  2. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Перспективно-календарное планирование

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие импрессивного словаря

  1. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов-предметов, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов по лексическим темам: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания».
  2. Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, обувь, одежда, мебель, посуда, продукты питания.
  3. Уточнение понимания личных местоимений (я, мы, ты).
  4. Обучение пониманию предлога НА

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение дифференциации форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода.
  2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Что? Кого? Чего?).
  3. Формирование понимания предложных конструкций с предлогом НА.

Развитие фонематической системы речи

  1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
  2. Формировать умение различать гласные звуки: [а] – не [а], [у] - [а], [и] – [а], [и] – [у].

Развитие понимания речи

Обучение пониманию и выполнению одноступенчатой инструкции.

Развитие экспрессивного словаря

  1. Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей.
  2. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения.
  3. Введение в речь личных местоимений (я, мы).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение образованию и использованию в речи форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже.
  2. Формирование умения согласовывать числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже.

Развитие фонетической стороны речи

  1. Воспитание правильного речевого и диафрагмального дыхания и длительного выдоха (2-3 сек) на материале гласных и их слияний.
  2. Развитие силы, динамики и модуляции голоса на материале слияния гласных и звукоподражаний.
  3. Развитие подражания речевым звукам.
  4. Уточнение артикуляции гласных звуков [а, у, о, и].
  5. Воспитание правильного, умеренного темпа речи.
  6. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи на материале звукоподражаний.

Развитие разговорной (диалогической) речи

  1. Воспитание потребности в речевом общении.
  2. Формирование умения заканчивать слово.
  3. Обучение ответам на вопросы Кто это? Что это?

Развитие временных пространственных представлений

  1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
  2. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

  1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (из 5 частей с горизонтальным и вертикальным разрезами).
  2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковой гимнастике: «Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».

II период

(декабрь, январь, февраль)

  1. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов-предметов, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов по лексическим темам: «Посуда», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы детей», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Транспорт», «Продавец», «Врач», «Профессии на транспорте».
  2. Обучение пониманию обобщающих слов: посуда, домашние птицы, домашние животные, дикие животные.
  3. Обучение пониманию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  4. Дальнейшее уточнение понимания личных местоимений (я, мы, ты).
  5. Дальнейшее обучение пониманию предлогов НА, В.
  6. Обучение различению количественных числительных (один, два, три).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кому? Чем?).
  2. Обучение дифференциации форм единственного и множественного числа глаголов.

Развитие фонематической системы речи

  1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
  2. Формировать умение различать гласные звуки:[а] – не [а], [у] - [а], [и] – [а], [и] – [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] – [у].

Развитие понимания речи

  1. Обучение пониманию и выполнению одноступенчатой инструкции.

Развитие экспрессивного словаря

  1. Развитие номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам.
  2. Активизация в речи личных местоимений (я, мы, ты).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Закрепление умения образовывать и использовать в речи имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже.
  2. Формирование умения отвечать на вопросы (Кто это? Что он делает?).

Развитие фонетической стороны речи

  1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3-4 сек.).
  2. Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.
  3. Развитие подражания речевым звукам.
  4. Активизация движений речевого аппарата.
  5. Пение гласных звуков, их слияний, слогов с согласными звуками, звукоподражаний.
  6. Воспитание умеренного темпа речи. Развитие интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Развитие разговорной (диалогической) речи

  1. Обучение пониманию вопросов по предметной картинке.
  2. Формирование умения договаривать слова.

Развитие временных, пространственных представлений

  1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
  2. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

  1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (из 5 частей с горизонтальным и вертикальным разрезами).
  2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковой гимнастике: «Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки», «Игра в снежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».

III период

(март, апрель, май)

Развитие импрессивного словаря

  1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем: «Весна», «Мамин праздник», «Цветы» «Перелетные птицы», «Строители», «Пожарный», «Полицейский», «Лес», «Насекомые».
  2. Закрепление понимания обобщающих понятий: одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, мамин праздник, животные, насекомые, летние игры.
  3. Закрепление понимания пространственных отношений предметов, выраженных предлогами В, НА.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение пониманию вопросов всех косвенных падежей.
  2. Закрепление навыков дифференциации единственного и множественного числа имен существительных, глаголов.

Развитие фонематической системы речи

  1. Развитие умения различать гласные звуки по принципу контраста и гласные, близкие по артикуляции:[о] – [у].
  2. Обучение дифференциации согласных раннего онтогенеза в открытых слогах.

Развитие понимания речи

Обучение пониманию и выполнению одноступенчатой инструкции.

Развитие экспрессивного словаря

Расширение, уточнение и активизация номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  2. Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Что это? Кто это? Что он делает?)

Развитие фонетической стороны речи

  1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (5-6 сек.).
  2. Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.
  3. Развитие подражания речевым звукам.
  4. Дальнейшая активизация движений речевого аппарата.
  5. Уточнение произношения гласных (а, у, и, о, э) и согласных в звукоподражаниях и слогах.
  6. Воспитание умеренного темпа речи. Развитие интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Развитие разговорной (диалогической) речи

  1. Совершенствование умения договаривать слова.
  2. Закрепление умения отвечать на вопросы по предметной картинке, по демонстрации действия.
  3. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

Развитие временных пространственных представлений

  1. Совершенствование умения ориентироваться в схеме собственного тела.
  2. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь, утро, вечер), различать и называть их.

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса

  1. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (из 5 частей с горизонтальным и вертикальным разрезами).
  2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковой гимнастике: «Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».

Список литературы

  1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика». М.: Учебная литература, 1997.
  2. Винкжанович С.Н. «Формирование у дошкольников предикативной лексики с использованием пиктограмм». М.: Национальный книжный центр, 2016.
  3. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М.: ТЦ СФЕРА, 2004.
  4. Кислинг У. «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие». М.: Теревинор, 2010.
  5. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 лет с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  6. Филичева Т.В., Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: Просвещение, 1991.
  7. Филичева Т.В., Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» М.: Гном и Д, 2000.
  8. Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция». М.: Теревинор, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 2 уровень речевого развития) старшая группа Октябрь

Материал соответствует лексическим темам ДОУ , направлен на развитие речи и мышления ребенка  с ЗПР ( 2 уровня реч. развития)...