Подготовка детей к обучению грамоте
статья по логопедии (подготовительная группа)

Степанова Галина Вениаминовна

Подготовка детей к обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка детей к обучению грамоте

На первом этапе подготовки детей к обучению грамоте особое значение придаётся формированию приёма вычленения звука из слова.

Вначале логопед сам произносит слово, выделяя нужный звук, а ребёнок повторяет за ним. Затем, поскольку на первых порах дети, как правило, не могут воспроизвести изолированно звук, выделенный ими при произнесении слова, логопед сам называет его. Далее в процессе упражнений дети учатся называть звук, интонационно подчёркнутый логопедом, а потом самостоятельно начинают выделять заданный звук в слове и воспроизводить его изолированно.

Подчёркнутое произношение звуков необходимо для того, чтобы ребёнок, научился слышать их в словах. Это способ временный, он благоприятствует развитию фонематического слуха и умения различать в дальнейшем звуки при обычном произнесении слов.

Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения (участие голоса, положение губ, языка, зубов).

Вычленение звуков из слова начинается с гласных А, Ы, У, И, находящихся в ударном положении в начале слова, знакомство с согласными – с сонорных и взрывных М, Н, К, стоящих в конце или в начале слова (дом, сын, мак и т.д.) Далее дети учатся выделять звук из любой части слова.

Особое внимание следует обратить на звуки, близкие в произношении или по звучанию (О-У, звонкие – глухие, свистящие – шипящие). Для того чтобы дети научились их дифференцированно воспринимать, целесообразно сначала знакомить с акустическими и артикуляционными свойствами одного из оппозиционных звуков, и лишь когда дети смогут свободно узнавать и вычленять изученный звук, его следует сопоставлять с парным (С –З, Ш – Ж, П – Б, Т – Д, В – Ф и др.)

Опираясь на воспринимаемые ребёнком свойства звуков речи и особенности их произношения, логопед обращает внимание детей на то, что одни звуки произносятся голосом, свободно, их можно петь, а произношение других связано с тем, что губы или язык образуют преграду. Таким образом, дети знакомятся с существенными, опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка (гласными и согласными), овладевают соответствующей терминологией и узнают условные обозначения: гласные обозначаются красными фишками, твёрдые согласные – синими, мягкие согласные – зелёными.

Развитию фонематического слуха и речи в целом способствует запоминание небольших стихотворений, образных выражений. Необходимо, чтобы весь словарный запас был доступен детям. Они должны понимать значение слов и соотносить их с предметами и явлениями действительности. Словарная работа является необходимой частью каждого занятия.

Одним из эффективных методов является применение на занятиях различных игр и упражнений, направленных на выработку умения вслушиваться в звучание слова, выделять из него определённые звуки:

отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображением, в названиях которых содержится изучаемый звук;

подбор слов по определенной лексической теме с использованием;

называние, а затем рисование посуды, фруктов, ягод и т. п., в наименованиях которых содержится заданный звук;

нахождение на специально подобранных сюжетных картинках предметов, в названиях которых содержится нужный звук;

отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука  в словах-отгадках;

выделение из ряда слов, произносимых логопедом, тех, в которых имеется заданный звук (дети поднимают фишку соответствующего цвета);

называние имён детей, кличек животных, предметов, наименования которых начинаются с данного звука;

выделение из предложений слов с заданным звуком;

игра «Домашние животные и их детёныши». Дети должны вспомнить домашних животных, в названиях которых имеется определённый звук.

Аналогично проводятся игры «На чём люди ездят» (например, назвать слова, содержащие звук С: самолёт, троллейбус, автобус, велосипед). Так же  можно провести игры «Моя комната», «Художник».

Умение выделить из слова отдельные звуки ещё не обеспечивает навыков звукового анализа и синтеза, необходимых для успешного овладения грамотой. Это лишь начальная ступень. Звуковой анализ включает в себя не только различение и вычленение того или иного звука, но и установление его места в слове. Именно звуковой анализ объединяет звукопроизношение, чтение, и письмо. Поэтому основная задача второго этапа подготовки к обучению грамоте состоит в том, чтобы научить детей устанавливать точное место звука в слове, определять последовательность звуков , порядок, в котором они следуют в слове. Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности: односложных, состоящих из обратных слогов, или двусложных, состоящих, состоящих из двух гласных (ау, уа); односложных слов с закрытым слогом без стечения согласных (мак); двусложных слов, первый слог которых состоит из одного гласного (осы); двусложных без стечения согласных (луна); двусложных с закрытым и открытым слогом (утка); многосложных (кукушка); односложных со стечением согласных (волк, слон). Необходимо учитывать, что дети могут анализировать лишь те слова, в которых все звуки отчётливо слышатся и произносятся.

 Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.

Формирование полноценного звукового анализа и синтеза осуществляется в определённом порядке. Сначала дети последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания, соотносят их, по количеству, с данной схемой звукового состава слова, заполняют её клеточки фишками, условными заместителями звуков. Схему, заполненную фишками соответствующего цвета, дети «читают» по слогам. Тем самым осуществляется подготовка к овладению слоговым чтением.

Далее последовательное выделение звуков в слове происходит так же, но без готовой схемы его звукового состава. Дети обозначают фишками разного цвета гласные и согласные звуки или вычерчивают условно-графические схемы звукового состава цветными карандашами. Они, таким образом, как бы записывают слова без букв.                                        

По мере развития и закрепления навыка звукового анализа детям предлагается заменить красные фишки соответствующими  буквами. Например, последовательно выделив звуки в слове луна, дети заменяют фишки, обозначающие гласные звуки (у) и (а), буквами У и А из разрезной азбуки.                                                                

Введение гласных букв в схемы звукового состава слов предупреждает пропуск гласных на письме и подготавливает детей к обучению, так как они приобретают навык сливать звуки в слоги, ориентируясь на гласные.

Далее следует анализ звукового состава слов без составления условно-графической схемы, только на основе проговаривания вслух. Наконец анализ осуществляется без проговаривания вслух.

Умение производить звуковой анализ считается сформированным, после того как ребёнок самостоятельно на слух может последовательно выделить звуки, входящие в слова различной слоговой структуры.

Особое внимание необходимо уделить словесному отчёту детей о проделанной работе. Дети должны знать и уметь объяснить, что обозначает условно-графичекая схема, её клеточки и фишки, рассказать о последовательности выполняемых действий. Это приводит к более осознанному, полному, точному и прочному усвоению учебного материала.

Для развития звукового анализа можно проводить такие упражнения: составление условно-графических схем слов, представляющих собой названия предметов, изображённых на картинках; или самостоятельный подбор слов, соответствующих данной схеме звукового состава. Например: на доске укреплены картинки (утка, жук, слон, мак) и начертана схема из трёх клеток. Дети называют изображённые предметы и определяют, какие из названных слов содержат три звука. Дети должны доказать правильность своего ответа, т.е. провести звуковой анализ слов.

Подбор слов по цветовой схеме звукового состава слова можно проводить в виде игры «Какое слово спряталось?». По цветовой схеме звукового состава слова, начертанной на индивидуальных карточках или составленной из фишек, детям предлагается угадать, какие слова могли «спрятаться» в такой схеме. Дети должны доказать правильность выбранных слов, соотнося их звуковой состав с условно-графической схемой.

Большую роль в подготовке к обучению грамоте имеют упражнения в словоизменении и словообразовании, которые можно проводить в следующей последовательности. Дети анализируют слово, составляют его условно-графическую схему, заменяют фишки, обозначающие гласные звуки, буквами. Затем детям предлагается заменить одну из этих гласных букв и «прочитать» новое слово. Например, составив схему слова рамы 

 

                         

          А            

          Ы

По указанию логопеда дети заменяют букву Ы буквой А и «читают» получившееся слово (рама). Далее они заменяют в новом слове первую букву А буквой О и «читают» вновь образованное слово (Рома).

В период подготовки к обучению грамоте необходимо формировать умение детей контролировать себя в ходе выполнения работы и проверять правильность выполнения задания. С первых занятий, на которых дети учатся последовательно выделять звуки из слова, следует обращать внимание на обязательное соответствие количества выложенных фишек числу клеточек условно-графической схемы. Проверяя проанализированное слово, дети «читают» схему и , если заполненными оказываются не все клеточки, ищут допущенную ошибку путём  повторного звукового анализа. Формированию умения проверять выполненную работу способствуют такие задания, как: найти в проанализированных словах определённый звук (например, звук И в словах Мила, кит, слива), назвать в них мягкие согласные, проверить, есть ли среди этих слов такие, в которых согласные друг за другом, произнести эти согласные, указать их место в схеме звукового состава слова.

В период обучения звуковому анализу проводятся «звуковые» диктанты, которые предшествуют письму под диктовку. Логопед поизносит слова, дети самостоятельно составляют схемы их звукового состава, без букв «записывая» услышанное. После этого они могут вписать в клеточки, обозначающие гласные звуки, соответствующие буквы. Звуковому анализу подлежат слова, в которых все звуки отчётливо слышатся и произносятся.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)

Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...