Дыхание. и речь.
методическая разработка по логопедии
Звуки речи образуются при выдохе. Работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса. Поэтому необходимо развитие и совершенствование дыхательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnoe_rechevoe_dyhanie.docx | 166.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Правильное речевое дыхание –залог красивой речи.
Данный материал представлен для отработки правильного речевого дыхания.
Речь немыслима без речевого дыхания (Л.С. Выготский)
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
- Обзор произносительной стороны речи наших детей.
Наши малыши, имеют ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
- Немного о механизме образования звуков речи.
Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата:
- дыхательный — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань;
- голосообразующий — гортань с голосовыми связками и мышцами;
- звукообразующий — полость рта и носа.
- Рассмотрим 1-й отдел речевого аппарата.
Звуки речи образуются при выдохе. Работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса. Поэтому необходимо развитие и совершенствование дыхательного аппарата. У детей отмечается меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее истощению при повышенных требованиях к дыхательному аппарату.
Необходимо тренировать хороший вдох и длинный выдох. Для выработки такого типа дыхания необходимы упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.
- Упражнения на развитие силы голоса, дыхания.
Различают статические и динамические дыхательные упражнения.
1. Динамические дыхательные упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры.
Рассмотрим некоторые динамические упражнения, выполняя их, дети укрепят брюшные и межреберные мышцы.
«Петух»
Крыльями взмахнул петух.
Всех нас разбудил он вдруг.
И. п.: Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.
1. Руки поднять в стороны (вдох);
2. Хлопнуть руками по бедрам, произнося: «Ку-ка-ре-ку!» (выдох)
Повторить это упражнение 5 раз.
«Часики»
Часики вперед идут -
За собою нас зовут.
И. п.: Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.
1. Взмах руками вперед – вдох («тик»:- произносит взрослый
2. Взмах руками назад - выдох («так»:- произносит взрослый)
Повторить это упражнение 10 раз.
«Удивимся»
Удивляться чему есть.
В мире всех чудес не счесть.
И. п.: Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.
1. Медленно поднимая плечи, сделать плавный вдох.
2. Опускаем плечи, одновременно делаем плавный выдох.
Повторить это упражнение 5 раз.
2. Статические дыхательные упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями. Цель таких упражнений — выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение речевого диафрагмально-рёберного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха
«Покачай игрушку»
Методика выполнения.
Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.
Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку «надуть шарик». Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
Проделать 3—5 таких плавных ритмических дыханий.
Ребенка мы просим: «Покачай игрушку на своем животике. Ложись на спину и положи на животик мишку (зайку, куклу). Вдохни воздух через нос так, чтобы мишка поднялся вверх как можно выше. А теперь сделай губы трубочкой и выдохни воздух через рот как можно дольше, пока я считаю: один-два-три. Покачай игрушку еще 5 раз.
Дуть через трубочку в стакан с водой.
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
«Буль-буль»
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Правильное дыхание – красивая речь»
Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом...
Правильное дыхание - правильная речь
Уважаемые коллеги и родители! Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных игр для развития дыхания....
Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»
Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»...
Приемы развития координации движений рук, дыхания и речи на музыкальных занятиях
Педагогическая мастерская...
ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ
Формирование и развитие просодической стороны речи у детей на основе дыхательных упражнений....
Проект: "Правильное дыхание - развивает речь"
Актуальность проекта:Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал,что количество детей ,имеющих отклонения в речевом разви...
КАК ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ СМОГУТ УБЕРЕЧЬ.
Актуальность выбранной темы значима для домов ребенка, поскольку в них живут дети с особыми возможностями здоровья, чаще всего со сниженным иммунитетом и повышен...