Приемы развития координации движений рук, дыхания и речи на музыкальных занятиях
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приемы развития координации движений рук, дыхания и речи
на музыкальных занятиях
Развитие дыхания
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
Например: Гусь
Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”
Душистая роза
Исходное положение – стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение – представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание – только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.
Выдох - вдох
Исходное положение – стоя или сидя на стуле. Исполнение – после энергичного выдоха на п-ффф… поднять руки, завести их за голову и отклониться назад,
делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 – это вдох.
Поющие звуки
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.
Птица
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.
Развитие речи
Артикуляционная гимнастика: способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.
Например:
Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Расстояние между зубами верхней и нижней челюсти 1 см.
П. И. Чайковский "Камаринская"
Окошко
Широко открыть рот, затем медленно закрыть рот.
Мендельсон "Весенняя песня "
Крестики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного уголка рта к середине верхней губы, затем в другой уголок и к середине нижней губы.
Моцарт "Рондо"
Качели
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поднять за верхние зубы, затем кончик языка опустить за нижние зубы.
П. И. Чайковский "Песня жаворонка"
Гармошка
Улыбнуться. Сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать) .
П. И. Чайковский "Сладкая греза"
Месим тесто
Улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя. " покусать кончик языка зубками - "та-та-та-та. " (чередовать эти два движения) .
П. И. Чайковский "Неаполитанская песенка"
Лопаточка-иголочка
Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит. Язык иголочкой потом и потянем остриём.
П. И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков"
Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
П. И. Чайковский "Игра в лошадки"
Улыбочка-трубочка
Губы в улыбке, затем вытягиваются вперед трубочкой.
П. И. Чайковский "Мазурка"
Часики
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
Дакен «Кукушка»
Развитие мелкой моторики.
Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
При выполнении ребенком пальчиковой гимнастики главное – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом и размером. Музыка при выполнении пальчиковой гимнастики является естественным и необходимым стимулятором и регулятором движений.
Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Например: Длинные клювы
Упражнение можно выполнять с прищепками.
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
(О.И. Крупенчук)
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко) .
Я здороваюсь везде: дома и на улице.
Даже «Здравствуй! » говорю
Я знакомой курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро. Здравствуй, день.
Мне здороваться не лень.
Игра-сказка «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика) под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».
1. В лесу стоит маленький домик - Настоящий теремок.
2. У домика красивая черепичная крыша
(поднять руки над головой в форме "крыши")
3. И большая кирпичная труба
(сложить губы «трубочкой»)
4. В доме три маленьких резных окошка,
(руки над головой в форме окошка, рот открыть)
5. И большая дубовая дверь
(ладошки перед лицом, показываем зубки)
6. Стены в домике покрашены
(опустить руки на колени)
Красивой розовой краской
(языком внутри гладить щеки)
7. Вдруг подул сильный ветер
(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)
8. Дверь открывалась и закрывалась
(открывают и закрывают рот)
9. Даже стены в домике закачались
(поочередно надувают щечки: правую, левую)
10. Вдруг домик затрещал и рассыпался
(губами издают звук "пф-р-р",
руками изображают падение домика)
11. Прибежала мышка-норушка
(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)
12. Увидела, что домик рассыпался
(жуют губки)
И расплакалась (изображают плачущую мышку
13. Прискакала лягушка-квакушка
(кисти рук сжимаются и разжимаются с силой «ква-ква»)
14. Увидела, что мышка плачет и сказала:
15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне жить. »
(кистями рук показывают говорящую лягушку)
16. Обрадовалась мышка, улыбнулась
(широко улыбаются губами)
И побежала с лягушкой.
(мизинцами показывают хвостик)
Игра «Сова
Наши пальчики играли,
(Сжимать и разжимать кулачки на каждый слог)
И гуляли, и плясали.
(Пальчики «гуляют» по ножкам, вращают кистями рук)
А теперь мы, детвора, в лес отправимся: - Ура!
(Хлопают в ладоши, на «Ура! » поднимают руки ладошками вверх)
Только вот молва идёт: птица в том лесу живёт.
(«Грозят» указательными пальцами обеих рук, показывают «птицу»)
Птица не простая, птица вот такая:
(Выставляют руки ладошками вперёд)
Днём на дереве сидит,
(Руки кладут на пояс)
Толи дремлет, толи спит.
(Складывают ладошки и кладут под щёку, закрывают глаза ладошками)
Ночью по лесу летает, малых детушек пугает.
(Кистями рук изображают крылья, сжимают и разжимают кулачки на каждый слог)
Всё головушкой вертит, во все стороны глядит.
(Поворачивают голову вправо и влево на каждый слог)
Вот такая голова. Что за птица-то?
(Показывают «голову» руками (окошко, выставляют руки вперёд ладошками)
Дети: Сова!
Вопрос: Какие звуки издает сова?
Ответ: «Ух»! (Все изображают «уханье» совы). Проводятся несколько игр на развитие различных видов певческого дыхания и певческой атаки.
Подбирая музыку для логоритмики, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие координации движения на занятиях по физкультуре в ДОУ
Что такое координация движения и как её можно развивать в детском возрасте....
План-конспект занятия для развития координации движений
План-конспект физкультурного занятия. Цель занятия - способствовать развитию координации движений. Возраст детей 4-5 лет....
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...
Развитие координации движения у детей на занятиях по ритмической гимнастике.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №8 Приморского района Приморского района Методическая разработка на тему...
«РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
laquo;РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»...
ЗОЖ. Картотека. Игры на развитие дыхательной мускулатуры, координации движений, речевого дыхания, укрепления позвоночника и мышц рук
ЗОЖ. Картотека. Игры на развитие дыхательной мускулатуры, координации движений, речевого дыхания, укрепления позвоночника и мышц рук...
Конспект занятия «Игры на развитие координации движений»
Конспект занятия«Игры на развитие координации движений»...