Роль семьи в формировании у ребенка правильной речи
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рекомендации родителям по созданию условий для развития речи ребенка в соответствии с возрастными нормами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_formirovanii_u_rebenka_pravilnoy_rechi.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании у ребенка правильной речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального функционирования и созревания центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью). Потребность в общении возникает у ребенка в первые два месяца жизни.
В первые шесть месяцев жизни ребенок нуждается в эмоциональном общении со взрослым. В этот период в разговоре с ребенком важно не содержание, а веселая интонация, улыбка – это вызывает у малыша оживление и усиление голосовых реакций.
После шести месяцев ребенка необходимо учить понимать некоторые слова, показывая предметы на которых сейчас сосредоточено внимание ребенка.
Когда малышу около года – стараемся добиваться от него повторения слов, показывая предмет или действие и сопровождая его многократным повторением.
Самые первые слова у ребенка появляются примерно к году. Эти слова очень просты по своему звуковому составу. В дальнейшем словарь ребенка развивается как в количественном так и в качественном отношении. К полутора годам этот запас возрастает до 30 слов, к двум годам- до 200 слов. К школьному возрасту словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.
Чтобы речь ребенка развивалась более эффективно необходимо говорить с маленьким ребенком (возраст от 1 года до 2-х лет) о том, что находится в данный момент в поле его зрения.
На втором году жизни ребенка начинается овладение грамматическим строем речи языка. В этот период, в возрасте около полутора лет, ребенок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами и у него возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом. Первые предложения детей еще очень несовершенны, слова в них еще не согласуются друг с другом, присутствуют так называемые детские аграмматизмы, которые при нормальном ходе речевого развития исчезают не позднее четырехлетнего возраста без всякой специальной помощи.
Отклонения в усвоении грамматического строя речи чаще всего наблюдаются в случаях задержки речевого развития у детей, когда переход к фразовой речи заметно запаздывает. В таких случая необходима целенаправленная, систематическая и настойчивая работа по их преодолению. В ходе специальных занятий у детей воспитываются прочные грамматические стереотипы, которые должны явится как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком языковыми нормами.
Важно создавать условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить его словами.
Развивая речь ребенка через общение важно соблюдать следующие правила:
- учитывать речевые возможности ребенка
- создавать правильную речевую среду
а) четкое звукопроизношение взрослых
б) умеренные ритм и темп речи
в) дозирование речевого потока взрослых
г) говорить только то, что нужно в данный момент
е) малышам давать пошаговые инструкции (засучи рукава, открой кран,..)
ж) дошкольникам старшего возраста следует давать инструкции общего характера
з) усложнение речевого материала в зависимости от возраста ребенка
и) чем старше ребенок, тем большие цели перед ним нужно ставить
Если не упражнять функции мозга, то развитие их будет задерживаться.
Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей?
- Нарушение звукопроизношения
Так называемое косноязычие.
Может быть функциональным. Для его устранения необходимо:
- развивать артикуляционный аппарат
- совершенствовать фонематический слух
- пытаться вызвать у ребенка звук по подражанию
- обратиться при необходимости к специалисту
При органическом косноязычае, обусловленном неправильным строением речевого
аппарата, необходимо:
- как можно раньше обратиться к специалистам по челюстно-лицевой хирургии
- проконсультироваться с логопедом по поводу подбора упражнений для постановки
звуков
- занятия с логопедом.
- Расстройства ритма и темпа
Несудорожное – замедленная речь (брадилалия)
Показаны: медикаментозное лечение, лечебная гимнастика, логоритмика
- ускоренная речь (тахилалия) , показаны: снижение общей возбудимости ребенка, правильное речевое общение.
Судорожное – заикание.
Возникает у детей от 2-х до 5-ти лет из-за испуга, психической травмы, истощающих длительных болезней, из-за перевозбуждения речевых областей мозга ребенка.
У ребят спокойных и уравновешенных заикание возникает крайне редко, поэтому особое внимание необходимо уделять так называемым нервным детям.
Для них особенно важно установить твердый режим, следить, чтобы они имели достаточный сон, не переутомлялись Надо создать для них спокойную обстановку в семье, в детском саду или школе.
Относительно маленьких ребятишек нужно соблюдать особую осторожность в речевых нагрузках, особенно, если у ребенка имеется нарушение звукопроизношения На фоне неотработанной артикуляции обилие новых трудных слов легко приведет к «срыву» нервной деятельности.
- Нарушение слуха и связанные с ним расстройства речи
При малейшем подозрении на нарушение слуха у ребенка нужно обратиться к врачу. При своевременном обращении к специалисту (сурдологу) и систематических занятиях тугоухий или глухой ребенок вырастет полноценным человеком.
- Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи.
Недоразвитие речевой деятельности является результатом или следствием того, что созревание нервных клеток речевой области в силу каких-то причин запаздывает или результатом раннего поражения этих клеток.
У таких детей речь развивается поздно, запас слов пополняется медленно, используются в речи они неправильно. Дети не изменяют слова по числам, падежам, им трудно дается последовательность произнесения звуков, они плохо читают, что затрудняет понимание прочитанного и, как следствие, плохо учатся в школе.
Нередко у этих детей наблюдается плохое развитие моторики – они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с трудом одеваются,…
Утрата речи происходит при очаговых поражениях речевых областей коры мозга у детей или взрослых, речь которых уже была сформирована.
Со всеми перечисленными расстройствами речи можно справиться полностью или добиться значительного улучшения, если своевременно оказать комплексную помощь ребенку (медицинскую, коррекционно-развивающую, оздоровительную), помогать ему настойчиво, с любовью и верой в успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка"
Я предлагаю вашему вниманию статью "Роль семьи в формировании личности ребенка"...
Роль семьи в формировании у ребенка интереса к чтению
Роль семьи в формировании у ребенка интереса к чтениюСемья — основа формирования мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что с...
Роль семьи в формировании личности ребенка
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...
Роль семьи в формировании самооценки ребенка
Иметь обоснованное представление о самооценке ребенка очень важно родителям, педагогам, психологам для установления продуктивных взаимоотношений с ним, для качественного общения, а при необходимости –...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребенка".
Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями; 2.Разработка основных правил семейного воспитанияВ этом родительс...
Родительское собрание Роль семьи в формировании личности ребенка.
Цели родительского собрания:1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их увер...
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....