Речевая компетенция будущего первоклассника
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье освещены основные речевые компетенции, необходимые ребёнку при поступении в первый класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_kompetentsiya_budushchego_pervoklassnika.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая компетенция будущего первоклассника
Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное значение для успешного обучения является наличие определенного уровня развития речи. Готовность речи ребенка к обучению в школе можно определить, оценив разные ее компоненты.
- Состояние произношения.
К б-ти годам ребенок умеет правильно произносить все звуки речи, четко и внятно проговаривать фразы. В норме речь четкая, внятная, без носового оттенка. Если к этому времени ребенок искаженно произносит звуки (при произнесении звуков С, 3, Ц кончик языка просовывается между зубами или при произнесении шипящих звуков имеется хлюпающий призвук и т. п.), то сам ребенок без специальной помощи логопеда не заговорит правильно. Иногда бывает так, что ребенок, вроде бы умея произносить все звуки, недостаточно четко различает на слух некоторые пары (б-п, д-т, с-ц, ш-щ, твердые и мягкие звуки и так далее). Такого рода нарушение указывает на речевое недоразвитые и создает трудности для усвоения грамоты — чтения и письма.
- 3вуко-слоговая структура.
В норме к 7-ми годам дети не затрудняются в произнесении слов любого строения, в том числе и многосложных слов и предложений сними. Иногда дети как бы «коверкают» слова, пропускают слоги, переставляют их, уподобляют один слог другому («мисанер», «леписос», «пипитан»). Такая речь может вызвать улыбку, но на самом деле это указывает на нарушение нервных центров и структур, которые обеспечивают согласованную работу по управлению органами речи. И это почти всегда является одним из симптомов очень тяжело протекающего отклонения. Такие нарушения тоже отражаются на письме.
- Словарный запас.
В норме в словаре детей этого возраста есть слова всех частей речи. Помимо существительных прилагательных и глаголов употребляются числительные, глагольные формы (причастия и деепричастия), появляются сложные предлоги «из-за», «из-под». К школе ребенок должен: употреблять обобщающие понятия (головные уборы, транспорт. времена года), уметь давать определение предмета через род и вид (сахарница — посуда для сахара), использовать в речи слова-антонимы (высокий — низкий), знать не только названия предметов, но и их частей. Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову). При речевой патологии часто отмечаются замены слов (плащ — куртка, шляпа -шапка, шьет — вышивает), названия предметов заменяются названиями действий (ошейник — чтоб собачка не убежала, обувь — на ноги надевают), обнаруживается недостаточный запас знаний об окружающем.
- Грамматический строй речи.
При нормальном речевом развитии дети строят свои высказывания в соответствии с грамматическими нормами. В речи появляются сложные предложения и обороты. Правилами изменения слов по родам числам и падежам и умением правильно сочетать слова практическими методами дети овладевают уже к 4-ем годам. Поэтому у будущего первоклассника не должно быть ошибок типа «много тарелков», хух» (вместо «ушей»), «карандашов», «светили фонариков», «под столе.
- Связная речь.
В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки. Передать небольшой рассказ, поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку.
- Сформированность навыков звукового анализа и синтеза – это умение выделить в звучащем слове звуки, определить их количество и последовательность, назвать звук по заданию (3-й, 5-й), определить место звука в слове, отгадать слово по отдельно названным звукам. Эти навыки чрезвычайно важны для овладения чтением и письмом. Их несформированность неизбежно проявляется на письме в специфических ошибках в виде пропусков букв и слогов, перестановок букв, искажениях слов.
Таким образом, ко времени поступления в школу устная речь ребенка должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевое развитие будущих первоклассников»
Родительское собрание...
Речевая готовность будущего первоклассника
Консультация для родителей...
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД...
Сборник игр, направленных на развитие компетенций будущих первоклассников, а также на преодоление затруднений, выявленных в ходе мониторинговых исследований 2023г.
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023г....
Муниципальный проект: «Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования ключевых компетенций будущих первоклассников»
Образование — одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизнедеятельности, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением.Использование ИКТ технологий в работе педагога сделает п...
«Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования ключевых компетенций будущих первоклассников»
Отчет о проделанной работе...