Речевая готовность будущего первоклассника
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_budushchego_pervoklassnika.docx | 139.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 49»
муниципального образования города Братска
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
«Речевая готовность будущего первоклассника»
Подготовила:
Е.В. Голикова,
учитель-логопед
Одной из наиболее острых и важных проблем современного общества является проблема воспитания молодого поколения, в условиях стремительно изменяющегося мира. В 90-е годы возникла теория поколений, авторами и создателями которой являются ученые Нейл Хоус и Вильям Штраус. Их заинтересовал конфликт между людьми, при котором отсутствуют возрастные разногласия. Условно эти поколения называют Икс, Игрек, Зет и Альфа. В нашей стране они отличаются погруженностью в советское прошлое и мерой причастности к новейшим технологиям. В данный временной отрезок мы работаем с представителями поколения Зет (дети, рожденные после 2000года) и Альфа- (рожденные после 2010 года). Какими они будут в будущем еще трудно сказать, но все они должны быть готовы к обучению в школе. Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению, не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему справиться со школьной программой.
Вот три основные параметра школьной готовности:
- интеллектуальная зрелость;
- эмоциональная зрелость;
- социальная зрелость.
Основным критерием интеллектуальной зрелости является речь ребенка. Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем быстрей ученик овладеет чтением и письмом. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
Основными показателями речевой готовности являются:
1. Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа а-у-и; анализ обратного слога гласный — согласный типа: - aп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Оцениваются умение работать со схемой слова,
разрезной азбукой, владеть навыками послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание произведения. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
6. Достаточный уровень речевой коммуникации. Будущий первоклассник должен уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, последовательно выражать свои мысли.
7. Развитая мелкая моторика. Учеными давно доказано, что мелкая моторика
напрямую влияет на развитие речи ребенка, а в школьном возрасте оказывает прямое влияние на успешность усвоения учебного материала.
Современные родители, занятые своим самообразованием и поиском работы,
удовлетворяющей их потребности, часто подменяют живое общение с детьми на их занятия с гаджетами. Посредством интернета ребенок получает колоссальный поток информации, запоминая только нужную, но не в состоянии ее обработать и систематизировать. Начинает формироваться тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор разрозненных, фрагментарных, мало связанных между собой образов. Такой тип мышления и сознания называется клиповым.
Конечно, необходимо учитывать, что интернет технологии - это неотъемлемая часть мира современного ребенка. Отобрать компьютер теперь не выход, а тупик в отношениях с ним. Значит надо искать альтернативу, менять условия и способы развития речи. Самыми первыми участниками и инициаторами новых форм общения с детьми, должны стать родители.
Давайте подумаем, как мы можем им помочь, соединив наш опыт и новые
технологии.
Рекомендации по развитию правильных речевых навыков.
- Создайте для ребенка его личное пространство, где будут находиться игрушки и игры, соответствующие современным требованиям, интересам и возрасту.
- Интересуйтесь его занятиями ненавязчиво и предлагайте свое участие, помня о том, что вы даете образец речевого общения, а ваш ребенок имеет меньше контактов с людьми, чем предыдущее поколение.
- Для развития общей осведомленности можно использовать умение ребенка делать фотографии на телефон, создавая цикл по разным темам: "Насекомые", "Птицы", "Времена года", "Сад-огород" и т.д. Важно потом просмотреть продукт своего творчества, запомнить названия, особенности, рассказать о них или придумать загадку. Задания такого плана
помогут систематизировать знания и обогатить словарный запас.
- Путешествуйте и совершайте с ребенком экскурсии по городу, сделайте
совместную видеосъемку значимых мест города. Не забудьте о названии города, своей улицы, № дома и № квартиры(ребенок должен знать свой адрес). А потом покажите это друзьям или членам семьи, предложив ребенку роль экскурсовода (текст приготовьте заранее). Фильмы можно снимать обо всем, но главное не количество, а умение рассказать о снятых событиях.
- Помните о том, что ваши дети- личности творческие, они любят природу и бережно к ней относятся. Научите их создавать клипы и фильмы о природе, людях, интересных событиях, озвучивайте и обговаривайте их. Это будет способствовать развитию связной грамматически правильной речи.
- Общение по Скайпу способствует развитию умения вести диалог. Остается одно -найти достойного собеседника. Предложите ребенку роль корреспондента с возможностью взять у кого-либо интервью, а затем прослушайте беседу. Это еще один из способов речевого общения и совершенствования стилистики речи.
- Подберите «умные» компьютерные и интерактивные игры, которые помогут освоить счет, выучить буквы и даже складывать их в слоги. Развивающих игр много, важно чтобы они соответствовали возрасту и интересам ребенка.
- Посещение детских развивающих центров поможет освоить навыки коммуникации и речевого общения; занятия рисованием, лепкой, выжиганием будут способствовать развитию мелкой моторики.
- Для релаксации и отдыха предложите ребенку прослушивание звуков моря, леса, весны, голоса птиц и т.д. Это не только успокаивает, но и способствует развитию слухового восприятия. Также благотворно влияет на развитие мозга классическая музыка.
Об этом можно более подробно посмотреть или прочитать у Т. Черниговской в лекции «Искусство и мозг».
- Эффективными методами взаимодействия с детьми нового поколения признаны сотрудничество, поощрение и похвала. Страхом, криками, угрозами добиться от них хороших результатов не получится.
- Самым проверенным способом развития речи является общение родителей со своими детьми. Вслушайтесь в речь своего ребенка и если услышите недостатки или дефекты ее развития - обратитесь к специалисту, важно начать логопедическую коррекцию еще до поступления в школу.
Резюмируя, можно сказать, что четкая внятная речь будущего первоклассника, правильное звукопроизношение являются залогом успешного речевого развития и предупреждает возникновение трудностей общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в школе.
Желаю успеха в обучении воспитании ваших детей !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность будущих первоклассников.
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Важны...
Доклад на тему: «Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».
Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешном...
«Речевая готовность будущих первоклассников»
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
Речевая готовность будущего первоклассника
Речевая готовность...
Речевая готовность будущего первоклассника.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из...
Консультация для родителей. Речевая готовность будущего первоклассника.
Одной из важнейших задач при подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе как для дошкольных учреждений, так и для семьи является формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонети...
«Речевая готовность будущих первоклассников»
В данной статье идет речь о готовности будущего первоклассника к обучению к школе. Какие компоненты речи должны быть сформированы? И приводится тест, дающий полную характеристику речевого развития буд...