Сборник игр, направленных на развитие компетенций будущих первоклассников, а также на преодоление затруднений, выявленных в ходе мониторинговых исследований 2023г.
материал

Бембеева Виктория Владимировна

    СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr.docx164.04 КБ

Предварительный просмотр:

СБОРНИК ИГР,

НАПРАВЛЕННЫХ

НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023г.

Составили: воспитатели Бембеева В.В

Олейник Е.П

2022г

Ранний возраст

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игра

Цель

Ход игры

Оборудование

Закончи рисунок

развивать внимание, мелкую моторику.

предложить ребенку порисовать вместе. нарисовать цветок со стеблем, а рядом - без стебля, показать ему.

поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). рисовать как можно проще: стебелек - палочка, лепестки - овалы. продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. в следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.

фломастеры, бумага

Чудесное

Превращение

помочь изучить цвета.

с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках - каждую в свой цвет. во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет

(красная и желтая - оранжевый цвет, желтая и синяя - зеленый, красная и синяя - фиолетовый и т. д.). разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

кисточка, краски,

баночки с водой

Лепка

развивать мелкую

моторику; помочь

освоить понятия

«целое»,

«разделенное».

предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. затем вновь соединить их друг с другом. показать ребенку получившийся шар однородной структуры. предложить ребенку сделать то же самое.

пластилин, стека,

доска

Грибная поляна

способствовать

сенсорному развитию.

взять зеленый лист бархатной бумаги. показать ребенку грибные шляпки и ножки. рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «давай поможем им опять стать целыми». выложить на листе грибную поляну.

лист зеленой

бархатной бумаги, шляпки и ножки

грибов

Постройка башенки из кубиков

обучить накладыванию кубика на кубик;

развивать

пространственное

мышление.

дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игра

Цель

Ход игры

Облака, белогривые лошадки...

развитие творческого

воображения, целостного восприятия.

понаблюдайте за облаками. на что они похожи? какие они? веселые, грустные? почему? фантазируйте вместе с ребенком. поощряйте его. закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. на лошадку? тогда дорисуйте хвост. на зайчика? дорисуйте ушки. вспомните песенку «облака, белогривые лошадки...». а может, облака похожи на сказочную птицу? животное?

Кляксография

развитие творческого

воображения и целостного восприятия

на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). согните лист пополам, кляксой внутрь. разверните его. получаются чудесные картинки. просушите лист. на что это похоже? дорисуйте детали.

Превращалка

развитие творческого

воображения и целостного восприятия

покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (градусником для куклы, карандашом, ложкой.) придумывайте вместе. чем больше вариантов, тем лучше.

закрепляем: задайте противоположный вопрос: «какие предметы можно использовать вместо ложки для супа? вместо машинки?».

Кто кем будет?

развитие творческого

воображения и мышления

спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... а может, сказочная птица, динозавр? зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков. закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...). можно выбрать другой вариант игры «кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»?.. усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?..

Разговорчивые

рисунки

развитие связной речи,

творческого воображения.

для начала можно взять любимые игрушки. что может рассказать о себе кукла? зайчик? например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. они любят играть в прятки, в мяч. а может, один зайчик потерялся? как его искали? а может, его хотел обидеть волк? как его спасли другие зайчики?

сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами.

усложняем: можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игра

Цель

Ход игры

Угадай: что я делаю?

оправдать заданную

позу, развивать память, воображение.

педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать её. 1. стоять с поднятой рукой. возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и.т. п. 2. стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. сидеть на корточках. смотрю на разбитую чашку; рисую мелом. 4. наклониться вперед. завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Превращение

предметов

развивать чувство веры и правды, смелость,

сообразительность,

воображение и фантазию.

предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. варианты превращения разных предметов:

• карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ; • маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;

• записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.

Король

(вариант

народной игры)

развивать действия с

воображаемыми

предметами, умение

действовать

согласованно.

выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. затем они группами подходят к королю.

работники. здравствуй, король!

король. здравствуйте!

работники. нужны вам работники?

король. а что вы умеете делать?

работники. а ты отгадай!

дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. король должен отгадать профессию работников. если он сделает

это правильно, то догоняет убегающих детей. первый пойманный ребенок становится королем. со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – добрая, сварливая, легкомысленная).

Волшебные кляксы

развитие творческого воображения; учить

находить сходство

изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Выворачивание

наизнанку

развитие способности к пародированию сказки путем изменения

личностных

физиологических

характеристик сказочных героев, у дошкольников, развивать устную речь, развивать мышление, фантазию, творческие способности.

- предложить ребенку рассказать сказку "колобок" для того, чтобы напомнить общую структуру сказки остальным детям.

- объяснить, что сегодня они будут придумывать сказку "колобок", но это будет другая сказка, непохожая на известную. в которой герои будут те же, но их внешний вид и характер будет изменен. педагог просит посмотреть на свои вещи: у них есть лицевая и изнаночная стороны. эти стороны разные, а вещь одна. вот так и с этой сказкой.

- предложить варианты по изменению физиологических и личностных характеристик:

колобок не круглый, а квадратный;

колобок круглый, но сделан из дерева;

лиса не хитрая, а добрая и над ней все звери смеются, так как она выращивает овощи на огороде и всех ими кормит: зайчат, медвежат, старика и старуху.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игра

Цель

Ход игры

Упражнение со

стульями

прививать умение

свободно перемещаться в пространстве,

координировать свои

действия с

товарищами. (сесть на стулья построив заданную фигуру).

по предложению педагога дети перемещаются со стульями по залу и строят по команде водящего – солнышко, домик, и пр.

Есть или нет?

развивать внимание, память, образное

мышление.

играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий - в центре. он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки верх и кричат: «да!»; если не согласны, опускают руки и кричат:»нет!». есть ли в поле светлячки? есть ли в море рыбки?

есть ли крылья у теленка? есть ли клюв у поросенка?

есть ли гребень у горы? есть ли двери у норы?

есть ли хвост у петуха? есть ли ключ у скрипки?

есть ли рифма у стиха? есть ли в нем ошибки?

Дружные звери

развивать внимание, выдержку,

согласованность действий.

дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны, слоны. затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнять свое движение. например: медведи – топнуть одной ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. можно выбирать других животных и предложить другие движения. главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаться только взглядами.

Телепаты

учить удерживать

внимание, чувствовать партнера.

дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок – «телепат». он должен, не используя слов и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местом. игру продолжает новый «телепат». в дальнейшем можно предложить детям меняться местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться или разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. например: «в разведке», «на охоте», «в царстве кощея» и т. п.

Превращение детей

развивать чувство веры и правды, смелость,

сообразительность и

фантазию.

по команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, грибы, игрушки, лягушек и т. п. педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ 6-7 ЛЕТ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игра

Цель

Ход игры

Измени голос

развивать внимание и

наблюдательность.

дошкольники здороваются друг с другом от лица выдуманного персонажа (зайца, льва и др.), надевая по желанию костюмы и изменяя голос. воспитатель направляет их в процессе действия.

Диктор

развивать наблюдательность и воображение.

ребёнок описывает кого-то из присутствующих по приметам, остальные угадывают. водящие во время игры меняются.

Загадка без слов

развивать мимику и движения.

детей делят на 2 группы. первая — рассматривает картинки и с помощью жестов и мимики загадывает второй группе загадки. затем дети меняются ролями.

Если бы…

развивать воображение,

мимику и движения.

воспитатель предлагает детям:

передавать книгу из рук в руки, как будто это: торт — бомба — стеклянная ваза и др.;

передавать карандаш, представив что это: бусинка — змея — горячий гвоздик и др.;

Вышивка

тренировать согласованность жестов и воображение.

ведущий-«иголка» выбирается считалкой, другие дети берутся за руки и выполняют роль «нитки». ведущий двигается по залу, «вышивая» узоры. темп игры ускоряется, и «нитка» должна держать форму. на пути «иголки» можно ставить препятствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи будущего первоклассника"

Консультативный материал для родителей....

Игры на развитие внимания будущих первоклассников.

Важное место в подготовке к школе занимает развитие внимания и саморегуляции. предлагаем простые игры, которые быстро помогут ребенку подготовиться к школе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","...

"Основные направления развития речи будущих первоклассников"

Данные рекомендации можно использовать на консультации для родителей или воспитателей....

На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника

На что следует обратить внимание в развитии речибудущего первоклассника...

Речевая компетенция будущего первоклассника

В статье освещены основные речевые компетенции, необходимые ребёнку при поступении в первый класс....

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД...