Сборник игр, направленных на развитие компетенций будущих первоклассников, а также на преодоление затруднений, выявленных в ходе мониторинговых исследований 2023г.
материал
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igr.docx | 164.04 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК ИГР,
НАПРАВЛЕННЫХ
НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023г.
Составили: воспитатели Бембеева В.В
Олейник Е.П
2022г
Ранний возраст
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Игра | Цель | Ход игры | Оборудование |
Закончи рисунок | развивать внимание, мелкую моторику. | предложить ребенку порисовать вместе. нарисовать цветок со стеблем, а рядом - без стебля, показать ему. поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). рисовать как можно проще: стебелек - палочка, лепестки - овалы. продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. в следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д. | фломастеры, бумага |
Чудесное Превращение | помочь изучить цвета. | с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках - каждую в свой цвет. во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая - оранжевый цвет, желтая и синяя - зеленый, красная и синяя - фиолетовый и т. д.). разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками. | кисточка, краски, баночки с водой |
Лепка | развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное». | предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. затем вновь соединить их друг с другом. показать ребенку получившийся шар однородной структуры. предложить ребенку сделать то же самое. | пластилин, стека, доска |
Грибная поляна | способствовать сенсорному развитию. | взять зеленый лист бархатной бумаги. показать ребенку грибные шляпки и ножки. рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «давай поможем им опять стать целыми». выложить на листе грибную поляну. | лист зеленой бархатной бумаги, шляпки и ножки грибов |
Постройка башенки из кубиков | обучить накладыванию кубика на кубик; развивать пространственное мышление. | дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей. |
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Игра | Цель | Ход игры |
Облака, белогривые лошадки... | развитие творческого воображения, целостного восприятия. | понаблюдайте за облаками. на что они похожи? какие они? веселые, грустные? почему? фантазируйте вместе с ребенком. поощряйте его. закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. на лошадку? тогда дорисуйте хвост. на зайчика? дорисуйте ушки. вспомните песенку «облака, белогривые лошадки...». а может, облака похожи на сказочную птицу? животное? |
Кляксография | развитие творческого воображения и целостного восприятия | на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). согните лист пополам, кляксой внутрь. разверните его. получаются чудесные картинки. просушите лист. на что это похоже? дорисуйте детали. |
Превращалка | развитие творческого воображения и целостного восприятия | покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (градусником для куклы, карандашом, ложкой.) придумывайте вместе. чем больше вариантов, тем лучше. закрепляем: задайте противоположный вопрос: «какие предметы можно использовать вместо ложки для супа? вместо машинки?». |
Кто кем будет? | развитие творческого воображения и мышления | спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... а может, сказочная птица, динозавр? зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков. закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...). можно выбрать другой вариант игры «кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»?.. усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?.. |
Разговорчивые рисунки | развитие связной речи, творческого воображения. | для начала можно взять любимые игрушки. что может рассказать о себе кукла? зайчик? например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. они любят играть в прятки, в мяч. а может, один зайчик потерялся? как его искали? а может, его хотел обидеть волк? как его спасли другие зайчики? сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами. усложняем: можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения. |
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Игра | Цель | Ход игры |
Угадай: что я делаю? | оправдать заданную позу, развивать память, воображение. | педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать её. 1. стоять с поднятой рукой. возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и.т. п. 2. стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол. 3. сидеть на корточках. смотрю на разбитую чашку; рисую мелом. 4. наклониться вперед. завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок. |
Превращение предметов | развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. | предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. варианты превращения разных предметов: • карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ; • маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ; • записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра. можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д. |
Король (вариант народной игры) | развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно. | выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. затем они группами подходят к королю. работники. здравствуй, король! король. здравствуйте! работники. нужны вам работники? король. а что вы умеете делать? работники. а ты отгадай! дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. король должен отгадать профессию работников. если он сделает |
это правильно, то догоняет убегающих детей. первый пойманный ребенок становится королем. со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – добрая, сварливая, легкомысленная). | ||
Волшебные кляксы | развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. | предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. |
Выворачивание наизнанку | развитие способности к пародированию сказки путем изменения личностных физиологических характеристик сказочных героев, у дошкольников, развивать устную речь, развивать мышление, фантазию, творческие способности. | - предложить ребенку рассказать сказку "колобок" для того, чтобы напомнить общую структуру сказки остальным детям. - объяснить, что сегодня они будут придумывать сказку "колобок", но это будет другая сказка, непохожая на известную. в которой герои будут те же, но их внешний вид и характер будет изменен. педагог просит посмотреть на свои вещи: у них есть лицевая и изнаночная стороны. эти стороны разные, а вещь одна. вот так и с этой сказкой. - предложить варианты по изменению физиологических и личностных характеристик: колобок не круглый, а квадратный; колобок круглый, но сделан из дерева; лиса не хитрая, а добрая и над ней все звери смеются, так как она выращивает овощи на огороде и всех ими кормит: зайчат, медвежат, старика и старуху. |
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Игра | Цель | Ход игры |
Упражнение со стульями | прививать умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (сесть на стулья построив заданную фигуру). | по предложению педагога дети перемещаются со стульями по залу и строят по команде водящего – солнышко, домик, и пр. |
Есть или нет? | развивать внимание, память, образное мышление. | играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий - в центре. он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки верх и кричат: «да!»; если не согласны, опускают руки и кричат:»нет!». есть ли в поле светлячки? есть ли в море рыбки? есть ли крылья у теленка? есть ли клюв у поросенка? есть ли гребень у горы? есть ли двери у норы? есть ли хвост у петуха? есть ли ключ у скрипки? есть ли рифма у стиха? есть ли в нем ошибки? |
Дружные звери | развивать внимание, выдержку, согласованность действий. | дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны, слоны. затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнять свое движение. например: медведи – топнуть одной ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. можно выбирать других животных и предложить другие движения. главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаться только взглядами. |
Телепаты | учить удерживать внимание, чувствовать партнера. | дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок – «телепат». он должен, не используя слов и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местом. игру продолжает новый «телепат». в дальнейшем можно предложить детям меняться местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться или разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. например: «в разведке», «на охоте», «в царстве кощея» и т. п. |
Превращение детей | развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность и фантазию. | по команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, грибы, игрушки, лягушек и т. п. педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ВОЗРАСТ 6-7 ЛЕТ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Игра | Цель | Ход игры |
Измени голос | развивать внимание и наблюдательность. | дошкольники здороваются друг с другом от лица выдуманного персонажа (зайца, льва и др.), надевая по желанию костюмы и изменяя голос. воспитатель направляет их в процессе действия. |
Диктор | развивать наблюдательность и воображение. | ребёнок описывает кого-то из присутствующих по приметам, остальные угадывают. водящие во время игры меняются. |
Загадка без слов | развивать мимику и движения. | детей делят на 2 группы. первая — рассматривает картинки и с помощью жестов и мимики загадывает второй группе загадки. затем дети меняются ролями. |
Если бы… | развивать воображение, мимику и движения. | воспитатель предлагает детям: передавать книгу из рук в руки, как будто это: торт — бомба — стеклянная ваза и др.; передавать карандаш, представив что это: бусинка — змея — горячий гвоздик и др.; |
Вышивка | тренировать согласованность жестов и воображение. | ведущий-«иголка» выбирается считалкой, другие дети берутся за руки и выполняют роль «нитки». ведущий двигается по залу, «вышивая» узоры. темп игры ускоряется, и «нитка» должна держать форму. на пути «иголки» можно ставить препятствия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи будущего первоклассника"
Консультативный материал для родителей....
Игры на развитие внимания будущих первоклассников.
Важное место в подготовке к школе занимает развитие внимания и саморегуляции. предлагаем простые игры, которые быстро помогут ребенку подготовиться к школе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","...
"Основные направления развития речи будущих первоклассников"
Данные рекомендации можно использовать на консультации для родителей или воспитателей....
На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника
На что следует обратить внимание в развитии речибудущего первоклассника...
Речевая компетенция будущего первоклассника
В статье освещены основные речевые компетенции, необходимые ребёнку при поступении в первый класс....
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД...