Система мониторинга
материал по логопедии (старшая группа)
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг речевого развития | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый. Первичный этап представляет собой обследование речи в начале учебного года - 1– 2 неделя сентября, второй этап – середина учебного года 3-4 неделя декабря, третий этап – итоговое обследование в конце учебного года – 3-4 неделя мая.
Речевое обследование проводится по следующим направлениям:
• Звукопроизношение
• Фонематические процессы и слуховое восприятие
• Словарный запас
• Грамматический строй
• Связная речь
• Слоговая структура слова
На каждого ребёнка заводится диагностическая карта речевого развития, позволяющий увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.
Для большей наглядности составляется групповая диаграмма путём выведения среднего балла по каждому речевому компоненту на начало, середину и конец учебного года:
1 – низкий уровень;
2 –средний уровень;
3 – высокий уровень.
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.
Результаты обследования речевого развития детей позволяют сделать выводы о динамике речевого развития дошкольников, об особенностях индивидуально-личностного развития, о перспективе деятельности логопеда и всех участников образовательной деятельности.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи
1. Активный словарь.
Низкий уровень – не называет слова или очень ограниченно.
Словарный запас резко ограничен. Может использовать номинативный словарь, в пределах обихода. Предикативный почти отсутствует.
Средний уровень – называет, опираясь на помощь педагога.
Словарный запас ниже возрастной нормы. Преобладает номинативный и предикативный словарь. Неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
Высокий уровень – называет самостоятельно.
Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) соответствует возрастной норме, либо в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
2. Состояние грамматического строя речи.
Низкий уровень – не владеет способами словоизменения и словообразования.
Грамматический строй речи не сформирован. Смешение падежных форм, употребление существительных в И.п., а глаголов в инфинитиве; отсутствует согласование (прилагательное + существительное; числительное +существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода, глаголов, в изменении имён существительных по числам. Не владеет навыком словообразования.
Средний уровень – не достаточно владеет (помощь педагога).
Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Правильно употребляет простые грамматические формы, допускает единичные ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных. Пропускает и заменяет предлоги. Ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Высокий уровень – владеет способами словоизменения и словообразования.
Грамматический строй речи сформирован по возрасту, в пределах возрастной нормы. Ребёнок правильно выполняет задания по словоизменению и словообразованию. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3. Состояние связной речи
Низкий уровень развития
Связная речь не сформирована. Пересказ и рассказ не доступен. Возможно перечисление предметов, изображённых на картинках. Серию картинок не раскладывает, либо раскладывает по наводящим вопросам, подсказкам.
Средний уровень развития
Связная речь в стадии формирования. Пересказ составлен с помощью. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, отмечаются аграмматизмы. Серию сюжетных картин раскладывает, может допускать ошибки.
Высокий уровень развития
Связная речь в пределах возрастной нормы. Пересказ составлен самостоятельно, либо с некоторой помощью, без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет. Рассказ соответствует изображённой ситуации.
4. Состояние звукослоговой структуры слова
Низкий уровень развития - многочисленные искажения слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала.
Средний уровень развития - слова (фразы) воспроизводятся в замедленном темпе, 1 -2 слова (фразы) с искажением слоговой структуры.
Высокий уровень развития - все слова (фразы) воспроизводятся правильно.
5. Состояние звукопроизношения.
Низкий уровень – отсутствует звук.
Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная.
Средний уровень – звук поставлен, но не автоматизирован.
Изолированно звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается недифференцированность в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.
Высокий уровень – звук автоматизирован.
Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
6. Состояние фонематических процессов и слуховосприятия
Низкий уровень развития - большинство заданий не выполняется.
При выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна, даже после разбора образца.
Средний уровень развития - задания выполняются в замедленном темпе, большинство заданий воспроизводятся неточно, с ошибками.
Высокий уровень развития - задания выполнены правильно.
Все фонетические процессы в норме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...
Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования (приказ МОиНРФ от 23.11.2009 г. №655)...
Система мониторинга в ДОУ (физическое развитие)
Актуальность проблемы использования мониторинга в дошкольном образовательном учреждении. Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольно...
создание системы мониторинга в доу
Описание опыта работы МДОУ № 32 по созданию мониторинга. Материал был представлен на методическом объединении руководителей....
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Данная презентация содержит определения мониторинга, цель педагогического мониторинга и его функции, а так же определения методов и форм мониторинга. ...
Презентация: "Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования"
Ежегодный комплексный мониторинг: участники, компоненты, нормативные документы. Что включает в себя реализация всех позиций мониторинга. Компоненты мониторинга качества дошкольного образования. ...
Система мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения Программы/
В материале представлены материалы, позволяющие педагогу выявить промежуточные результаты освоения Программы воспитанниками ДОУ и динамику формирования интегративных качеств дошкольников в кажды...