Система мониторинга в ДОУ (физическое развитие)
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Желудкова Лариса Альбертовна

Актуальность проблемы использования мониторинга в дошкольном образовательном учреждении. Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживатьпроцесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Слайд 2 Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ требованиям дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к ООП ДО (Приказ Минобрнауки РФ то 23.11.2009г. №655). Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а так же дающая возможность прогноза развития педагогической системы. С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы и оценивания как мониторинг и диагностика. Но мониторинг включает в себя диагностику как метод сбора информации. Такое сочетание и взаимосвязь позволяет получить разносторонние сведения о качестве образования в дошкольном учреждении, а так же отразить  динамику развития воспитательно-образовательного процесса. Актуальность данного вопроса предполагает результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка. Выявленные проблемы. В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста. Слайд 3 Выпущена серия диагностических журналов для дошкольников. Материалы включают в себя специально разработанные методические пособия для проведения систематической и профессиональной диагностики результативности обучения и воспитания детей в различных группах дошкольных образовательных учреждений. С их помощью воспитатели и психологи могут сделать мониторинг развития детей, отследить происходящие изменения в их психическом, интеллектуальном и физическом развитии, а значит, вовремя подкорректировать выявленные недостатки.Слайд 4 Само по себе использование диагностики является позитивным моментом  образовательного процесса. Однако необходимо отметить ряд негативных факторов:- на данный момент используемые  нами технологии и методики разработаны и изданы ведущими педагогами - специалистами в сфере дошкольного образования, ни одна из методик, технологий не имеют грифа Минобрнауки РФ;- педагоги затрудняются; объяснить критерии оценки исследуемого качества;- педагоги затрудняются в выборе диагностического материала, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения;- часто к результатам диагностики педагоги и специалисты относятся более чем формально, не используя их в планировании и организации жизнедеятельности детей; Эти негативные факторы объясняются рядом объективных причин:- отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики;- недостаточная оснащенность дошкольных учреждений диагностическими комплексами для обследования. 3. Опыт работы ДОУ Мониторинг в дошкольном учреждении предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объектах мониторинга):- Дети;- Воспитатели;- Родители. Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мы создали системы мониторинга в нашем дошкольном учреждении. Слайд 5 Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств.Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. азработчики ФГТ ООП предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества,которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.Слайд 6 Приступая к работе, мы разработали Положение о мониторинге в дошкольном образовательном учреждении, определили время проведения мониторинга, его  цели и задачи, выявили направления и методы, которые будем использовать в работе. Я не буду останавливать ваше внимание на всех видах мониторинга. Но хочу отметить необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ. К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:- изучение продуктов детской деятельности;- игровые тестовые задания;- проведение контрольно- оценочных занятий;- собеседование с педагогами, детьми, родителями;- анкетирование;- анализ документации и хронометраж режима дня и др.Слайд 7 Качество и эффективность образовательной работы с детьми; контролируется педагогами ДОУ два раза в год:- на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;- в конце – с целью отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов.  В середине года (декабрь) проводится промежуточная диагностика. Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико-психолого-педагогическое развитие каждого ребенка.Слайд 8 Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а так же определять трудности в формировании определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, таким образом, оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку воспитателей. Полученные результаты интегративных качеств личности детей соотносят с результатами мониторинга уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, физического здоровья – медицинский персонал, физических качеств детей – инструктор по физической культуре. Основные методы диагностики, используемые в ДОУ  -  это  наблюдение, - игровые тестовые задания, беседа и анализ продуктов деятельности.

 

Результаты оценки проведения мониторинга оформляются графически и в сводных таблицах.

Наличие математической обработки результатов мониторинга  обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого ребенка в соответствии с ФГТ ООП. Выделено девять интегративных качеств (в соответствии с ФГТ ООП) на формирование которых направлена работа каждого дошкольного образовательного учреждения. На примере оценки первого интегративного качества: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Оценку данного интегративного качества осуществляет медицинская сестра и инструктор по физической культуре.Слайд 9 Создавая систему мониторинга первого интегративного качества, мы опирались на следующие нормативные документы: - Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.- Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возрастаСлайд 10 Схема медико-педагогического мониторинга представляет собой таблицу, в которой отражены методы диагностики, показатели, оценка, возраст, время проведения, ответственные.Оценка проводится на основе нормативных документов имеющихся в ДОУ:- Антропометрические показатели физического развития детей (для центральных районов России); - Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей; - Средние возрастно-половые показатели физических качеств детей;- Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду( количество движений-локомоций по шагомеру);- Оценка состояния здоровья детей по количеству  заболеваний органов дыхания;- Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов. Помимо обследования уровня физических качеств детей и освоения ими основных видов движений инструктор по физической культуре для диагностического обследования использует диагностические карты, раскрывающие первый интегративный навык (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. по следующим параметрам:Слайд 11 - владеет основными движениями;- проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях,- владеет доступными навыками самообслуживания, знаком с понятием «здоровье», «болезнь»;- знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений, правильном  питании, закаливании, гигиене; Выводит показатель по каждому ребенку (среднее значение) и итоговый показатель по группе – т.е. мы видим вновь двухступенчатую оценку:- считается итоговый показатель  по каждому ребенку;- считается итоговый показатель по группе. Таким образом мы можем выделить детей с проблемами; в формировании интегративных качеств и оперативно осуществлять психолого-педагогическую поддержку педагогов. Представленная диагностическая система позволяет оценить как итоговый результат освоение ООП ДО, так и промежуточные результаты на протяжении всего периода освоения программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

« Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов Программы

на основе оценки развития интегративных качеств».

Желудкова Л.А., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 67» ЭМР

г. Энгельс 2012г

  1. Актуальность проблемы использования мониторинга в дошкольном образовательном учреждении.

         Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования.

Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Слайд 2

Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ требованиям дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к ООП ДО (Приказ Минобрнауки РФ то 23.11.2009г. №655).

 Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а так же дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы и оценивания как мониторинг и диагностика. Но мониторинг включает в себя диагностику как метод сбора информации. Такое сочетание и взаимосвязь позволяет получить разносторонние сведения о качестве образования в дошкольном учреждении, а так же отразить  динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность данного вопроса предполагает результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка.

2. Выявленные проблемы

В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Выпущена серия диагностических журналов для дошкольников. Материалы включают в себя специально разработанные методические пособия для проведения систематической и профессиональной диагностики результативности обучения и воспитания детей в различных группах дошкольных образовательных учреждений. С их помощью воспитатели и психологи могут сделать мониторинг развития детей, отследить происходящие изменения в их психическом, интеллектуальном и физическом развитии, а значит, вовремя подкорректировать выявленные недостатки.

Слайд 4

Само по себе использование диагностики является позитивным моментом  образовательного процесса. Однако необходимо отметить ряд негативных факторов:

- на данный момент используемые  нами технологии и методики разработаны и изданы ведущими педагогами - специалистами в сфере дошкольного образования, ни одна из методик, технологий не имеют грифа Минобрнауки РФ;

- педагоги затрудняются  объяснить критерии оценки исследуемого качества;

- педагоги затрудняются в выборе диагностического материала, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения;

- часто к результатам диагностики педагоги и специалисты относятся более чем формально, не используя их в планировании и организации жизнедеятельности детей;

Эти негативные факторы объясняются рядом объективных причин:

- отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики;

-       кадровая проблема;

- недостаточная оснащенность дошкольных учреждений диагностическими комплексами для обследования.

3. Опыт работы ДОУ

Мониторинг в дошкольном учреждении предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объектах мониторинга):

- Дети;

- Воспитатели;

- Родители.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мы создали системы мониторинга в нашем дошкольном учреждении.

Слайд 5

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

Разработчики ФГТ ООП предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Слайд 6

Приступая к работе, мы разработали Положение о мониторинге в дошкольном образовательном учреждении, определили время проведения мониторинга, его  цели и задачи, выявили направления и методы, которые будем использовать в работе.

Я не буду останавливать ваше внимание на всех видах мониторинга. Но хочу отметить необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:

- изучение продуктов детской деятельности;

- игровые тестовые задания;

- проведение контрольно- оценочных занятий;

- собеседование с педагогами, детьми, родителями;  

- анкетирование;

- анализ документации и хронометраж режима дня и др.

Слайд 7

Качество и эффективность образовательной работы с детьми  контролируется педагогами ДОУ два раза в год:

- на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;

- в конце – с целью отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов.  В середине года (декабрь) проводится промежуточная диагностика. Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико-психолого-педагогическое развитие каждого ребенка.

Слайд 8

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а так же определять трудности в формировании определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, таким образом, оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку воспитателей.

Полученные результаты интегративных качеств личности детей соотносят с результатами мониторинга уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, физического здоровья – медицинский персонал, физических качеств детей – инструктор по физической культуре.

Основные методы диагностики, используемые в ДОУ  -  это  наблюдение, - игровые тестовые задания, беседа и анализ продуктов деятельности.

Результаты оценки проведения мониторинга оформляются графически и в сводных таблицах.

Наличие математической обработки результатов мониторинга  обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого ребенка в соответствии с ФГТ ООП.

Выделено девять интегративных качеств (в соответствии с ФГТ ООП) на формирование которых направлена работа каждого дошкольного образовательного учреждения.

На примере оценки первого интегративного качества: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Оценку данного интегративного качества осуществляет медицинская сестра и инструктор по физической культуре.

Слайд 9

Создавая систему мониторинга первого интегративного качества, мы опирались на следующие нормативные документы:

- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  1. Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.

- Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста

Слайд 10

Схема медико-педагогического мониторинга представляет собой таблицу, в которой отражены методы диагностики, показатели, оценка, возраст, время проведения, ответственные.

Оценка проводится на основе нормативных документов имеющихся в ДОУ:

- Антропометрические показатели физического развития детей (для центральных районов России);

   - Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей;

   - Средние возрастно-половые показатели физических качеств детей;

 - Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду( количество движений-локомоций по шагомеру);

- Оценка состояния здоровья детей по количеству  заболеваний органов дыхания;

- Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.


Схема медико-педагогического мониторинга

Методы диагностики

Показатели

Оценка

Возраст

Время

проведения

Ответственные

Антропометрия

Рост: - мальчики,   девочки

Антропометрические показатели физического развития

4-7 лет

Сентябрь / Май

Медицинская сестра

Вес: мальчики,   девочки

Спирометрия

Жизненная емкость легких

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей

4-7 лет

Сентябрь / Май

Медицинская сестра

Динамометирия

Мышечная сила правой и левой кисти

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей

4-7 лет

Сентябрь / Май

Медицинская сестра

Комплекс двигательных заданий, определяющих уровень развития физических качеств

Уровень развития  физических качеств

Средние возрастно-половые показатели физических качеств детей 4 – 7 лет

4-7 лет

Сентябрь / Май

Инструктор по физической культуре, медицинская сестра

Комплекс двигательных заданий, определяющих сформированность необходимых навыков и умений

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, равновесие, метание, спортивные упражнения

Соответствие возрастным требованиям

3-7 лет

Май

Инструктор по физической культуре

Шагометрия

Объем двигательной активности за полный день пребывания в детском саду

Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду( количество движений-локомоций по шагомеру)

3-7 лет

В течение года в каждой группе  (по плану)

Старший воспитатель

Анализ заболеваемости (ОРЗ) за год

Кратность заболевания

Оценка состояния здоровья детей по количеству  заболеваний органов дыхания

3-7 лет

Сентябрь / Май

Медицинская сестра

Инфекционный индекс

Зубная формула

Количество постоянных зубов

Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

с 5 лет

Сентябрь / Май

Медицинская сестра


Помимо обследования уровня физических качеств детей и освоения ими основных видов движений инструктор по физической культуре  для диагностического обследования использует диагностические карты, раскрывающие  первый интегративный навык (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. ) по следующим параметрам:

Слайд 11

- владеет основными движениями;

- проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях,

- владеет доступными навыками самообслуживания, знаком с понятием «здоровье», «болезнь»;

- знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений, правильном  питании, закаливании, гигиене;

  Выводит показатель по каждому ребенку (среднее значение) и итоговый показатель по группе – т.е. мы видим вновь двухступенчатую оценку:

- считается итоговый показатель  по каждому ребенку;

- считается итоговый показатель по группе.

Таким образом мы можем выделить детей  с проблемами  в формировании интегративных качеств и оперативно осуществлять психолого-педагогическую поддержку педагогов.

Представленная диагностическая система позволяет оценить как итоговый результат освоение ООП ДО, так и промежуточные результаты на протяжении всего периода освоения программы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ

Мониторинг здоровья и  физического развития детей в ДОУ...

Мониторинг образовательной области «Физическое развитие»

Мониторинг проведен на начало и конец учебного года...

Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"

Мониторинг  физического развития  дошкольников  (единая российская система мониторинга...

Система мониторинга здоровья и физического развития детей в ДОУ

Система мониторинга здоровья и физического развития детей в ДОУ...

Мониторинг здоровья и физического развития дошкольников

Цель моноторинга повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми...

Консультация для педагогов "Система педагогической работы по физическому развитию детей раннего и дошкольного возраста"

Важнейшим этапов в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. ФГОС ДО нацеливают содержание образовательной области "Физическое развит...